Правовой статус судебного эксперта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:47, сочинение

Краткое описание

Государственный эксперт не вправе:
- принимать поручения о производстве экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;
- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;
- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;
- самостоятельно собирать материалы для производства экспертизы;

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
по подготовке специалистов для судебной системы

 


 

 

 

 


Эссе на тему:

Правовой статус судебного эксперта

 

 

 

 

 

 

 

Студентка очной формы обучения 
4 курса 147группы

Симон Юлия Кирилловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Правовой статус эксперта.

 

Судебный эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное судом в порядке, установленном процессуальным законодательством (ст. 79 ГПК, 55 АПК, 57 УПК, 25.9 КоАП) для производства судебной экспертизы и дачи заключения. 

Государственным судебным экспертом  является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Статьей 13 Федеральный закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" определены профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному эксперту.

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать:

- гражданин Российской  Федерации, имеющий высшее профессиональное  образование и прошедший последующую  подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

- имеющий среднее специальное  экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Согласно ст. 16 эксперт обязан:

- принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

- провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

- составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу, которые назначили экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении, современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы;

- не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе те, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет  обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Государственный эксперт не вправе:

- принимать поручения о производстве экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

- осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

- вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

- самостоятельно собирать материалы для производства экспертизы;

- сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

- уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших экспертизу;

- проводить экспертизу по делу, в котором ранее принимал участие в качестве специалиста, ревизора.

В соответствии со ст. 17 эксперт вправе:

- ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

- делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

- обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших экспертизу, если они нарушают права эксперта;

- участвовать в производстве комиссионных экспертиз (ст.22, 23 Закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ).

Эксперт также имеет права, предусмотренные  соответствующим процессуальным законодательством  Российской Федерации.

Государственному судебно-экспертному  учреждению не может быть поручено производство экспертизы (а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается), если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения (ст. 18 Закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ),

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

Полноценную, независимую, законную и  эффективную деятельность эксперта обязан обеспечить руководитель экспертного учреждения, правовой статус которого также находит подробное отражение в ст. 14, 15 Закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

Итак, экспертиза как процессуальное действие представляет собой самостоятельное исследование, проводимое в целях установления тех существенных обстоятельств, для выяснения которых нужны специальные познания, а не контрольные действия по отношению к выводам ревизии.

Основные положения об экспертных исследованиях, порождающих новые процессуальные доказательства, а также требования к проводимым их субъектам подлежат государственно-правовому регулированию.

Судебная экспертиза в соответствии с действующим законодательством  может проводиться и вне государственного судебно-экспертного учреждения, в том числе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами с учетом квалификации специалистов и при соблюдении всех материально-правовых и процессуальных нормативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
  2. ГАРАНТ Информационно-правовой портал www.garant.ru

Информация о работе Правовой статус судебного эксперта