Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 15:28, контрольная работа
Цель данной работы: описать суть реализации принципа законности в деятельности судов.
Конституционные принципы правосудия -- это закрепленные в Конституции (гл. 7) и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.
Введение 3
Принципы арбитражного процесса. 4
Принцип законности в арбитражном процессе. 9
Заключение 20
Список литературы 21
Следует выделить такие гарантии реализации принципа законности, как возможность отвода судьи (ст. 16 АПК РФ) , участие прокурора в деле (ст. 41 АПК РФ) , участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов (ст. 42 АПК РФ) , возможность стороны иметь представителя (ст. 77 АПК РФ) , четкий регламент формы и содержания искового заявления (ст. 102 АПК РФ) , и ограниченный перечень оснований к отказу в его принятии (ст. 107 АПК РФ) . Впервые в арбитражном процессуальном кодексе предусмотрено составление протокола судебного заседания (ст. 123 АПК РФ) . В случае обжалования судебных актов в вышестоящий арбитражный суд по протоколу можно проверить законность ведения процесса и совершение отдельных процессуальных действий.
В качестве гарантии принципа законности в арбитражном процессе установлена письменная форма решения и подробно регламентировано его структурное содержание (ст. 126- 127 АПК РФ) .
Цель арбитражного процесса состоит в том, чтобы в результате рассмотрения дела были установлены действительные фактические обстоятельства дела, должна быть правильно применена норма материального права.
Норма материального права считаются нарушенные или неправильно примененными, если: 1. арбитражный суд применил закона, подлежащего применению; 2. применил закон не подлежащий применению; 3. неправильно истолкован закон.
Правильному применению закону всегда предшествует процессуальная деятельность сторон и арбитражного суда по установлению оснований возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей сторон, т. Е., юридических фактов. Процесс познания в арбитражных судах включает в себя как установление фактов, с которыми стороны связывают возникновение изменений или прекращение пава так и правовую оценку установленных фактов.
Нельзя считать принцип законности реализованным, если по конкретному делу арбитражный суд не установит полно и верно действительные обстоятельства по делу, права и обязанности сторон. Действующее законодательство об арбитражном судопроизводстве предусматривает перечень доказательств, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства (ст. 52 АПК РФ) , порядок их представления, истребования(ст. 54 АПК РФ) , правило оценки доказательств(ст. 59 АПК РФ) .
Принцип законности означает, что при рассмотрении и разрешении арбитражным судом отнесенных к его ведению споров должна строго соблюдаться установленная арбитражным законодательством процессуальная форма деятельности, т.е. порядок определения лиц, участвующих в деле, возбуждения процесса, извещения и вызов участников процесса, подготовка дела к суду и разбирательству, ведения дела в судебном разбирательстве, обжалование решений или определения, также исполнения решения суда.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ (организационно- функциональные принципы) Принцип организации системы арбитражных судов является одним из основополагающих принципов всей системы принципов, поэтому существует такая классификация: Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность.
Изначальным организационным принципом арбитражного процесса
является принцип выборности судей арбитражных
судов. Закон РФ “Об арбитражном суде”
, принятый 4 июля 1991 года (ст. 13) , предусматривал
образование арбитражных судов на началах
выборности. Данное положение было закреплено
также в ст. 6 Закона “О статусе судей в
РФ” .
В настоящее время арбитражные суды формируются
иначе и судьи арбитражных судов не избираются,
а назначаются на должность.
Существует два пути назначения судей
арбитражных судов на должность: одни
судьи назначаются на должность Советом
Федерации Федерального Собрания РФ, другие
- Президентом РФ.
Независимо от того, в каком порядке происходит
назначение на должность арбитражного
судьи, ни одно лицо не может быть представлено
к назначению без соглашения соответствующей
квалификационной коллегии судей.
Советом Федерации Федерального Собрания
РФ по представлению Президента РФ назначается
на должность Председатель Высшего Арбитражного
Суда РФ.
По представлению Президента РФ, основанному
на представлении Председателя Высшего
Арбитражного Суда РФ, Совет Федерации
Федерального Собрания РФ назначает на
должность также заместителей Председателя
Высшего Арбитражного Суда РФ и других
судей Высшего Арбитражного Суда РФ (п.
1 ст. 8 Федерального конституционного
закона РФ “Об арбитражных судах в РФ”
) .
Председатели, заместители председателей
и судьи арбитражных судов субъектов РФ
назначаются на должность Президентом
РФ по представлению Председателя Высшего
арбитражного Суда РФ с учетом мнения
законодательных (представительных) органов
соответствующих субъектов РФ.
Полномочия судей арбитражных судов
арбитражных судов не ограничены какимлибо
сроком. (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей
в РФ” ) . Прекращение полномочий судьи
допускается только по решению соответствующей
квалификационной коллегии судей (ст.
8 Закона “Об арбитражных судах в РФ”
) .
Принцип сочетания единоличного и коллегиального
состава суда при рассмотрении дел.
Дела в первой инстанции рассматриваются
судьями арбитражного суда единолично.
При этом они действуют от имени суда.
По решению председателя арбитражного
суда любое дело может быть рассмотрено
в суде первой инстанции коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении и разрешении
дела в состав суда должно входить трое
или другое нечетное количество судей.
Обязательный коллегиальный состав суда
предусмотрен при рассмотрении в суде
первой инстанции дел о признании недействительными
актов государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов,
а также дел о несостоятельности (банкротстве)
. Все дела апелляционной, кассационной
и надзорной инстанции рассматриваются
только коллегиальным составом суда (ст.
14 АПК РФ) .
Вопросы, возникающие при рассмотрении
дел арбитражным судом в коллегиальном
составе, разрешаются судьями большинством
голосов. Никто из судей не вправе воздержаться
от голосования. Председательствующий
в заседании голосует последним. Судья,
не согласный с решением большинства,
обязан подписать это решение и вправе
изложить в письменном виде, свое особое
мнение, которое приобщается к делу, но
не объявляется. Лиц, участвующих в деле,
с особым мнением не знакомят. Оно может
учитываться судом при пересмотре решения
в случае его обжалования.
Высший арбитражный суд проводит в течение
трех лет эксперимент по рассмотрению
дел с привлечение арбитражных заседателей
(ст. 8 Федерального закона РФ “О введение
в действие АПК РФ” от 5 мая 1995 года) .
Принцип независимости судей арбитражного
суда.
Принцип независимости судей арбитражных
судов отнесен к числу основных принципов
деятельности арбитражных судов в РФ (ст.
6 Федерального конституционного закона
“Об арбитражных судах в РФ” ) .
Этот принцип означает, что при осуществлении
правосудия судьи арбитражного суда независимы,
подчиняются только Конституции РФи федеральному
закону.
Какое бы то ни было построение воздействие
на судей, вмешательство в их деятельность
любых государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов,
организаций, должностных лиц и граждан
не допустимы и влекут за собой ответственность,
установленную административным и уголовным
законодательством.
Суждения о фактических обстоятельствах
дела, достоверности доказательств, о
правах и обязанностях сторон должны быть
убеждениями самих судей арбитражного
суда, а не суждениями, навязанными им
другими лицами извне.
Судья арбитражного суда при разрешении
экономических и иных споров обязан применять
закон и вправе подчинять свое решение
усмотрению глав местной администрации,
органов власти, должностных лиц.
Существовавшее ранее (до 1974 года) право
органов государственного управления
пересматривать решения соответствующих
арбитражей в настоящее время, естественно
не действует.
Независимость судей обеспечивается
политическими, экономическими, правовыми
гарантиями (ст. 1011 Закона “О статусе судей
в РФ” ) . Далее гарантий на три вида условно,
т., к., все гарантии закреплены в различных
нормах права.
К политическим гарантиям независимости
судей арбитражного суда относятся те
положения, которые запрещают судьям быть
представителями каких- либо государственных
и иных организаций, состоять в политических
партиях, движениях, представлять интересы
должностных лиц, государственных образований,
территорий, наций, народностей, социальных
групп. Решения арбитражного суда должны
быть свободными от соображений практической
целесообразности и политической склонности
судей.
К экономическим гарантиям независимости
судей арбитражного суда относятся те
положения законодательства, которые
предоставляют судьям за счет государства
материальное и социальное обеспечение,
соответствующее высокому статусу судей,
бесплатное предоставление жилой площади
и другие социальные льготы. Высший Арбитражный
Суд РФ осуществляет меры по созданию
условий, необходимых для деятельности
арбитражных судов (п. 3 ст. 9 Закона “О
статусе судей в РФ” ) .
К юридическим гарантиям независимости
судей арбитражных судов относятся: установленный
законом порядок отправления правосудия,
несменяемость, установлены порядок отбора
и наделения судей арбитражных судов полномочиями,
право судьи на отставку, запрет вышестоящему
арбитражному суду давать в своих определениях
при отмене решения нижестоящего арбитражного
суда указания о достоверности или недостоверности
доказательств, о том, какую норму материального
права следует применять при новом рассмотрении
дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ) .
Судья, члены его семьи и их имущество
находится под особой защитой государства.
Органы внутренних дел обязаны принимать
необходимые меры к обеспечению безопасности
судьи и всех членов его семьи, сохранности
принадлежащего им имущества.
Судья арбитражного суда не обязан давать
каких- либо объяснений по существу рассмотренных
или находящихся в производстве дел кому
бы то ни было для ознакомления, иначе
как в случаях и в порядке, предусмотренных
процессуальным законом.
Средства массовой информации не вправе
предрешать в своих сообщениях результаты
рассмотрения и разрешения конкретного
спора до принятия арбитражным судом решения.
Независимость судей гарантирует неприкосновенность
личности судьи (ст. 16 Закона “О статусе
судей в РФ” ) . Неприкосновенность судьи
распространяется также на его жилище
и служебное помещение, используемые им
транспорт и средства связи, его корреспонденцию,
принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной
и дисциплинарной ответственности. Судья
арбитражного суда не может быть привлечен
к какой- либо ответственности за выраженное
им при осуществлении правосудия мнение
и принятое решение, если вступившим в
законную силу приговором суда не будет
установлена его виновность в преступном
злоупотреблении.
В законе регламентирован служебный
прядок привлечения судей к уголовной
ответственности (п. п. 3- 7 ст. 16 Закона “О
статусе судей в РФ” ) .
Принцип равенства организаций и граждан
перед законом и судом.
Этот принцип имеет свои истоки в области
конституционного и гражданского права.
Равенство участников гражданского оборота
перед законом и судом есть прежде всего
элемент правового статуса организаций
и граждан в обществе. Этот принцип по
своей правовой природе происходит от
провозглашаемых в гражданском праве
основных начал гражданского законодательства.
Гражданское законодательство основывается
на признании равенства участников регулируемых
им отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного
вмешательства кого- либо в частные дела,
необходимости беспрепятственного осуществления
гражданских прав, их судебной защиты
(ст. 1 ГК РФ) .
Равенство организаций перед законом
и арбитражным судом в процессе отправления
правосудия не зависит от географических,
административных факторов и отношений
собственности.
Правосудие в арбитражном суде осуществляется
на началах равенства перед законом и
судом организаций независимо от места
нахождения, подчиненности и формы собственности.
Равенство граждан перед законом и арбитражным
судом как принцип провозглашается потому,
что действующий закон допускает участие
граждан в арбитражном процессе, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и имеющих
статус индивидуального предпринимателя.
Равенство граждан перед
законом и арбитражным судом не зависит
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений принадлежности к общественным
объединениям и других обстоятельств.
Принцип гласности.
В арбитражном процессе рассмотрение
и разрешение дел происходит в открытом
заседании суда (п. 1 ст. 9 АПК РФ) . Открытое
разбирательство оказывает сильное воздействие
на судей, участвующих в деле лиц, их представителей
и влияет положительно на ими норм арбитражного
процессуального права. Этот принцип является
одной из предпосылок вынесения обоснованных
и законных судебных постановлений.
Принцип гласности судебного разбирательства
тесно взаимосвязан с принципом устности,
национального языка судоустройства.
Закон (ст. 9 АПК РФ) допускает исключения
из принципа гласности в интересах сохранения
различного рода тайны. Слушанье дела
в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом
о государственной тайне, а также при удовлетворении
судом ходатайства участвующего в деле
лица, ссылающегося на необходимость сохранения
коммерческой и иной тайны и в других случаях,
предусмотренных федеральным законом.
В интересах соблюдения законности в
случаях проведения закрытого заседания
суда установлено, что разбирательство
дел в закрытом заседании ведется с соблюдения
правил судоустройства в арбитражном
суде (п. 2 ст. 9 АПК РФ) .
Государственный язык
судоустройства в арбитражном суде.
До преобразования государственного
и ведомственного арбитража в систему
арбитражных судов (до 1 октября 1991 года)
принцип национального языка в арбитражном
процессе не упоминался. Граждане как
стороны не участвовали в арбитражном
процессе. арбитражный процесс был предназначен
в качестве формы разрешения хозяйственных
споров между юридическими лицами. Планирование,
заключение договоров, документооборот
между предприятиями и организациями
проводились на русском языке. Производство
в арбитраже велось на русском языке, как
само собой разумеющееся явление. Принцип
государственного языка судоустройства
в арбитражном суде является логическим
предложением изменения подведомственности
споров и отнесения к ведению арбитражных
судов с участием граждан- предпринимателей.
Данное обстоятельство
потребовало закрепления в законе языка
судопроизводства (ст. 8 АПК РФ) . Этот принцип
введен в арбитражный процесс впервые
в 1992 году (ст. 9 АПК РФ, принято 5 марта 1992
года) . Судоустройства в РФ, т, е, на русском
языке.
Однако участвующим в деле лицам, не владеющим
русским языком, обеспечивается право
полного ознакомления с материалами дела,
участия в судебных действиях через переводчика
и право выступать в арбитражном суде
на родном языке.
Судебные документы вручаются лицам,
участвующим в деле, на русском языке,
а по их ходатайствув переводе на язык
который они использовали в судебных действиях.
В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные задачи.
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона “О судоустройстве РСФСР” закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК). Так, ст. 10 ГПК указывает, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.
1. Конституция Российской
2. Арбитражный процессуальный
3. Правоохранительные органы
4. Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
5. Яковлев В. Арбитражный суд: сегодня и завтра // Законность. - 1993 г. № 5.
6. Правоохранительные органы
7. Правоохранительные органы
8. Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
9. Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
10. Яковлев В. Арбитражный суд: сегодня и завтра // Законность. - 1993 г. № 5. С. 87 - 91.
11. Яковлев В. Арбитражный суд: сегодня и завтра // Законность. - 1993 г. № 5. С. 91 - 93.
12.Алексеев С. С. “Проблемы теории права”
Т. 1. Свердловск, 1972. С. 102-103.
13. Гражданский процесс. М., 1993. С. 31.
14.. Советский гражданский процесс. М.:
изд- во МГ, 1979. с. 18.
15. Советский гражданский процесс М.,
1975., с. 1719.
16. Чечина Н. А. “Актуальные проблемы теории
и практики процесса” Л. 1979. с. 53 2. Советский
гражданский процесс. М; изд-во МГУ, 1979.
С. 18.
17. Впервые в законодательстве в отдельной
статье Закона “Об арбитражных судах
в РФ” (ст. 6) перечислены основные принципы
деятельности арбитражных судов в РФ.
18. Арбитражный процесс в СССР. М.: изд-во
МГУ, 1983. С. 64-67.