Система государственных учреждений периода Великой Отечественной войны и особенности её функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 07:58, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война создала новые, катастрофические условия существования советского государства и заставила перестроить всю систему власти и управления на принципах милитаризма, чрезвычайности и экстремальности. Максимальная централизация укрепила вертикаль власти и придала её функционированию оперативность и результативность. Чрезвычайный характер управления достигался двумя путями: 1) конституционные органы, милитаризованные и максимально централизованные, осуществляли свои функции с применением чрезвычайных методов; 2) была создана система чрезвычайных неконституционных органов с особыми полномочиями. Система власти и управления перестраивались форсированно. В условиях войны усилилось слияние государственных и партийных органов, произошла концентрация полномочий в руках партийных работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственных учреждений периода Великой Отечественной войны и особенности её функционирования.docx

— 15.53 Кб (Скачать файл)

Система государственных учреждений периода Великой Отечественной войны и особенности её функционирования

Великая Отечественная  война создала новые, катастрофические условия существования советского государства и заставила перестроить  всю систему власти и управления на принципах милитаризма, чрезвычайности и экстремальности. Максимальная централизация  укрепила вертикаль власти и придала  её функционированию оперативность  и результативность. Чрезвычайный характер управления достигался двумя путями: 1) конституционные органы, милитаризованные и максимально централизованные, осуществляли свои функции с применением  чрезвычайных методов; 2) была создана  система чрезвычайных неконституционных  органов с особыми полномочиями. Система власти и управления перестраивались  форсированно. В условиях войны усилилось  слияние государственных и партийных  органов, произошла концентрация полномочий в руках партийных работников.

Основными чрезвычайными  органами были Государственный Комитет  обороны, областные и городские  комитеты обороны, Ставка Верховного Главнокомандующего, Совет по эвакуации. ГКО был образован  решением Президиума Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) 30 июня 1941 г. Ему  принадлежала вся полнота гражданской  и военной власти. Решения ГКО  подлежали немедленному и обязательному  исполнению всеми учреждениями и  гражданами. Своего аппарата ГКО не имел и действовал через конституционные  государственные и партийные  органы, проводя через них свои решения. В республиках, краях, областях и городах он имел своих уполномоченных. В прифронтовых районах создавались  городские и областные комитеты обороны, которые возглавлялись  первыми секретарями райкомов и  горкомов. Они имели право объявлять  местность на осадном положении, проводить эвакуацию населения, формировать народное ополчение  и т.д. Их решения мог отменить только ГКО или, если они касались военно-оборонных вопросов – военные  советы фронтов. Для решения конкретных вопросов ГКО создавал специальные  комитеты, советы и комиссии. Некоторые  из них превращались в постоянные органы и наделялись большими полномочиями. Уже 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации, который в июле был подчинен ГКО. В октябре образован Комитет  по эвакуации продовольственных  запасов, промышленных товаров и  предприятий промышленности. В декабре  оба органа объединены в Управление по делам эвакуации при СНК  СССР. Такие же управления были созданы  в республиках и краях. Кроме  этого, ГКО подчинялись такие  чрезвычайные органы, как Транспортный комитет, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной  Армии. В декабре 1942 г. было создано  Оперативное бюро, контролировавшее выполнение военных заказов и  текущую работу наркоматов. В непосредственном подчинении ГКО находилась Ставка Верховного Главнокомандования. Высший государственный  орган власти – Верховный Совет  СССР, война отодвинула на второй план. За эти годы он провел лишь три сессии.

До войны непосредственное управление обороной осуществляли Наркомат обороны и Наркомат ВМФ. С началом  войны система военного управления была перестроена. Высшим военным органом  стала образованная 23 июня Ставка Главного Командования. Военные округа западных районов были преобразованы во фронты. 10 июля создано 3 главных командования, а ставка переименована в Ставку Верховного Главнокомандования. 8 августа  она стала Ставкой Верховного главнокомандующего. Её рабочим органом  был Генеральный штаб, до этого  подчиненный НКО. НКО с этого  времени занимался в основном подготовкой резервов для армии, тыловым обеспечением, управлением  внутренними военными округами и  политической работы в армии. Ставка утверждала планы военных кампаний и операций, назначала высший командный  состав, формировала новые соединения и распределяла ресурсы. При этом стратегические вопросы решались коллегиально, по другим Сталин принимал решения единолично. С ростом партизанского движения в мае 1942 г. при Ставке создается Центральный штаб партизанского движения. Он координировал действия отрядов между собой и с частями армии, организовывал их снабжение, существовал до января 1944 г.

С началом войны  начался перевод экономики на военный лад. Система наркоматов была перестроена с учетом потребностей военного времени. Осенью 1941 г. были созданы  наркоматы танковой промышленности и минометного вооружения, в 1942 г. – Комитет по учету и распределению  рабочей силы при СНК. По закону 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» наркомы и директора  предприятий получили широкие полномочия в использовании материальных и  денежных ресурсов, перераспределении  капитальных вложений и других вопросах, что усиливало оперативность  и инициативность в решении задач, способствовало удачному сочетанию  централизма с децентрализацией и самостоятельностью отраслевых и  местных органов управления.

Изменились условия, задачи и масштабы работы правоохранительных органов. Постоянно менялись их состав и структура. В июле 1941 г. был восстановлен единый НКВД, но весной 1943 г. из него вновь  в самостоятельный НКГБ выделились разведка и контрразведка, а Главное  управление военной контрразведки  вошло в состав министерства обороны. В июле 1941 г. в военных частях и  на транспорте образованы военные трибуналы.

Система государственного управления в годы войны опиралась  на общественные организации и антифашистские комитеты, действовали Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество содействия обороне, авиации и химическому  строительству. В 1942 г. при правительстве  была создана Чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию  злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая являлась государственным  и общественным органом. В годы войны  изменились отношения между государством и церковью. В 1943 г. было восстановлено  патриаршество, закрыты Общество воинствующих безбожников и антирелигиозные  печатные издания. При правительстве  создан Совет по делам русской  православной церкви. В годы войны  церкви возвращены многие храмы и  монастыри, открыты 2 духовные академии и 2 семинарии. 22 июня 1941 г. митрополит Московский и Коломенский Сергий от имени  русской православной церкви опубликовал  воззвание ко всем православным христианам России, благословив их на защиту Отечества. Церковь собирала средства для помощи фронту. Религиозные деятели участвовали  в работе Чрезвычайной комиссии.

Появились новые  тенденции в национально-государственном  строительстве. С одной стороны, осуществлялась децентрализация управления. Республики получили право формировать  свои воинские соединения и осуществлять внешнеполитические функции. В республиках  были созданы НКИД, а Украина и  Белоруссия стали самостоятельными членами ООН. В 1944 г. в состав СССР вошла Тувинская народная республика как автономная область РСФСР. Одновременно с этим в национальной политике стали  применяться репрессивные меры по отношению  к целым народам. Так в августе 1941 г. в качестве превентивной меры была ликвидирована автономия немцев Поволжья и более 1 млн. человек переселено за Урал, а в 1943 - 1944 гг. за предательство  отдельных лиц в Среднюю Азию и Сибирь были депортированы калмыки, чеченцы, крымские татары и ряд других народов, которые лишились своей  государственности.

В целом система  государственной власти и управления в годы войны доказала свою эффективность  и стала одним из источников и  механизмов победы. 
 


Информация о работе Система государственных учреждений периода Великой Отечественной войны и особенности её функционирования