Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 07:58, реферат
Великая Отечественная война создала новые, катастрофические условия существования советского государства и заставила перестроить всю систему власти и управления на принципах милитаризма, чрезвычайности и экстремальности. Максимальная централизация укрепила вертикаль власти и придала её функционированию оперативность и результативность. Чрезвычайный характер управления достигался двумя путями: 1) конституционные органы, милитаризованные и максимально централизованные, осуществляли свои функции с применением чрезвычайных методов; 2) была создана система чрезвычайных неконституционных органов с особыми полномочиями. Система власти и управления перестраивались форсированно. В условиях войны усилилось слияние государственных и партийных органов, произошла концентрация полномочий в руках партийных работников.
Система государственных учреждений периода Великой Отечественной войны и особенности её функционирования
Великая Отечественная
война создала новые, катастрофические
условия существования
Основными чрезвычайными органами были Государственный Комитет обороны, областные и городские комитеты обороны, Ставка Верховного Главнокомандующего, Совет по эвакуации. ГКО был образован решением Президиума Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) 30 июня 1941 г. Ему принадлежала вся полнота гражданской и военной власти. Решения ГКО подлежали немедленному и обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами. Своего аппарата ГКО не имел и действовал через конституционные государственные и партийные органы, проводя через них свои решения. В республиках, краях, областях и городах он имел своих уполномоченных. В прифронтовых районах создавались городские и областные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями райкомов и горкомов. Они имели право объявлять местность на осадном положении, проводить эвакуацию населения, формировать народное ополчение и т.д. Их решения мог отменить только ГКО или, если они касались военно-оборонных вопросов – военные советы фронтов. Для решения конкретных вопросов ГКО создавал специальные комитеты, советы и комиссии. Некоторые из них превращались в постоянные органы и наделялись большими полномочиями. Уже 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации, который в июле был подчинен ГКО. В октябре образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре оба органа объединены в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Такие же управления были созданы в республиках и краях. Кроме этого, ГКО подчинялись такие чрезвычайные органы, как Транспортный комитет, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро, контролировавшее выполнение военных заказов и текущую работу наркоматов. В непосредственном подчинении ГКО находилась Ставка Верховного Главнокомандования. Высший государственный орган власти – Верховный Совет СССР, война отодвинула на второй план. За эти годы он провел лишь три сессии.
До войны непосредственное управление обороной осуществляли Наркомат обороны и Наркомат ВМФ. С началом войны система военного управления была перестроена. Высшим военным органом стала образованная 23 июня Ставка Главного Командования. Военные округа западных районов были преобразованы во фронты. 10 июля создано 3 главных командования, а ставка переименована в Ставку Верховного Главнокомандования. 8 августа она стала Ставкой Верховного главнокомандующего. Её рабочим органом был Генеральный штаб, до этого подчиненный НКО. НКО с этого времени занимался в основном подготовкой резервов для армии, тыловым обеспечением, управлением внутренними военными округами и политической работы в армии. Ставка утверждала планы военных кампаний и операций, назначала высший командный состав, формировала новые соединения и распределяла ресурсы. При этом стратегические вопросы решались коллегиально, по другим Сталин принимал решения единолично. С ростом партизанского движения в мае 1942 г. при Ставке создается Центральный штаб партизанского движения. Он координировал действия отрядов между собой и с частями армии, организовывал их снабжение, существовал до января 1944 г.
С началом войны начался перевод экономики на военный лад. Система наркоматов была перестроена с учетом потребностей военного времени. Осенью 1941 г. были созданы наркоматы танковой промышленности и минометного вооружения, в 1942 г. – Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК. По закону 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» наркомы и директора предприятий получили широкие полномочия в использовании материальных и денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и других вопросах, что усиливало оперативность и инициативность в решении задач, способствовало удачному сочетанию централизма с децентрализацией и самостоятельностью отраслевых и местных органов управления.
Изменились условия, задачи и масштабы работы правоохранительных органов. Постоянно менялись их состав и структура. В июле 1941 г. был восстановлен единый НКВД, но весной 1943 г. из него вновь в самостоятельный НКГБ выделились разведка и контрразведка, а Главное управление военной контрразведки вошло в состав министерства обороны. В июле 1941 г. в военных частях и на транспорте образованы военные трибуналы.
Система государственного
управления в годы войны опиралась
на общественные организации и антифашистские
комитеты, действовали Общество Красного
Креста и Красного Полумесяца, Общество
содействия обороне, авиации и химическому
строительству. В 1942 г. при правительстве
была создана Чрезвычайная комиссия
по установлению и расследованию
злодеяний немецко-фашистских захватчиков,
которая являлась государственным
и общественным органом. В годы войны
изменились отношения между государством
и церковью. В 1943 г. было восстановлено
патриаршество, закрыты Общество воинствующих
безбожников и антирелигиозные
печатные издания. При правительстве
создан Совет по делам русской
православной церкви. В годы войны
церкви возвращены многие храмы и
монастыри, открыты 2 духовные академии
и 2 семинарии. 22 июня 1941 г. митрополит Московский
и Коломенский Сергий от имени
русской православной церкви опубликовал
воззвание ко всем православным христианам
России, благословив их на защиту Отечества.
Церковь собирала средства для помощи
фронту. Религиозные деятели
Появились новые
тенденции в национально-
В целом система
государственной власти и управления
в годы войны доказала свою эффективность
и стала одним из источников и
механизмов победы.