Состав и структура арбитражных судов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК и другими федеральными законами.
Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, суды субъектов Российской Федерации, т. е. арбитражные суды республик, краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по АРБ ПРО.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Если сторона в указанный  срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, арбитражный суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру (ч. 3 ст. 10 АПК РФ). При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи (ч. 5 ст. 19 АПК РФ), однако арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании (ч. 7 ст. 19 АПК РФ).

Все дела, рассматриваемые  в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке  надзора, рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК РФ), т. е. коллегиальным составом профессиональных судей.

Вопросы, возникающие  при рассмотрении дел арбитражным  судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В  случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК РФ).

3. Принцип независимости судей арбитражных судов (ст. 5 АПК РФ). Этот принцип означает, что судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Гарантии независимости  судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 3 ст. 5 АПК РФ).

В Законе РФ «О статусе  судей в Российской Федерации» закреплены положения, направленные на обеспечение  независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. 9—11 Закона).

К политическим гарантиям  независимости судей относятся  положения, которые запрещают судьям арбитражных судов быть представителями  каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.

К экономической гарантии независимости судей относятся положения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, которые предоставляют судьям арбитражных судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.

К правовым гарантиям  относятся, в частности, следующие  положения:

закрепляющие несменяемость судей;

судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся  в его производстве дел;

органы внутренних дел  обязаны принимать меры по обеспечению  безопасности судьи арбитражного суда, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества;

личность, жилище, транспорт  и корреспонденция судьи неприкосновенны.

4. Принцип равенства  всех перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ). Этот принцип означает, что правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

5. Принцип гласности  судебного разбирательства (ст. 11 АПК РФ). В арбитражном процессе разбирательство дел происходит в открытом заседании суда. Разбирательство дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной тайне», а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

6. Принцип национального  языка. Согласно ст. 12 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Однако участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству – в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.

 

Вопрос 3

Правовое регулирование  досудебного (претензионного) порядка  урегулирования экономических споров

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов;

Хозяйствующий субъект (юридическое  лицо или гражданин-предприниматель), считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны хозяйственной деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Значение возможности  претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что  такой порядок ведет к более  быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

Досудебный претензионный порядок урегулирования спора

Предъявление и рассмотрение претензии представляют собой особый порядок разрешения спора между  сторонами, предшествующий обращению  в суд. В этом смысле претензионное  производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Не случайно законодатель в ст. 125 АПК РФ говорит о "претензионном или ином досудебном порядке", фактически принимая их равнозначность.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора может  быть предусмотрен соглашением сторон, либо установлен законом. Так в частности претензионный порядок предусмотрен:

1) в ст. 797 ГК РФ, которая  прямо предусматривает обязательность  предъявления претензии перевозчику  грузов до предъявления к нему  соответствующего иска;

2) в отношениях с органами связи согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", ст. ст. 55 - 56 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

3) для требований к  перевозчику по договору морской  перевозки груза в каботаже ст. ст. 403, 405 - 407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

4) обязательное предъявление  претензий к перевозчику до  обращения в суд предписывается  ст. ст. 120 - 126 Федерального закона  от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

5) императивный порядок  предъявления претензий перевозчику  при внутренних и международных  воздушных перевозках установлен  ст. ст. 125 - 128 Воздушного кодекса  РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

6) установлен обязательный претензионный порядок для предъявления претензий к экспедитору ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности";

7) Федеральный закон  от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" в ст. 10 устанавливает обязанность туриста обратиться с письменной претензией к туристической фирме не позднее 20 дней с момента окончания туристической поездки.

Таким образом, претензионный  порядок можно определить как  установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще - досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.

В частности в Арбитражном  суде спор подлежит рассмотрению по существу лишь в случаях, когда ко дню заседания арбитражного суда получен ответ об отклонении претензии или истек срок, установленный для ответа на претензию, если ответ на нее не дан. В случае частичного отказа в удовлетворении претензии заявитель претензии вправе обратиться в суд с иском о взыскании непризнанной суммы.

Претензия предъявляется  в письменной форме, не имеет какого-либо строгого шаблона, однако исходя из практики претензионной работы, в ней необходимо обязательно указать:

- кому и от кого  она адресуется;

- требования заявителя;

- сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

- обстоятельства, на которых  основываются требования и доказательства, подтверждающие их со ссылкой  на соответствующее законодательство;

- перечень прилагаемых  к претензии документов и других доказательств

- иные сведения, необходимые  для урегулирования спора.

Претензия должна быть составлена так, что бы при ее игнорировании  другой стороной, это игнорирование  можно было однозначно толковать  как отказ в ее удовлетворении. Для этого достаточно в претензию поместить фразу: «Неполучение вашего ответа на настоящую претензию в течение такого-то срока (либо в срок до такого-то числа) будем вынуждены расценивать как отказ в ее удовлетворении».

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку.

Если в претензии  не указан срок ответа на нее, претензия  рассматривается в течение 30 дней со дня ее получения.

К претензии прилагаются  документы, отсутствующие у другой стороны.

Ответ на претензию также  дается в письменной форме. В нем  при полном или частичном удовлетворении претензии указываются:

- признанная сумма

- номер и дата платежного  поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке

А при полном или частичном  отказе в удовлетворении претензии:

- мотивы отказа со  ссылкой на соответствующее законодательство  и доказательства, обосновывающие отказ

- перечень прилагаемых  к ответу на претензию документов, других доказательств.

 

Вопрос 4

Понятие и виды арбитражных постановлений. Сущность и содержание решения арбитражного суда. Определения арбитражного суда и их виды

Деятельность суда носит  властный характер, и его действия выражаются в виде судебных постановлений, имеющих строго определенную процессуальную форму.

Постановлением суда является оформленный в письменном виде акт суда (судьи), в котором  выражено властное суждение по поводу разрешения как материально-правовых, так и процессуальных вопросов.

Наиболее ярко властная воля суда проявляет себя в судебном решении. Заинтересованные лица обращаются в суд тогда, когда происходит нарушение или оспаривание принадлежащих  им субъективных прав или охраняемых законом интересов.

Кроме решений суды первой инстанции выносят определения. Определение суда первой инстанции - это такое постановление, которым  дело по существу не разрешается. Оно  выносится по любым иным вопросам процесса, возникающим при рассмотрении, разрешении гражданского дела, исполнении решения.

Особое место среди  судебных постановлений занимает судебный приказ, представляющий собой постановление  судьи, вынесенное по заявлению кредитора  о взыскании денежных сумм или  об истребовании движимого имущества от должника. Сущность судебного приказа проявляется в его правоприменительной силе, направленной на принудительное исполнение участниками определенных правоотношений их обязанностей, предписанных нормой права.

Судебное решение - выносимое  именем государства постановление относительно существа спора сторон в исковом производстве, а также относительно объекта процесса в деле особого производства или в деле, возникшем из административно-правовых отношений.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что только судебным решением окончательно разрешается вопрос об охране и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В решении всегда содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному  жизненному случаю, материально-правовым отношениям между основными участниками процесса - сторонами.

Информация о работе Состав и структура арбитражных судов Российской Федерации