МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический
факультет
Специальность
«Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Правоохранительные
органы»
Тема: Военные суды Российской Федерации
Студентка группы 13ЮДО-9: Кочетова Н.В.
Научный руководитель: Лапаев И.С.,
кандидат юридических
наук, доцент
Оценка за контрольную
работу: _______
дата
Пенза 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. 3
- Этапы
развития военных судов РФ ……………………………… 5
История развития военных судов
РФ…………………………………... 5
Устройство
военных судов РФ в настоящее время …………………… 7
- Основы деятельности
военных судов РФ…………………………. 8
Задачи военных
судов РФ ……………………………............................. 8
Подсудность военных
судов РФ………………………………................ 9
Система и полномочия военных судов РФ ……………………………………… 11
- Статус
военных судов………………………..................................... 14
Заключение…………………………………………………………….. 15
Список
использованной литературы………………………………. 16
Введение
В понятие демократического правового
государства, которым является Российская
Федерация, включается признание права
как исторически развивающейся в общественном
сознании меры свободы и справедливости,
выраженной именно в законах, подзаконных
актах и практике реализации прав и свобод
человека и гражданина, демократии, рыночного
хозяйства и т.п.
Построение правового государства предполагает
попытку реального усиления гарантий
прав, свобод и законных интересов граждан.
Для этого и существуют всевозможные суды,
в компетенцию которых входят самые разные
вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским
спорам и заканчивая рассмотрением дел,
связанных с основами государственного
строя нашей страны.
Судебная власть в России представлена
тремя видами судов: арбитражные суды,
суды общей юрисдикции и Конституционный
суд РФ. Кроме этого в системе судов общей
юрисдикции выделяют суды гражданские
и военные. Именно о военных судах пойдет
речь в этой работе.
Военные суды не образуют самостоятельную
ветвь судебной власти, а наравне с районными,
городскими, областными и другими судами
полностью входят в единую систему судов
общей юрисдикции, возглавляемую Верховным
Судом Российской Федерации. Военные суды
также создаются по территориальному
принципу и могут быть созданы или упразднены
лишь федеральным законом.
Актуальность выбранной темы
в данный момент наиболее очевидна, т.к.
руководством государства ведется активная
политика по переходу постоянной армии
на контрактную основу. В связи с особым
статусом военнослужащих и увеличением
числа профессиональных военных возникает
огромное количество вопросов, которые
не могут разрешаться гражданскими судами
общей юрисдикции, так как правосудие
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях
и федеральных органах исполнительной
власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, осуществляется
только лишь военными судами, в рамках
их процессуальной подсудности.
Целью данной работы является
изучение системы военных судов РФ. В соответствии
с данной целью можно определить следующие
задачи:
- охарактеризовать основные
этапы развития военных судов
РФ,
- рассмотреть основы деятельности
военных судов,
- выявить задачи, подсудность
и полномочия военных судов,
- проанализировать систему
военных судов,
- охарактеризовать статус
военных судов.
Данная тема в настоящее время
является достаточно изученной. Место
военных судов в системе правоохранительных
органов РФ полностью определено.
1. Этапы развития
военных судов РФ
1.1. История развития
Военных судов
Современные военные суды по
своей организации и содержанию деятельности
— результат многолетнего и непростого
развития. Они не сразу приобрели тот вид,
который имеют в наши дни. Военно-судебные
органы России прошли долгий путь своего
становления и исторического развития.
Первые упоминания о военных судах относятся
к началу XVII века, когда регулярной, постоянной
армии на Руси еще не было. Это были суды
временные, которые действовали в период
сбора армии и ведения боевых действий.
Исследователи справедливо отмечают отсутствие
в то время самостоятельного военного
суда, который существовал тогда в Европе.
Зарождение военных судов было обусловлено
необходимостью осуществления судебной
власти в армии, особенно в период военных
действий и иных чрезвычайных ситуации.
В дальнейшем развитие военных судов происходило
одновременно со становлением других
государственных органов и военной организации
страны, под воздействием общих исторических
факторов.
В России военные суды получили
определенную юридическую базу впервые
при Петре I, когда был принят Воинский
устав 1716 года, и произошли наиболее значимые
изменения в системе военных судов. Этот
период истории ознаменован стремлением
разделения властей, созданием в России
регулярной постоянной армии, и появлением
специальных военно-судебных и военно-уголовных
законов. Произошло становление российской
государственности и армии, а также были
созданы новые военные суды и соответствующие
военно-судебные нормативы.
В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских
реформ был принят Военно-судебный устав,
в соответствии с которым поэтапно стала
создаваться новая отечественная военно-судебная
система. Она включала полковые суды, военно-окружные
суды и Главный военный суд с двумя его
отделениями – в Сибири и на Кавказе. Реорганизованная
в соответствии с прогрессивной реформой
система военных судов просуществовала
с некоторыми модификациями вплоть до
1917 г., после чего разделила участь всей
российской судебной системы. Обстановка
1918 года, характеризовавшаяся ожесточенной
вооруженной борьбой за власть, требовала
принятия особых мер по поддержанию боеспособности
и дисциплинированности армии. Поэтому
уже в середине 1918 г. в армии стали возрождаться
чрезвычайные суды, начало внедрению которых
еще до октября 1917г. положило Временное
правительство и которые получили наименование
революционных военных трибуналов. До
ноября 1919 года, когда ВЦИК принял Декрет,
утвердивший первое Положение о революционных
военных трибуналах, они действовали,
не имея никакой законодательной базы.
Трибуналы активно использовали
в качестве органов политических репрессий,
под действие которых попадали как военные
«преступники», так и гражданские "враги
народа". Жертвами произвола и беззакония
стали, как известно, многие тысячи граждан.
Существенный поворот в судьбе
военных трибуналов произошел в 1992 году,
когда Президиум Верховного Совета РФ
своим Постановлением "О военно-судебных
органах, дислоцированных на территории
РСФСР" от 28 декабря 1991 г. включил Военную
коллегию в состав Верховного Суда РФ.
21 апреля 1992 г. в связи с очередным изменением
и дополнением Конституции РСФСР решено
военные трибуналы именовать впредь военными
судами.
Значительной вехой в истории
российских судов стало принятие 23 июня
1999 г. Федерального конституционного закона
"О военных судах Российской Федерации".
Этот Закон, отменив Положение о военных
трибуналах 1980 г., еще в большей мере интегрировал
военные суды в систему судов общей юрисдикции,
сблизил с судами гражданскими, предусмотрел
гарантии их самостоятельности и независимости
при осуществлении правосудия, в том числе
от военного командования и его органов.
1.2. Устройство Военных
судов РФ в настоящее время.
Наиболее значимым событием
в истории военных судов и Военной коллегии
стало принятие Федерального конституционного
закона от 23 июня 1999 г. "О военных судах
Российской Федерации"(с последующими
изменениями). Он стал третьим по счету
Федеральным конституционным законом,
принятым в постсоветской России по вопросам
судебной реформы.
По-новому определив задачи
военных судов, подсудность, структуру,
финансирование, материально-техническое
обеспечение, Закон поставил военные суды
и Военную коллегию на иной, более высокий
уровень. Военные суды входят в единую
судебную систему Российской Федерации,
являются федеральными судами общей юрисдикции
и осуществляют судебную власть и правосудие
в Вооруженных Силах, других войсках, воинских
формированиях и федеральных органах
исполнительной власти, в которых федеральным
законом предусмотрена военная служба1.
Впервые в истории нашего государства
Федеральным конституционным законом
военно-судебные органы полностью выведены
из-под влияния органов исполнительной
власти и военного командования. Штаты
военных судов и Военной коллегии переданы
из военного ведомства в судебные органы,
а все военнослужащие, включая судей, на
период нахождения в соответствующих
должностях прикомандированы к судам.
Принципиально изменились стоящие перед
военными судами задачи.
Таким образом, военные суды
из правоохранительных органов превратились
в органы защиты прав и интересов военнослужащих
и членов их семей, стали гарантом законности
в Вооруженных Силах. Фактически Закон
наделил военные суды правом контроля
за исполнительной властью, и данное направление
в их работе стало основным.
2. Основы
деятельности Военных судов РФ.
2.1. Задачи Военных
судов РФ.
Современные российские военные
суды входят в подсистему судов общей
юрисдикции. Военные суды призваны участвовать
в охране личности (ее прав и свобод), общества
(его материальных и духовных ценностей),
а также государства (его конституционного
строя, суверенитета и территориальной
целостности).
Эта общая идея положена в основу
ст.4 Федерального конституционного закона
«О военных судах Российской Федерации»,
согласно которой их основными задачами
при рассмотрении дел являются обеспечение
и защита:
- нарушенных и (или) оспариваемых
прав, свобод и охраняемых законом
интересов человека и гражданина,
юридических лиц и их объединений;
- нарушенных и (или) оспариваемых
прав и охраняемых законом
интересов местного самоуправления;
- нарушенных и (или) оспариваемых
прав и охраняемых законом
интересов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации,
федеральных органов государственной
власти и органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации2.
Военные суды в своей деятельности
обязаны подчиняться требованиям законности,
неуклонно следовать предписаниям Конституции
РФ и других федеральных законов. Важно
подчеркнуть и то, что в соответствии со
ст.2 закона военные суды самостоятельны
и никому не подотчетны.
Особенностью компетенции военных
судов является то, что они осуществляют
правосудие от имени Российской Федерации
только в Вооруженных Силах РФ, других
войсках, воинских формированиях и федеральных
органах исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная
служба.
К компетенции военных судов
относится:
- рассмотрение подсудных
им дел в порядке гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства;
- рассмотрение жалоб на
применение лицом, производящим
дознание, следователем или прокурором
заключения под стражу в качестве
меры пресечения, а равно за
продление указанными лицами
сроков содержания под стражей
в отношении военнослужащих, граждан,
проходящих военные сборы, а также
жалоб на действия (бездействие)
военных прокуроров и принятые
ими решения по делам, расследуемым
в отношении военнослужащих, граждан,
проходящих военные сборы;
- рассмотрение дел и
материалов, связанных с ограничениями
конституционных прав и свобод
на тайну переписки, телефонных
и иных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, на неприкосновенность
жилища.
2.2. Подсудность военных
судов РФ.
Подсудность дел военным судам
законом определяется в зависимости от
содержания дела, которое подлежит рассмотрению,
и от принадлежности лица, обвиняемого
в преступлении, или обстоятельств, в которых
было совершено правонарушение, а иногда
и от сложности дела.
Так, военным судам подсудны
следующие категории гражданских, административных
и уголовных дел:
- гражданские дела о
защите нарушаемых и (или) оспариваемых
прав, свобод и охраняемых законом
интересов военнослужащих, граждан,
проходящих военные сборы, от
действий (бездействия) органов военного
управления, воинских должностных
лиц и принятых ими решений;
- дела о преступлениях,
в совершении которых обвиняются
военнослужащие, граждане, проходящие
военные сборы, а также граждане,
уволенные с военной службы, граждане,
прошедшие военные сборы, при
условии, что преступления совершены
ими в период прохождения военной
службы, военных сборов;
- дела об административных
правонарушениях, совершенных военнослужащими
или гражданами, проходящими военные
сборы;
- дела по рассмотрению
жалоб граждан, уволенных с военной
службы, на действия (бездействие) органов
военного управления, воинских должностных
лиц и принятые ими решения,
нарушившие права, свободы и охраняемые
законом интересы этих граждан
в период прохождения ими военной
службы либо военных сборов.