Архитектура Древнего Рима и Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский-- сформировались не сразу. В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V -- начале IV в. до н. э, появился ордер коринфский. Цель исследования - рассмотреть архитектуры Древнего Рима и Древней Греции. Цель обусловила решение следующих задач: выявить основные тенденций в развитие архитектуры; - определить основные этапы развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Архитектура Древнего Рима………………………………..…5
1.1. Архитектура времен Августа, строительство
форумов и храмов…………………………………………………………..…5
1.2. Триумфальные арки…………………………………………....12
1.3. Каменные театры Римской империи…………………………14
1.4. Монументальные гробницы ранней империи………………17
ГЛАВА 2. Архитектура Древней Греции………………………….…….21
2.1. Развития строительства Древней Греции………….…….….21
2.2. Формирование различных ордеров
в греческой архитектуре……………………………………..23
2.3. Храмы богов Греческого пантеона…………….……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.rtf

— 304.10 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка

Кафедра истории древних цивилизаций и средневековья

Курсовая работа на тему:

«Архитектура Древнего Рима и Древней Греции»

                                                                 

 

 

                                                                Выполнил: студент

                                                                          исторического факультета

                                                             4 курса 43 группы

                                                      Шкробот В. Н.

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                                      Профессор кафедры              

                                                                                      Миницкий Н. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 

Содержание …………………………………………………………………..2

Введение……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Архитектура Древнего Рима………………………………..…5

              1.1. Архитектура времен Августа, строительство

форумов и храмов…………………………………………………………..…5

              1.2. Триумфальные арки…………………………………………....12

              1.3. Каменные театры Римской империи…………………………14

   1.4. Монументальные гробницы ранней империи………………17

 ГЛАВА 2. Архитектура Древней Греции………………………….…….21

                2.1. Развития строительства Древней Греции………….…….….21

                2.2. Формирование различных ордеров

                        в греческой архитектуре……………………………………..23

                2.3. Храмы богов Греческого пантеона…………….……………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………35

 

Введение

В художественных формах ранней Римской империи, в частности в архитектурных образах, получил отражение тот же процесс постепенного изменения мировоззрения человека, что и в философии, религии, поэзии. Простота и непритязательность быта республиканских римлян сменялись изяществом в нарядах, манер общения друг с другом, стремлением к украшениям во всем, начиная от одежды и кончая характером декора архитектурных памятников. На смену сдержанности и суровости, соответствовавших идеалам строгой гражданственности, приходила изысканность в выражениях, и галантность поведения подданного империи.

В архитектуре ранней империи счастливо сочетались воспринятые от этрусков высокие инженерные способности с навеянными эллинским искусством художественными чертами. Строительные и эстетические, функциональные и образные элементы сливались в неразрывном единстве. Даже постройки чисто практического назначения -- акведуки, дороги, мосты -- отличаются гармонической выверенностью пропорций, ритмов, соотношений частей.

Во времена республики и ранней империи в Риме большой популярностью пользовались разнообразные сценические представления. Ател-ланы -- народные комедии и мимы -- короткие пьески исполнялись в театрах. Здания их в годы поздней республики подражали по конструкции греческим, сначала деревянным, потом каменным. В годы раннего принципата в Риме действовали, по крайней мере, три каменных театра: театр Помпея 55 г. до н. э., реставрированный Августом в 32 г. до н. э.; театр Бальба, созданный в 13 г. до н. э.; театр Марцелла, освященный также в 13 г. до н. э. и лучше всего сохранившийся до наших дней. Из провинциальных известны дошедший в руинах театр в Вероне, театр в Оранже с монументальной стеной сцены и театр в Аосте.

В годы архаики в греческой архитектуре сформировались различные ордера. Ордер -- это определенный строй, порядок сочетания частей здания. В ордере находят выражение не только технические качества сооружения, но и художественные, тектонические, вызывающие соответствующую реакцию у воспринимающего их человека. В тектонике здания, построенного в ордерной системе, всегда действуют две основные силы. Одна воплощена в крепости и мощи нижних -- несущих -- частей сооружения, прочно стоящих на земле: трехступенчатый цоколь, колонны, другая--в тяжести верхних элементов здания--несомых: лежащая на капители колонн балка (архитрав), фриз и карниз, которые покоятся на первых. Толщина и высота колонн, ширина балки архитрава и фриза играют не только конструктивную роль. От их размеров и характера взаимодействия несущих и несомых сил зависит и художественное впечатление, производимое архитектурным сооружением.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский-- сформировались не сразу. В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V -- начале IV в. до н. э, появился ордер коринфский.

Цель исследования - рассмотреть архитектуры Древнего Рима и Древней Греции

Цель обусловила решение следующих задач:

выявить основные тенденций в развитие архитектуры

  - определить основные этапы развития

Объект и предмет исследования.

Объект исследования - история архитектуры Древнего Рима и Древней Греции

Предмет исследования - архитектура Древнего Рима и Древней Греции

Методология исследования.

Методология исследования включает в себя такие методы как анализ, синтез, дедукция, описание. Также мы будет широко использовать сравнительно-исторический метод, без применения которого раскрытие проблемы будет невозможным.

 

ГЛАВА 1. Архитектура Древнего Рима

Архитектура времен Августа, строительство форумов и храмов.

После прихода к власти Августа и с воцарением мира в Риме и в других городах ранней империи развернулись большие работы по строительству храмов и алтарей, театров и амфитеатров, городских ворот и триумфальных арок, форумов и величественных портиков, мостов и дорог. Принцепс хотел прославить себя и свое правление новыми, вызывающими восхищение монументами; кроме того, необходимо было занять огромные массы рабов и свободных граждан.

Главное внимание архитекторы, как и в годы республики, уделяли дорогам, акведукам и мостам. Но при этом больше, нежели раньше, строилось храмов, форумов, триумфальных арок, цирков, театров. Империя с ее желанием во всем прославлять свое могущество противопоставляла себя осуждавшей помпезность и роскошь республике.

По инициативе Агриппы было создано немало сооружений практического назначения. За короткий срок построили 700 водных резервуаров, 500 фонтанов, 130 распределительных водопроводных башен. Тогда же реставрировали подававшие в Рим воду акведуки и возводили новые. Прокладывались дороги в отдаленные районы Апеннинского полуострова. Окончание этих работ иногда отмечалось водружением триумфальных арок.

На Марсовом поле Агриппа закончил начатое Цезарем сооружение грандиозного здания «Ограды для собраний и голосований, а также Дирибитория -- для судей, подсчитывавших результаты голосования.

Самый величественный памятник, созданный в годы ранней империи, форум Августа. Принцепс утверждал, что построил его по обету, данному перед битвой при Филиппах, где он в 42 г. до н. э. победил убийц Цезаря Кассия и Брута. Хотя, возможно, этим он хотел оправдать огромные финансовые затраты, которые требовались для возведения нового форума, и самим фактом его постройки смягчить открытое выражение императорских идей, чуждых собственным про республиканским высказываниям. Форум строился долго, его освятили лишь во 2 г. до н. э. Древний автор Макробий сообщает, что Принцепс иронизировал над медлительностью архитектора.

Следуя примеру Юлия Цезаря, Август расположил свой форум неподалеку отоимского Форума. Светоний так описывает это событие: «Постройка нового форума была вызвана многочисленностью посещавшей его публики и совершавшихся на нем судебных процессов, так что двух прежних форумов казалось недостаточно и требовался третий. Поэтому он был открыт спешно, до окончания храма Марса, причем было объявлено, что он предоставляется специально для процессов общественного характера и для жеребьевки судей».

Введение в архитектурный комплекс форума Августа полукруглых помещений -- экседр по обе стороны храма усилило ощущение торжественности. Спокойные очертания огромных красивых полуцилиндрических портиков -- ниш настраивали находившегося на форуме Августа человека иначе, нежели устремленные к храму Венеры колоннады площади Цезаря. Архитектор, имя которого не сохранилось в источниках, умело выразил в композиции современные ему общественные настроения.

Даже расположение римского Форума в низине, между высокими холмами, в некоторой степени можно объяснить тяготением к обособленности и замкнутости. О стенах, ограждавших площадь, правда, создатели римского Форума не думали. Но Август ввел это в практику, и вокруг архитектурных комплексов стали возводиться высокие стены, как, в частности, и вокруг форума и Алтаря Мира. Здесь сказывалась римская сущность, которую латиняне стремились подчеркнуть перед лицом исключительно сильного влияния эллинских форм. Так, в архитектуре времени Августа сильные и эффектные чужеземные принципы эллинизма сочетались с местными римскими; исконно римские черты, проявляя себя, сопротивлялись эллинистическому мышлении.

Введение полукруглых ниш (экседр) по бокам форума воспринимается как естественное разбухание его стен, от постановки между ними громадного здания храма. Идея вертикализма давала о себе знать на форуме и в деталях храма Марса: пол его абсиды, например, поднят на несколько ступеней выше пола целлы. В то время как в святыне на форуме Цезаря они были на одном уровне.

Храм Марса Ультора даже в руинах свидетельствует о новых имперских тенденциях, проявившихся в грандиозности архитектурных форм и нарастании декора, все заметнее сменявшего былую республиканскую конструктивность и сдержанность. В плане храмы Марса Ультора и Венеры Родительницы на форуме Цезаря похожи. Однако налицо и весьма существенные различия. Имперский просторнее и величественнее республиканского. Увеличение числа колонн вдоль боковых стен усилило впечатление его глубины. Ков ходу ведет высокая лестница, на всю ширину подия, выложенного из туфа и облицованного плитами каррарского мрамора. По бокам алтаря, помещавшегося в середине лестницы, -- два небольших фонтана. В интерьере храма высокие колонны коринфского ордера сильно придвинуты к стенам. Они выполняют декоративную, а не практическую роль. Колоннам соответствовали на стенах пилястры с фигурными капителями. На одной из сохранившихся виден крылатый конь -- Пегас. Между пилястрами размещались ниши для статуй. Внутри находившейся сзади храма абсиды, намного превосходившей размерами абсиду храма Венеры форума Цезаря, имелась база для скульптурного монумента. В храме Венеры в абсиде стояла одна статуя Венеры Родительницы, здесь же, если судить по очень широкому постаменту, возвышались две, а может быть, и три статуи -- Венеры, Марса и Юлия Цезаря.

Помимо прославленных произведений искусства в храме Марса Мстителя хранились исторические реликвии. Здесь находились некогда захваченные парфянами римские военные знамена, которые Август смог вернуть в Рим. Этот исторический факт нередко использовался в годы ранней империи для прославления принцепса. Сцена передачи знамен римлянам изображена на панцире Августа в статуе из Прима Порта.

Из культовых построек на римском Форуме имелся еще дошедший до нашего времени тремя своими колоннами храм Диоскуров. Римляне поклонялись Кастору и Поллуксу, которые согласно легенде, помогли им в битве при Регильском озере в 499 г. до н. э.

Храм Диоскуров реставрировал в конце II в. до н. э. консул Цецилий Метелл Далматик, а затем еще и Веррес, известный по нападкам на него Цицерона. Пожар 12 г. до н. э. разрушил храм, но в годы правления Августа его восстановил Тиберий и освятил в 6 г. н. э. К этому времени и относятся, очевидно, три прекрасные колонны, возвышающиеся сейчас на римском Форуме. Передняя часть монументального постамента храма Диоскуров украшалась носами захваченных вражеских кораблей и служил одной из трех трибун для выступлений ораторов законодательного народного собрания. Около храма находилась палата мер и весов, хранились сокровища богатых римлян. В небольших помещениях подиума совершались банковские сделки. Сосредоточение около римского храма общественных организаций -- религиозных, политических, финансовых, административных -- происходило, надо думать, не без воздействия эллинистических обычаев. Близ малоазийских и египетских храмов и культовых святынь всегда располагалось много деловых государственных учреждений.

Стремление зодчих, несмотря на тяготение к декоративности, сохранить ощущение конструктивности особенно ярко выразилось в дошедшем до нас карнизе храма Конкордии (Согласия), стоявшего на римском Форуме близ огромного здания государственного архива -- Табулария.

Построенный около 367 г. до н. э. в ознаменование окончания борьбы и достижения согласия между патрициями и плебеями, о чем и говорит его название, храм этот в 121 г. до н. э. реставрировался и перестраивался Тиберием при правлении Августа между 7 г. до н. э. и 10 г. н. э. К необычному по плану основному помещению храма, вытянутого не в глубину, а в ширину, вел портик с шестью колоннами. В храме хранились, как рассказывает Плиний Старший, произведения искусства, особенно эллинистической скульптуры. Здесь выступал Цицерон с речами против Катилины. Заседавший в этом храме сенат приговорил к смерти начальника преторианской гвардии (охранников) Тиберия за организацию дворцового заговора против императора.

Деталью храма Конкордии, свидетельствующей о все возраставшем стремлении мастеров эпохи Августа к декоративности архитектуры, является капитель коринфской колонны из интерьера. В верхней ее части символом мира и единения показаны парные барашки, искусно в компонованные в объем капители и возвышающиеся над листьями аканфа.

Информация о работе Архитектура Древнего Рима и Древней Греции