Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:31, контрольная работа
Город Хабаровск – крупнейший промышленный и административный, культурный центр Дальнего Востока, история которого самым тесным образом связана с историей России. В улицах, памятниках и памятных местах города запечатлены события прошлого и современности, имена замечательных людей - русских землепроходцев, революционеров, участников гражданской и Великой Отечественной войн, деятелей культуры и искусства.
Город Хабаровск, возраст которого насчитывает почти 155 лет, богат историческими событиями. Основанный в 858 г. Как небольшой военный пост, он был назван именем одного из русских землепроходцев – Ерофея Павловича Хабарова, который в середине ХYII в. Открывал для русского государства приамурские земли
Введение……………………………………………………………………3
1. Первые жилые дома Хабаровки. Деревянная архитектура города…..4
2. Каменная архитектура города Хабаровска……………………………8
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………
По-видимому, появление в 20-30-е годы здания в уже забытом русском стиле можно связывать с идеологической подоплекой - русский стиль хабаровского вокзала должен был символизировать принадлежность Дальнего Востока к России.
Вообще появление построек
в русском стиле следует
Однако, каким бы ни было это отставание, никак не вписывается в общую схему развития архитектуры появление в период развития конструктивизма здания, трактованного в псевдорусском стиле. Впрочем, объяснение данному феномену может быть и вполне прозаическим - для здания вокзала в Хабаровске могли Iиспользовать проект, разработанный еще до начала революции и гражданской войны.
Своеобразный архитектурно-стилевой колорит современному Хабаровску придают небольшие каменные особняки, сохранившиеся от начала XX в. Построенные по проектам профессиональных архитекторов и инженеров, они отражают уровень мастерства и высокое качество строительства того времени.
В облике этих небольших, сомасштабных человеку зданий проглядывают черты модерна, русского стиля, ампира и иных стилистических заимствований архитектуры прошлых эпох. Преобладающее количество особняков выполнены в характерном для Хабаровска кирпичном узорочье, из красного и серого кирпича. Именно эти здания составляют архитектурный портрет многих улиц исторического центра города, придавая им колористическое очарование.
Наибольший в стилистическом отношении интерес представляют двухэтажные особняки Плюсниных (улица Ленина, 15), доходные дома Богдановых, Пьянковых, Кровяковых и др. С сожалением приходится отмечать, что многие из таких зданий искажены поздними надстройками и пристройками, непрофессиональной реконструкцией и небрежным к ним отношением. Подобного рода "усовершенствования" продолжаются и в современной архитектурной практике.
Одновременно со строительством каменных общественных зданий и доходных домов в городе возводятся и некоторые промышленные здания в более долговечном материале. [1, с. 68]
Так, в 1902 г. закончены строительством артиллерийские мастерские, а в 1906 г. ниже Соборной площади, почти на самом берегу Амура, в парковой зоне построено акционерным обществом "Артур Коппель" кирпичное здание хабаровской электростанции.
Электрическое освещение в городе было открыто 1 сентября 1907 года: загорелись в домах первые 10 тысяч лампочек и осветились главные улицы и площади Хабаровска. Позднее здание неоднократно перестраивалось и расширялось различными пристройками. Ныне в нем размещается Дальневосточная студия кинохроники.
Развитие архитектуры Хабаровска в период 20 - 30-х годов происходило в русле событий и процессов, характерных в целом для России. В истории архитектуры отмеченный период часто называется одним понятием "конструктивизм". Этот архитектурный стиль трактуется как общее стилевое направление данного периода, однако это не совсем так. Достаточно хотя бы отметить такие направления как рационализм, символизм, традиционализм, имевшие свои конкретные черты и существенные отличия от конструктивизма.
В Хабаровске, как центре Дальневосточного края, включавшего территорию нескольких современных краев и областей, в конце 20 начале 30-х годов были построены несколько крупных и общественно значимых зданий разного назначения в конструктивизме, который к этому времени в столичных городах уже сходил со сцены. Среди них следует назвать такие сооружения как Дом коммуны, здания ДВ банка, Автоматической телефонной станции и целый ряд жилых домов, Проекты почти для всех этих объектов разрабатывались или в Москве, или во Владивостоке, а некоторые и в Хабаровске, хотя своей проектной организации здесь до начала 30-х годов еще не было.
Не все проекты были высокого качества и часто они перерабатывались на месте. Так, например, в мае 1930 г. из Москвы был получен эскизный проект здания АТС и отправлен на детальную разработку в Дальпроект, который находился во Владивостоке. В проекте оказалось столько дефектов и нерешенных вопросов, что Дальпроект от него отказался и Управление связи было вынуждено вести дальнейшее проектирование собственными техническими силами.
Для этого была создана рабочая группа под руководством инженера Алексеенко и архитектора-художника Солофненко. Разработанный этой группой проект и послужил основой для строительства здания АТС (находится на углу улиц Муравьева-Амурского и Волочаевской). И подобных примеров было сколько угодно, однако все эти неувязки не могли приостановить такого размаха строительства в городе, который наблюдался в 30-е годы.
О качестве архитектуры Хабаровска конца 20 - начала 30-х годов свидетельствует и такой немаловажный факт: за архитектуру здания ДВ банка (позднее Стройбанк, а ныне Управление инкассации) в 1929 г. была присуждена 1-я премия на Всесоюзном конкурсе строительства. Отмечались такие положительные качества постройки, как легкость конструкций, большая экономия материалов, успешное применение новых приемов строительства, полная механизация работ и так далее.
Заключение
Завершая краткий анализ развития архитектуры Хабаровска и состояния его архитектурного наследия, необходимо обратить внимание, что сегодня наш город по своему экологическому состоянию входит в последнюю, 5-ю группу городов с критическим состоянием экологических условий.
Такому положению способствовали в значительной степени и градостроительные решения, в частности строительство крупных промышленных предприятий непосредственно в городской черте и скоро оказавшихся практически в центре. Ситуация усугубляется в настоящее время и размещением в историческом центре большого количества крупных объектов, разрушающих сложившуюся планировочную структуру исторического ядра города в пределах трех его холмов.
Активное градостроительное преобразование исторического центра происходит сегодня практически без учета архитектурного наследия, наполняющего эту часть города неповторимым своеобразием и выразительностью.
Появление здесь диссонирующих элементов стало обычным явлением, памятники архитектуры повсеместно подвергаются переделкам и изменениям, а постоянные проволочки с утверждением историко-архитектурного опорного плана и проекта охранных зон открывают «зеленую улицу» градостроительным и проектным решениям, вступающим в противоречие не только с ценным наследием, но часто и просто со здравым смыслом.
Каждый отрезок исторического пути города, каждое заметное событие в нем остались запечатленными в документах и памятниках. Среди большого разнообразия культурного наследия особое место занимают памятники архитектуры – своеобразная летопись мира.
Воплощенные в дереве и в камне, они отражают социальное и экономическое сотояние города на разных его этапах, уровень культуры и образованности.
Список использованной литературы