Архитектура западноевропейского барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:02, реферат

Краткое описание

Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.

Содержание

Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектура западноевропейского барокко..doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

   КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

« Архитектура западноевропейского барокко.»                                                           

                                                             

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил:

                                                                 студент

                                                                  гр.1ПЗ 31 З,  

                                                                  Мелешко Е.О.

                                                                  Проверил:

                                                                  ст. преподаватель

                                                                 каф. градостроительства                     

                                                                  Файзрахманова Г.Р.

                                      

                                             Казань, 2013

Содержание

Введение

Глава 1.   Архитектура западноевропейского барокко.      

Глава 2.    Барокко в Италии.

        2. 1. Творчество Карло Мадерна.

        2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.

        2. 3. Творчество Франческо Борромини .

        2. 4. Творчество Карло Райнальди.

        2. 5. Творчество Гварино Гварини.

        2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.

Глава 3. Барокко во Франции.

        3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.

        3. 2. Творчество Луи Лево.

        3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.

        3. 4. Творчество Клода Перро.

Глава 4.     Барокко в Испании.

         4.1. Творчество Хосе Чурригера.

       Глава 5.      Барокко в Германии.

                5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.

Глава 6.     Барокко в Англии.

         6. 1. Творчество Кристофера Рэна.

        6 .2. Творчество Джона Ванброу.

Заключение.

Список литературы.

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

Барокко – это стиль  европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание.

Поначалу он носил  оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему  уродливую жемчужину).

В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.

Самые характерные черты  барокко – броская цветистость  и динамичность – соответствовали  самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви.

За пределами  Италии стиль пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Основной фигурой в  развитии барочной скульптуры был Лоренцо  Бернини, который был так же и выдающимся скульптором. Его первая крупна работа – балдахин над куполом Святого Петра в Риме.

В каждой стране искусство  барокко подпитывалось местными традициями. В одних странах оно  становилось более экстравагантным, в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам.

 

 

 

 

Глава I

Архитектура западноевропейского  барокко.

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения, рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран на протяжении XVII и первой половины XVIII века. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. «Нарушение» этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия.

Барокко в архитектуре  Италии, как отмечено, начало складываться еще во второй половине XVI века, причем формирование его признаков было в значительной мере связано с  творчеством Микеланджело.

Барокко как стиль складывается в сложную историческую эпоху. В результате перемещения торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан и формирования в Западной Европе новых торговых и промышленных центров в ранее передовой Италии наблюдается экономический упадок, возрастает политическая дробность страны. Тяжелый кризис переживает и папство, испытавшее удары реформации. Крепнут силы реакции.

Монументальная архитектура  этого времени в Европе в целом  являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви. В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре.

В каждой из стран барокко  приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдет речь ниже.

Основными признаками барокко  были повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами. Стремясь создать впечатление монументальности, репрезентативности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходят прежде всего из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер). В барокко отмечались преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; неравномерное распределение архитектурных средств; динамичность архитектурных масс. На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим.

Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный  эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали  несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части — разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Барокко в Италии.

 

Богатство и великолепие  архитектуры барокко, в частности  в Италии, символизирует эталон католической церкви и католических князей вплоть до зарождения идей рационализма и национализма.

Решениями Триентского  собора церковь подтвердила свою приверженность своим традиционным догмам и, ослабив строгость первых лет Контрреформации, с невиданным со времен Средневековья рвением  попыталась, как можно убедительнее облечь вечные истины и вечные формы. В архитектуре это были введенные первопроходцами итальянского Ренессанса классические формы. В более пластичном и мощном воплощении они создавали динамичные пространственные эффекты, усиленные неведомой даже духу готики разомкнутостью объемов и фантастическим освещением. Готические мастера постоянно обращали внимание на создание «изменчивого образа» и на прозрачность архитектуры, предполагавшую эффект диагональной перспективы.

Эти эффекты были усвоены  архитекторами барокко, произведения которых, однако, были слишком монументальными, чтобы считаться прозрачными.

Рим был бесспорным центром  архитектуры барокко в Италии, однако, другие независимые государства  на территории Италии развивали свои собственные направления стиля барокко. Наиболее значимым был Пьемонт со столицей в Турине. В Северной Италии, например, в Генуе стиль барокко не получил такого широкого распространения.

 

2. 1.   Творчество Карло Мадерна.

Карло Мадерна был  наиболее активным римским архитектором начала XVII в. (1556, Каполаго на оз. Лугано -1629, Рим) -первоначально работал со своими дядями - с Доменико и затем с Джованни Фонтана.

К его важнейшим работам в Риме относятся: удлинение нефа и фасад собора св. Петра (1607- 1617); участие в строительстве дворцов Маттеи (1598-1618), Барберини (продолжено Борромини и Берничи), Киджи, Квиринала и ряда других; церковь Мариа делла Витториа (1605, фасад - Дж. Сориа, 1620) и фасад церкви Санта Сусанна )(1605).

Во Фраскати им построена  вилла Торлониа (1628).

Приехав в Рим из Ломбардии примерно в 80-х годах XVI в., Мадерна начал работать каменщиком, вместе с дядей Джованни строил водопроводы и фонтаны. Им, в частности, выполнен правый фонтан на площади св. Петра. Затем он заканчивал некоторые постройки, начатые другими архитекторами, например палаццо Киджи, начатое Джакомо делла Порта.

Характер самостоятельного творчества Мадерна впервые проявляется  в фасаде церкви Санта Сусанна, которая были как раз закончена в основных частях к 1605 г. При общем сходстве композиции с фасадом церкви Иль Джезу фасад Санта Сусанна отличается усиленной пластикой.

В первом ярусе двухъярусной композиции применены колонны, хотя и связанные со стеной, но воспринимающиеся как отдельно стоящие благодаря  подрезке стены вдоль стволов. Впервые  применена здесь балюстрада над фронтоном портала; она подчеркивает общую устремленность фасада ввысь, создаваемую группировкой сильных вертикальных элементов.

Вторая церковь (Санта Мариа делла Витториа) построена Мадерной в 1605 г. Но здесь мастеру принадлежит лишь интерьер, величественный, несмотря на небольшие размеры церкви. В фасаде, который был закончен в 1620 г. арх. Дж. Б. Сориа, снова применены пилястры; остались лишь общее построение и введенная Мадерной венчающая балюстрада.

Мадерне принадлежала решающая роль в завершающем этапе строительства собора св. Петра - этого грандиознейшего начинания Ренессанса, потребовавшего более столетия для своего окончания.

В области культового зодчества Мадерне принадлежат еще две работы: им возведены купола двух церквей - Сант Андреа делла Балле (начата Оливьери в 1591 г., фасад закончен Райнальди в 1664 г.) и Сан Джованни деи Фиорентини. Однако к общей композиции этих церквей мастер не имел отношения.

Характер творчества Мадерны как архитектора, подготовившего почву к великолепному расцвету римского барокко, с наибольшей ясностью, пожалуй, проявился его последней  работе - палаццо Барберини.

Мадерне довелось испробовать  свой талант и в области загородного  строительства (вилла Торлониа во Фраскати).

 

2. 2.  Творчество Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был зодчим, в чьем творчестве впервые расцвел стиль барокко. В Риме в 1624 – 1633 гг. этот художник создал памятник, стирающий границу между архитектурой и скульптурой, предвосхитивший тем самым многие произведения барокко: монументальный алтарь над местом захоронения апостола Петра, увенчанный бронзовым балдахином на витых колоннах. В свое время он являлся роскошным жестом победы римско-католической веры. Этим экстравагантным сооружением высотой 29 метров церковь символически отметила свое господство над язычеством и иудаизмом, поскольку бронза колонн частично взята с портика языческого Пантеона, а ее спиралевидные колонны воспроизводят колонны главного алтаря старого собора Св. Петра, который, как предполагалось, был привезен из Иерусалимского храма в Рим.

Бернини родился в  Неаполе в семье неаполитанки и флорентийца, который был скульптором  и работал в стиле позднего маньеризма. Примерно в 1605 году семья  переехала в Рим, где Бернини  сделал свою профессиональную карьеру.

Как и Микеланджело, он считал себя, прежде всего, скульптором, хотя был и архитектором, художником, поэтом, усердным и увлеченным работником и человеком глубочайшей католической набожности. Как и Микеланджело, Бернини получил свои важнейшие заказы благодаря папскому покровительству, поскольку увлеченными меценатами, полными решимости придать Риму облик пышной торжественности, были его близкий друг Маттео Барберини, находившийся на папском престоле с 1623 по 1644 гг. под именем папы Урбана VIII, и Фабио Киджи, правивший с 1655 по 1667 гг. под именем папы Александра VII.

Информация о работе Архитектура западноевропейского барокко