Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:02, реферат
Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.
Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему:
« Архитектура западноевропейского
барокко.»
Мелешко Е.О.
Содержание
Введение
Глава 1. Архитектура западноевропейского барокко.
Глава 2. Барокко в Италии.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
2. 3. Творчество Франческо Борромини .
2. 4. Творчество Карло Райнальди.
2. 5. Творчество Гварино Гварини.
2. 6. Творчество Бальдассаре Лонгена.
Глава 3. Барокко во Франции.
3. 1. Творчество Жюля-Ардуэна Мансара.
3. 2. Творчество Луи Лево.
3. 3. Творчество Андрэ Ленотра.
3. 4. Творчество Клода Перро.
Глава 4. Барокко в Испании.
4.1. Творчество Хосе Чурригера.
Глава 5. Барокко в Германии.
5.1. Творчество Георга Кнобельсдорфа.
Глава 6. Барокко в Англии.
6. 1. Творчество Кристофера Рэна.
6 .2. Творчество Джона Ванброу.
Заключение.
Список литературы.
Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков. В разное время в термин «барокко» вкладывалось разное содержание.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд(возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения, стиля господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 года и до начала XVIII века. От маньеризма искусство барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в единое новое целое.
Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви.
За пределами Италии стиль пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.
Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, который был так же и выдающимся скульптором. Его первая крупна работа – балдахин над куполом Святого Петра в Риме.
В каждой стране искусство
барокко подпитывалось местными
традициями. В одних странах оно
становилось более
Глава I
Архитектура западноевропейского барокко.
Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) возник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения, рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран на протяжении XVII и первой половины XVIII века. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. «Нарушение» этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия.
Барокко в архитектуре Италии, как отмечено, начало складываться еще во второй половине XVI века, причем формирование его признаков было в значительной мере связано с творчеством Микеланджело.
Барокко как стиль складывается в сложную историческую эпоху. В результате перемещения торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан и формирования в Западной Европе новых торговых и промышленных центров в ранее передовой Италии наблюдается экономический упадок, возрастает политическая дробность страны. Тяжелый кризис переживает и папство, испытавшее удары реформации. Крепнут силы реакции.
Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви. В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре.
В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской — наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором — барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обароченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдет речь ниже.
Основными признаками барокко
были повышенная и подчеркнутая монументальность,
представительность, которые в какой-то
мере являлись самодовлеющими качествами
и достигались нередко
Стремясь создать необычный,
повышенно-эмоциональный
Глава 2.
Барокко в Италии.
Богатство и великолепие архитектуры барокко, в частности в Италии, символизирует эталон католической церкви и католических князей вплоть до зарождения идей рационализма и национализма.
Решениями Триентского собора церковь подтвердила свою приверженность своим традиционным догмам и, ослабив строгость первых лет Контрреформации, с невиданным со времен Средневековья рвением попыталась, как можно убедительнее облечь вечные истины и вечные формы. В архитектуре это были введенные первопроходцами итальянского Ренессанса классические формы. В более пластичном и мощном воплощении они создавали динамичные пространственные эффекты, усиленные неведомой даже духу готики разомкнутостью объемов и фантастическим освещением. Готические мастера постоянно обращали внимание на создание «изменчивого образа» и на прозрачность архитектуры, предполагавшую эффект диагональной перспективы.
Эти эффекты были усвоены архитекторами барокко, произведения которых, однако, были слишком монументальными, чтобы считаться прозрачными.
Рим был бесспорным центром архитектуры барокко в Италии, однако, другие независимые государства на территории Италии развивали свои собственные направления стиля барокко. Наиболее значимым был Пьемонт со столицей в Турине. В Северной Италии, например, в Генуе стиль барокко не получил такого широкого распространения.
2. 1. Творчество Карло Мадерна.
Карло Мадерна был наиболее активным римским архитектором начала XVII в. (1556, Каполаго на оз. Лугано -1629, Рим) -первоначально работал со своими дядями - с Доменико и затем с Джованни Фонтана.
К его важнейшим работам в Риме относятся: удлинение нефа и фасад собора св. Петра (1607- 1617); участие в строительстве дворцов Маттеи (1598-1618), Барберини (продолжено Борромини и Берничи), Киджи, Квиринала и ряда других; церковь Мариа делла Витториа (1605, фасад - Дж. Сориа, 1620) и фасад церкви Санта Сусанна )(1605).
Во Фраскати им построена вилла Торлониа (1628).
Приехав в Рим из Ломбардии примерно в 80-х годах XVI в., Мадерна начал работать каменщиком, вместе с дядей Джованни строил водопроводы и фонтаны. Им, в частности, выполнен правый фонтан на площади св. Петра. Затем он заканчивал некоторые постройки, начатые другими архитекторами, например палаццо Киджи, начатое Джакомо делла Порта.
Характер самостоятельного творчества Мадерна впервые проявляется в фасаде церкви Санта Сусанна, которая были как раз закончена в основных частях к 1605 г. При общем сходстве композиции с фасадом церкви Иль Джезу фасад Санта Сусанна отличается усиленной пластикой.
В первом ярусе двухъярусной композиции применены колонны, хотя и связанные со стеной, но воспринимающиеся как отдельно стоящие благодаря подрезке стены вдоль стволов. Впервые применена здесь балюстрада над фронтоном портала; она подчеркивает общую устремленность фасада ввысь, создаваемую группировкой сильных вертикальных элементов.
Вторая церковь (Санта Мариа делла Витториа) построена Мадерной в 1605 г. Но здесь мастеру принадлежит лишь интерьер, величественный, несмотря на небольшие размеры церкви. В фасаде, который был закончен в 1620 г. арх. Дж. Б. Сориа, снова применены пилястры; остались лишь общее построение и введенная Мадерной венчающая балюстрада.
Мадерне принадлежала решающая роль в завершающем этапе строительства собора св. Петра - этого грандиознейшего начинания Ренессанса, потребовавшего более столетия для своего окончания.
В области культового зодчества Мадерне принадлежат еще две работы: им возведены купола двух церквей - Сант Андреа делла Балле (начата Оливьери в 1591 г., фасад закончен Райнальди в 1664 г.) и Сан Джованни деи Фиорентини. Однако к общей композиции этих церквей мастер не имел отношения.
Характер творчества Мадерны как архитектора, подготовившего почву к великолепному расцвету римского барокко, с наибольшей ясностью, пожалуй, проявился его последней работе - палаццо Барберини.
Мадерне довелось испробовать свой талант и в области загородного строительства (вилла Торлониа во Фраскати).
2. 2. Творчество Лоренцо Бернини.
Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680) был зодчим, в чьем творчестве впервые расцвел стиль барокко. В Риме в 1624 – 1633 гг. этот художник создал памятник, стирающий границу между архитектурой и скульптурой, предвосхитивший тем самым многие произведения барокко: монументальный алтарь над местом захоронения апостола Петра, увенчанный бронзовым балдахином на витых колоннах. В свое время он являлся роскошным жестом победы римско-католической веры. Этим экстравагантным сооружением высотой 29 метров церковь символически отметила свое господство над язычеством и иудаизмом, поскольку бронза колонн частично взята с портика языческого Пантеона, а ее спиралевидные колонны воспроизводят колонны главного алтаря старого собора Св. Петра, который, как предполагалось, был привезен из Иерусалимского храма в Рим.
Бернини родился в Неаполе в семье неаполитанки и флорентийца, который был скульптором и работал в стиле позднего маньеризма. Примерно в 1605 году семья переехала в Рим, где Бернини сделал свою профессиональную карьеру.
Как и Микеланджело, он считал себя, прежде всего, скульптором, хотя был и архитектором, художником, поэтом, усердным и увлеченным работником и человеком глубочайшей католической набожности. Как и Микеланджело, Бернини получил свои важнейшие заказы благодаря папскому покровительству, поскольку увлеченными меценатами, полными решимости придать Риму облик пышной торжественности, были его близкий друг Маттео Барберини, находившийся на папском престоле с 1623 по 1644 гг. под именем папы Урбана VIII, и Фабио Киджи, правивший с 1655 по 1667 гг. под именем папы Александра VII.