Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:10, курсовая работа
Восемнадцатый век — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая, с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.
1. Введение
2. Архитектура России первой трети XVIII века: барокко.
2.1. Барокко в России первой трети XVIII века
2.2. Стиль барокко
2.3. Аннинское барокко в Москве
2.4. Елизаветинское барокко в Москве
3. Некоторые выдающиеся памятники архитектуры России первой трети XVIII века
4. Иван Петрвч Зарудный
5. Иван Федорович Мичурин
6. Список испоьзуемой литературы и интернет сайтов
Постройка началась в 1705 г. и была закончена в 1707 г. "Сухарева башня - невеста Ивана Великого, а Меньшикова - его сестра",- говорил народ, гордившийся тремя московскими великанами.
Постройку этой церкви Меньшиков поручил
Зарудному. Уже одно это показывает,
что избранный им зодчий успел
зарекомендовать себя какой-то ответственной
и значительной строительной работой.
Доныне сохранилась летопись церковных
дел - так называемый синодик - церкви
Архангела Гавриила, обнаруженный русским
историком первой половины XIX века А.
Ф. Малиновским. Этот документ полностью
подтверждает авторство И. П. Зарудного
как архитектора этого
В три года не могло быть закончено и отделано столь внушительное по размерам сооружение, и потребовалось еще немало времени на доделки и украшение его интерьеров. Но главная задача была выполнена: над древней столицей поднялась башня, превысившая на полторы сажени (на 3,2 м) колокольню Ивана Великого (высота ее с крестом 81 м). Тогда Меньшикова башня была на целый ярус выше и имела длинный "шпиц" - шпиль, увенчанный фигурой парящего ангела. Смелое решение верхнего покрытия здания говорит о знакомстве Зарудного с архитектурой стран Северной Европы, где этот элемент (шпиль) был уже традиционным. Для России же XVIII века подобное завершение постройки явилось очевидным новшеством. Определенное сходство Меньшиковой башни с некоторыми голландскими и датскими зданиями, увенчанными иглоподобным "шпицем", не могло остаться незамеченным Петром I.
Принимавший деятельное участие в разработке плана строительства Петербурга, он, видимо, по достоинству оценил значение архитектурной идеи Зарудного. И возможно, именно это натолкнуло его на мысль создать такую башню, которая, подобно вертикальной оси, поднялась бы над новой столицей и была хорошо видна из разных уголков города. Архитектору Д. Трезини, которого Петр специально выписал из Дании для строительства Петербурга, было поручено сооружение колокольни Петропавловского собора. Соборный шпиль с фигурой парящего ангела имеет большое сходство со шпилем московской башни Зарудного. О преемственной связи говорит и своеобразное повторение крупных волют - характерной особенности церкви Архангела Гавриила - в архитектурном оформлении Петропавловской колокольни, она была заложена самим Петром I в день его рождения - 30 августа 1714 г. Устройство над зданием высокого шпиля, впервые использованное И. II. Зарудным в Москве, получило в последующем широкое применение в архитектуре Петербурга. О наличии прежде в композиции Меньшиковой башни указанных архитектурных элементов свидетельствует целый ряд документов. Среди них гравюра Ивана Бликландта "Российская столица Москва" - вид на Москву с колокольни Ивана Великого, исполненная в начале XVIII века; рисунок башни, сделанный около 1745 г.,- из Тессин-Харлемановской коллекции графических материалов по русской архитектуре первой половины XVIII века, принадлежащей Национальному музею в Стокгольме, и "Реляция" - донесение в святейший Синод о пожаре, в котором пострадала Меньшикова башня.
До 1708 г., до переезда в Петербург, Меньшиков еще проявлял интерес к своей московской постройке и в этом году прислал специально выписанные из Англии часы с курантами, которые были установлены на деревянном ярусе башни, что возвышался над двумя каменными.
Так высоко часы были поставлены архитектором
не случайно. Деревянный восьмерик
служил превосходным резонатором, усиливал
ясность и чистоту боя
В 1711 г. Меньшиков приступил к постройке Ораниенбаумского дворца и с этих пор потерял всякий интерес к московской башне, в которой, по словам самого Зарудного, в то время "не только кровля, и шпицер и два полуглавия по самый осьмерик (с часами) мокротою и ветром зело обило... тако ж внутри церковь... стоит аки в запустении". В 1712 г., когда загорелась Сухарева башня, располагавшаяся в ней "навигацкая" школа была временно переведена в Меньшикову башню. В основном же здание не использовалось. Летом 1723 г. от разряда молнии загорелся шпиль, составлявший чуть ли не одну треть всего сооружения. Пожар быстро охватил деревянный восьмерик с курантами. При такой высоте (84,2 м) тушить огонь было нельзя. Все дерево сгорело, и сорвавшиеся колокола, проломив своды, рухнули вниз.
Сгоревший третий восьмерик, его длинный, уходивший в небо шпиль и стоявшая на последнем медная статуя Архангела Гавриила с крестом в руке - все это значительно отличало прежнюю Меньшикову башню от нынешней.
Новое покрытие, довольно удачно завершающее
срезанную на целый ярус постройку,
получило существующую теперь форму
в 1773 г. (архитектор неизвестен), когда
в здании обосновался филиал "Урании"
- московской ложи "братьев каменщиков",
как называли себя масоны - члены
тайного религиозно-
В последующие годы Меньшикова башня несколько раз подвергалась реставрации.
Это сооружение, удивительно гармоничное
во всех своих деталях, имеет в
плане крест и отчетливо
Декорация главного фасада здания отличалась изысканностью: на фоне красных стен были расположены пилястры, тонко профилированные наличники, затейливые пышные карнизы и барельефы. Отлично исполненные детали орнамента пилястр, с головкой ангела вместо цветка, гирлянды, венки, балясины - все это свидетельствует о подлинно творческом подъеме художника, трудившегося над своим созданием с артистическим вдохновением. Две огромные волюты, подобно мощным контрфорсам, поддерживают хрупкий портик над входом. Построив Меньшикову башню, И. П. Зарудный явил миру не просто великолепный образец новомосковского зодчества, он создал и поныне чарующую зрителей "стройную архитектурную поэму".
Зарудный много строил как до сооружения Меньшиковой башни, так и после нее. Документально известно, что он внес существенный вклад в разработку нового для России архитектурного жанра - триумфальных ворот. Возникновение этого жанра в России не было случайным, оно обусловлено особенностями развития национальной культуры в эпоху Петра Великого. Триумфальные шествия и фейерверочные представления в которых участвовали самые широкие слои населения, были связаны с различными знаменательными событиями.
В 1709 г. в честь Полтавской "виктории" в разных частях Москвы на средства духовенства, купечества и др. было поставлено семь триумфальных ворот. Известно, что одно из этих сооружений строилось по проекту И. П. Зарудного.
Сохранившиеся гравюры свидетельствуют, что это были скорее живописные, нежели архитектурные сооружения: как и в предыдущих торжественных случаях (в честь победы над шведами в 1703, 1704 гг.), были поставлены деревянные каркасы, обитые холстом и расписанные под мраморный декор. К этому следует добавить, что носящие политический пропагандистский характер, скульптурно-живописные сцены и композиции панегирических триумфальных ворот находили отражение и в других областях русской культуры и искусства, например в фейерверках, в карнавальных шествиях, в интермедиях и действах "самодеятельного театра массовой игры" и особенно в школьной драме. Устроители и оформители петровских триумфов нередко применяли уже готовые театральные декорации - "комедийные картины", за которыми посылали в государев театр в село Преображенское; после празднеств их снова возвращали на место и использовали по назначению. Из дела Посольского приказа об украшении триумфальных ворот в Москве "комедийными картинами" известно, что при праздновании Полтавской победы эти картины служили украшением триумфальных ворот, что в "Китай-городе на площади у церкви Казанския Богородицы".
Воздвигнутые Зарудным в 1721 - 1723 гг. по случаю окончания Северной войны и мира со Швецией "Триумфальные врата от Синода" у того же Казанского собора в Москве явились монументальным творением, простоявшим относительно долгое время. В них сказалось заостренное внимание зодчего к разработке архитектурной формы, обогащенной скульптурой.
К празднику годовщины
На гравюре изображена однопролетная
триумфальная арка, богато украшенная
резной скульптурой и живописью.
Арка поставлена на высокий цоколь,
украшенный различными эмблемами, и
обрамлена профилированным
В 1723 г. Зарудный принимает участие
в строительстве московского
Синодального дома, который не сохранился.
Этими относительно скромными работами
его архитектурная
Если попытаться найти среди крупных московских сооружений такие, которые до некоторой степени напоминали бы известные нам приемы Зарудного, то прежде всего стоит остановиться на превосходном архитектурном памятнике - церкви Петра и Павла на Новобасманной улице. Церковь, к сожалению, значительно пострадала от многочисленных реконструкций и ремонтов, в результате чего утратила основные черты своего первоначального облика.
В 1714 г. из-за недостатка в строительных материалах для новой столицы Петр I издал указ, запрещавший возведение каменных построек по всей России, кроме Петербурга. Исключения делались только для тех зданий, строительство которых было начато до вступления в силу царского указа. К их числу принадлежала и церковь Петра и Павла, окончательно завершенная в 1719 г. Вполне допустимо, что и проектировании и постройке ее принимали участие несколько архитекторов, творческая манера которых получила отражение в ее архитектурном облике.
Безымянной остается пока единственная частная постройка Петровской эпохи в Москве, сохранившая свой барочный наряд,- бывшая усадьба Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной. Чудесная декорация аттика этого здания, выполненная в стиле "высокого барокко", по выражению И. Э. Грабаря, "сделала бы честь хорошему западному мастеру". Скульптурные детали этого аттика, столь близко напоминающие убранство Меньшиковой башни, позволяют высказать предположение о том, что их автором был также Зарудный.
Некоторые исследователи склонны связывать с именем И. П. Зарудного постройку таких архитектурных памятников, как церковь Ивана Воина на Якиманке, надвратная церковь Тихвинской богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря, позднее преобразованного в Славяно-греко-латинскую академию. Действительно, архитектоника (они принадлежат к единому типу культовых зданий, построенных по принципу "восьмерик на четверике") и в какой-то степени планы сооружений имеют аналогии с Меньшиковой башней. Определенным сходством обладают и отдельные декоративные детали, использованные в их внешнем и внутреннем убранстве: например, пилястры, модульоны, настойчиво повторяющийся мотив сухариков, украшающих карнизы ярусов,- мотив, столь импонирующий Зарудному; смелые вариации форм оконных проемов - в виде круга, ромба, квадрата, шестигранника, эллипса, вертикально поставленного параллелограмма с закругленными верхними углами; перехваченные узлами (замками, лопаточками) круглые оконные наличники; полукружия, завершающие среднюю часть фасадов, и т. д. Однако все это еще не является очевидным доказательством авторства Зарудного. Точную же атрибуцию этих памятников затрудняет отсутствие необходимых документальных сведений.
В 1724 г., видимо по распоряжению императорского
тайного совета, Зарудный подготовил
проект, а затем соорудил походную
церковь для войска под началом
генерал-губернатора князя
И. П. Зарудный славился не только как зодчий, но и как искусный скульптор, резчик и живописец. Ему, несомненно, принадлежала видная роль в создании всей декоративной скульптуры, которой обильно украшена снаружи Меньшикова башня, а кроме того, прекрасных скульптур, находящихся внутри ее Верхней церкви. Зарудный - автор декоративного и скульптурного оформления других, уже названных зданий и триумфальных сооружений.
22 января 1722 г. Зарудному было
поручено изготовить надписи
и рисунки на тумбу,
Зарудный придал постаменту четырехугольную форму. На стороне, соответствующей корме, было изображено море, а ниже надпись: "Детская утеха...". Продолжение надписи следовало со стороны носа судна: "...принесла мужеский триумф". Две другие стороны тумбы отличались более сложными рисунками: с одного бока - корабль под парусами и галера на веслах, с другого - Ноев ковчег, летящий голубь и радуга, соединяющая два укрепленных города. Под обоими символическими изображениями - идентичная надпись: "От Бога сил токмо получено". Картины и сама тумба не сохранились. О них стало известно благодаря уцелевшей гравюре Зубова.
И. П. Зарудный был искусным мастером в резьбе по дереву. Образцами его мастерства могут служить резные иконостасы, частично дошедшие до нашего времени.
В XVI веке в церковном обиходе вместо низкой алтарной преграды появляются многоярусные иконостасы, достигающие высоты храмовых сводов. К концу XVII века роль иконографического материала в общей композиции иконостасов несколько снижается за счет применения золотого и серебряного тиснения, резьбы, обилия архитектурных деталей. Строители церквей, забывая о литургическом, культовом значении иконостаса, стремились превратить его в одно из самых нарядных украшений храма. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге, выполненный Зарудным в превосходной технике резьбы по дереву,- один из наиболее ярких примеров подобного превращения.
На своем веку Зарудный создал немало великолепных иконостасов. Однако примечательно, что почти все известные ныне иконостасы (за исключением изготовленного для Меньшиковой церкви) выполнены им для соборных и дворцовых храмов Петербурга и его окрестностей. В период интенсивного строительства Петербурга на берегах Невы трудились практически все выписанные из-за моря мастера, а из Москвы царь не взял никого. Так и Зарудный не покидал до самой смерти "московских пределов".