Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:29, доклад
Язык архитектуры непонятен, но привлекателен.
Архитектура – самое абстрактное искусство. Будучи частью натуры, служит самым реальным утилитарным целям. Выражается знаками , числами , абстрактными отношениями .
Родственница живописи и графике , т.к. оперирует линиями и плоскостями.
Однако , если живопись и графика создают иллюзию пространства на плоскости , то
архитектура в полной мере осваивает , пространство , организовывает его и владеет глубиной. Здесь архитектура родственна скульптуре.
Язык архитектуры непонятен, но привлекателен.
Архитектура – самое абстрактное искусство. Будучи частью натуры, служит самым реальным утилитарным целям. Выражается знаками , числами , абстрактными отношениями .
Родственница живописи и графике , т.к. оперирует линиями и плоскостями.
Однако , если живопись и графика создают иллюзию пространства на плоскости , то
архитектура в полной мере осваивает , пространство , организовывает его и владеет глубиной. Здесь архитектура родственна скульптуре.
Оба искусства оперируют массами и объемом. Но скульптура оформляет массу только снаружи , в то время как архитектура придает форму массе и снаружи и внутри (изнутри).
Архитектура
– основа синтеза
Архитектура – стилеобразование видов искусств . Все художественные стили зарождались здесь , а затем распространялись далее.
Для архитектуры важны : - социальная ответственность.
- заказ , регулирующий действия архитектора.
Главные заказчики: - церковь
- правительство
Архитектура отображает интересы , идеи государства и религи.
Архитектура наиболее созвучна эпох искусств , т.к. выражает её дух.
Если , говоря и анализируя скульптуру и живопись , мы можем ясно увидеть индивидуальность человека , то в разговоре об архитектуре ,напротив , в большинстве случаев уместно рассуждать о стиле эпохи.
XVII век – феномен бумажной архитектуры (идеи и проекты , опережали время). Подобные выставки до сих пор популярны.
Эмоциональное выражение и экспрессия несвойственны архитектуре, которая отражает общество и реагирует на изменения в нём.
Австрийский философ Гаыс Заделымар : «В XVII веке завершилась эпоха дворца и сабора , началась эпоха вокзала , стадиона , музея , большого универсального магазина»(Имел ввиду Великую Французскую революцию. Главным становится общество.)
Архитектура больше выражает общее, нежели частное , в отличии от других видов искусства.
Ей чужд мимистический (подражательный) подход.
Она не репродуцирует натуру ,не отталкивается от неё , а вырабатывает собственный язык символов и ритмичных форм.
В живописи
и скульптуре главное
Архитектура не
заимствует у натуры своих
образов. Она ничего не
Свойства : массы , объём и тяжесть , поверхность (текстура), артикуляция ,согласование фасадной композиции с внутренним пространством.
Архитектура не строительство, а вид искусства.
История создала 4-е типа архитектурной конструкции.
Типы архитектурных конструкций:
1-й тип) Стоечно-балочная констр-я. Появилась ещё в первобытности. Состоит из несущих элементов (стены, столбы, колонны, стойки) и несомых (прямоугольное балочное перекрытие)
((Пример: Стоун Хендж (Англия) , первые колонны в виде растений (Египет) , ордер(Греция) ))
2-й тип) Монументально – сводчатая констр-я. Появилась в Древнем Риме.
Основа – клинчатая арка, (своды купола). Они перекрывали большие пролёты , не требуя дополнительной опоры. Прочность – художественный прием.
Римляне чуть позже изобрели бетон и стали отливать здания при помощи кирпича и бетона.
((Прим. Колизей .))
Первый купол – купол Пантеона.
3-й тип) Готическая каркасная констр-я.
Появилась во Франции в 1137 г(XIIв.) монастыре Сен-Дени. Создатель – настоятель монастыря Аббат Сугерий.
Собор Св. Дионисия был усыпальницей , а сам Дионисий был их покровителем.
Аббат внимательно прочитал
Ангел явился во сне Дионисию и препроводил в Царствие Божье – райский град (небесный Иерусалим). Этот город был залит сиянием, которое исходило от самого Бога. Ибо бог – есть свет.
Сугерий , прочитав этот рассказ, ужаснулся, т.к. в романских соборах царил полумрак и были маленькие окна.
Поэтому настоятель решил создать новую конструкцию.
Он отказывается от стены, как от оболочки.
Западно – европейский
Контрофорсы, а между ними застекление.
Готика появляется во время крестовых походов. => заимствуется стрельчатая арка у арабов.
Стрельчатая арка перекрывает большие пролеты и не требует толстых стен.
Она легла в основу готического свода. (Нервюры – ребра свода). Готический каркас очень прочен.
Аркбутан - 1\4 арки.
Пинакль(?) – готическое кружево.
Аббат создал образ райского города
4 – й тип) современная каркасная конструкция.
Появилась в XIX в. С изобретением железобетона и с появлением в конце XIX в сплошного остекления.
1-й тип) террасный парк (итальянский) .
Появился в XVв в Италии в эпоху Возраждения.
В Италии строят виллы у подножия или на вершине холма.
2-й тип) регулярный парк (французский).
Появился в XVIIв во Франции , во времена правления Людовика XIV (король - солнце).
Людовик создал абсолютную монархию и превратил Францию в сильное государство. Это отразилось и на архитектуре.
В архитектуре Франции появляется стиль - классицизм (от лат.: clasicul - образцовый).
Этот стиль предполагает симметрию , субординацию. В период царствования Людовика рождается философия рационализма (от лат.: racio - разум).
В середине века в центре мироздания был Бог. Рационалисты считают, что в центре мироздания человеческий разум , приводящий в порядок весь окружающий мир.
Парадный фасад
Архитектор классицист и философ рационалист Ли Ноттер (королевский садовник) строит Версальский парк (регулярный)
В месте пересечения аллей ставились статуи и фонтаны.
Все водоемы квадратные или круглые.
«Мировой хаос упорядочен человеческим хаосом»
Скульптуры – бюсты философов и ученых.
3-й тип) пейзажный парк (английский).
Появился в XVIII веке в Англии.
Своим возникновением он обязан философии. Англичане – эксцентрики и всегда демонстрируют обособленность. В жизни для них главное любовь к природе. В живописи главная акварель.
Когда в Англию проникла
Руссо – натур – философ (от лат. : nature – природа). Ибо природа – это Бог. Человек должен жить в ритме с природой и ничем ей не противоречить.
На волне увлечения руссоизмом
возникает пейзажный парк (противоположный
французскому регулярному
Живописные купы деревьев , пруды с островками разнообразной формы. Извилистая речка. Скульптуры божеств флоры, руины . камни. Иногда в парк выпускали овцу.
Однако парк был хорошо
(Прим. : Павловский парк XVIII в.
Архитектор Чарльз Камерон и театральный декоратор Гаизаго )
Идей создания пейзажного парка , был образ прекрасной дикой природы не обезображенной убогим человеческим разумом.
4-й тип) вертикальный парк , появился в конце XX века в Западной Европе. Фасад здания покрыт растениями (Музей на набережной Бра или(?) Архитектор Жан Нувель)
1) ФРАНЦИЯ – ар нуво
2) АВСТРИЯ – сцессион
3) ГЕРМАНИЯ – югендстиль
4) ИСПАНИЯ – модерниссимо
5) ИТАЛИЯ – либерти
6) АНГЛИЯ – фристайл. модеристайл
Модерн возрождает мозаики и витражи. Заметен мотив моря , природы (волны , бабочки, жуки , растения)
СТИЛЬ – ФОРМАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ , ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРИЗНАКИ.
СТИЛИ ДЕЛЯТСЯ НА большие и маленькие .
МАЛЫХ СТИЛЕЙ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО.
(ПРИМ. НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО XIV в.)
БОЛЬШИЕ АРХИТЕКТУРНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ОХВАТЫВАЮТ СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ. ОНИ НОРМАТИАНЫ И КОСМОНОЛИТИЧНЫ (?)
1-й стиль) РОМАНИКА (X – XII века)
2-й стиль) ГОТИКА (XII – XV века - Европа)
3-й стиль) БОРОККО (XVII – XVIIIвека - Италия)
(от лат. : baroko – жемчужина неправильной формы). Этот стиль связан с идеологической контр – реформацией (протесты). В XVII веке церковь идет в наступление и отстаивает свои идеи.
4-й стиль) РОКОКО
Являет собой переход от борокко к классицизму. (XVIII в. Франция)
(от лат. : rokail – раковина )
«Отель» - городской особняк знати. Зал овальный , нет членений , отдаляющих стену от свода, много декоративных деталей.
5-й стиль) КЛАССИЦИЗМ (XVII век – 1830-е. Франция)
За образец взято античное искусство Греции и Рима.
Очередная волна классицизма в XVIII в. захлестнула Европу после открытия Помпеи и Геркуланума.
6-й стиль) АМПИР (1800 – 1830-е. - Европа)
(от франц.: ampire- империя) Время Наполеоновых воин и переустройства Европы.
Искусство ориентируется на блеск и роскошь др. Римской империи (триумфальные арки , площади , колонны).
Наполеон мечтал превратить мир в новый Рим.
7-й стиль) ИСТОРИЗМ или ЭКЛЕКТИКА (1840 – 1880-е)
(от греч.: aklego – я выбираю). В этот период складывается историческая наука , впервые появляется многотомная «Всеобщая история» .
Архитекторы экспериментируют и объединяют в своих работах множество разных стилей.
Фасады зданий превращаются в архитектурную картину.
(Прим. ГУМ , Исторический музей (Москва), здание Парламента (Лондон))
8-й стиль) МОДЕРН (1890-1900-е)
Эпоха индустриального вызова.
Модерн ломает социальные границы. Индустрия начинает тиражировать. Модерн распространен в индустриальных городах мира. (Париж , Глазго ,Брюссель ,Мюнхен , берлин , Барселона , Москва , Питер)
НАПРАВЛЕНИЕ – ВНЕСТИЛЕВОЕ ЯВЛЕНИЕ , НЕ ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ ПО ФОРМАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ. ИХ ОБЪЕДИНЯЮТ ОБЩИЕ ИДЕИ , ФИЛОСОФИЯ.
СТИЛИ ВЛИЯЮТ НА ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВ , А НАПРАВЛЕНИЯ СВОЙСТВЕННЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ , ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗИКИ. НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ВНУТРИ СТИЛЕЙ.
КЛАССИЦИЗМ
1780 - 1790 1. СИНТЕМЕНТАЛИЗМ (XVIII в. конец)
Обращается к чувствам человека, к его душе. Открывает интимную жизнь , мир чувств.
Представитель : Владимир Боровиковский
1800 – 1890 2. РОМАНТИЗМ (XIX в. 1-я треть)
Интерес к переломному моменту в жизни истории, природе.
Герои этого направления всегда на переломе , всегда в движении.
Романтический пейзаж представляет природу в переломный момент (буря ,шторм, вихрь ,вьюга).
Человеческая история : картины – катострофы.
Романтизм – поколение бури и натиска.
Представители : БРЮЛОВ , ТЕРНЕР
МОДЕРН
1890 – 1990 1. СИМВОЛИЗМ(XIX в. конец – XX в. конец)
Обыденная и грубая реальность , потусторонний мир. Поэт , писатель , художник – посредник между мирами.
Представители: ВРУБЕЛЬ, БОРИСЬВ – МУСАТОВ, ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ
ИСТОРИЗМ или ЭКЛЕКТИКА
1840 – 1880 1. РЕАЛИЗМ (XIX в.)
Художники
– реалисты категорически отказываются
следовать академическим
Представители: МЕЛЕ, ДОМЬЕ , СОВРАСОВ, ШИШКИН, ЛЕВИТАН