Архитектура как вид искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:29, доклад

Краткое описание

Язык архитектуры непонятен, но привлекателен.
Архитектура – самое абстрактное искусство. Будучи частью натуры, служит самым реальным утилитарным целям. Выражается знаками , числами , абстрактными отношениями .
Родственница живописи и графике , т.к. оперирует линиями и плоскостями.
Однако , если живопись и графика создают иллюзию пространства на плоскости , то
архитектура в полной мере осваивает , пространство , организовывает его и владеет глубиной. Здесь архитектура родственна скульптуре.

Вложенные файлы: 1 файл

1) Архитектура как вид пространственного искусства.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

АРХИТЕКТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА.

Язык архитектуры  непонятен, но привлекателен.

Архитектура – самое  абстрактное  искусство. Будучи частью натуры, служит самым реальным утилитарным целям. Выражается знаками , числами , абстрактными отношениями .

Родственница живописи и графике , т.к. оперирует линиями и плоскостями.

       Однако , если живопись и графика создают иллюзию пространства на плоскости , то

архитектура в полной мере осваивает ,  пространство , организовывает его и владеет глубиной.  Здесь архитектура родственна скульптуре.

Оба искусства оперируют  массами и объемом. Но скульптура оформляет массу только снаружи , в то время как архитектура придает форму массе и снаружи и внутри (изнутри).

 

       Архитектура  – основа синтеза пространственных  искусств. Стилистически объединяет  разные виды искусства.

       Архитектура  – стилеобразование видов искусств . Все художественные стили зарождались здесь , а затем распространялись далее.

 

       Для архитектуры  важны :  - социальная ответственность.

- заказ , регулирующий действия архитектора.

 

      Главные заказчики:     - церковь

  - правительство

 

Архитектура отображает интересы , идеи государства и религи.

Архитектура наиболее созвучна эпох искусств , т.к. выражает её дух.

 

     Если , говоря и анализируя скульптуру и живопись , мы можем ясно увидеть индивидуальность человека , то в разговоре об архитектуре ,напротив , в большинстве случаев уместно рассуждать о стиле эпохи.

 

      XVII век – феномен бумажной архитектуры (идеи и проекты , опережали время). Подобные выставки до сих пор популярны.

     

 

      Эмоциональное выражение и экспрессия несвойственны архитектуре, которая отражает общество и реагирует на изменения в нём.

Австрийский философ  Гаыс Заделымар : «В XVII веке завершилась эпоха дворца и сабора , началась эпоха вокзала , стадиона , музея , большого универсального магазина»(Имел ввиду Великую Французскую революцию. Главным становится общество.)

      Архитектура больше выражает общее, нежели частное , в отличии от других видов искусства.

Ей чужд мимистический (подражательный) подход.

Она не репродуцирует  натуру ,не отталкивается от неё , а вырабатывает собственный язык символов и ритмичных форм.

 

      В живописи  и скульптуре главное отношение  к натуре в действительности. Всегда есть ядро реальности.

       Архитектура не  заимствует у натуры своих  образов. Она ничего не рассказывает , не изображает событий , явлений . а организует в пространстве материальные массы.

      

 

      Свойства : массы , объём и тяжесть , поверхность (текстура), артикуляция ,согласование фасадной композиции с внутренним пространством.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура не строительство, а вид  искусства.

История создала 4-е типа архитектурной конструкции.

 

 

         Типы архитектурных  конструкций:

 

1-й тип) Стоечно-балочная констр-я. Появилась ещё в первобытности. Состоит из несущих элементов (стены, столбы, колонны, стойки) и несомых (прямоугольное балочное перекрытие)

((Пример: Стоун Хендж (Англия) , первые колонны в виде растений (Египет) , ордер(Греция)  ))

 

2-й тип) Монументально – сводчатая констр-я. Появилась в Древнем Риме.

Основа – клинчатая арка, (своды купола). Они перекрывали большие пролёты , не требуя дополнительной опоры. Прочность – художественный прием. 


Римляне чуть позже изобрели бетон и стали  отливать здания при помощи кирпича и бетона.

((Прим. Колизей .))

Первый купол – купол Пантеона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-й тип) Готическая каркасная констр-я.

Появилась во Франции  в 1137 г(XIIв.) монастыре Сен-Дени. Создатель – настоятель монастыря Аббат Сугерий.

Собор Св. Дионисия был  усыпальницей , а сам Дионисий был их покровителем.

        Аббат внимательно прочитал все  книги о Дионисии и нашел  мистический рассказ «Царствие Божье» .

Ангел явился во сне Дионисию и препроводил в Царствие Божье  – райский град (небесный Иерусалим). Этот город был залит сиянием, которое исходило от самого Бога. Ибо  бог – есть свет.

         Сугерий , прочитав этот  рассказ, ужаснулся, т.к. в романских соборах царил полумрак  и были маленькие окна.

Поэтому настоятель решил  создать новую конструкцию.

Он отказывается от стены, как от оболочки. 

Западно – европейский                                                   русский



 

 

 

 

 

 

 

Контрофорсы, а между ними застекление.

 

Готика  появляется во время крестовых походов. => заимствуется стрельчатая арка у арабов.

 

 

 

 

 

 

Стрельчатая арка перекрывает  большие пролеты и не требует  толстых стен.

Она легла в основу готического  свода. (Нервюры – ребра свода). Готический каркас очень прочен.


 

Аркбутан - 1\4 арки.

Пинакль(?) – готическое кружево.

 

Аббат создал образ райского города


 

 

 

 

 

 

 

4 – й тип) современная каркасная конструкция.

Появилась в XIX в. С изобретением железобетона и с появлением в конце XIX в сплошного остекления.

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОЗДАЛА 4-Е  ТИПА ПАРКА:

1-й тип) террасный парк (итальянский) .

Появился в XVв в Италии в эпоху Возраждения.

В Италии строят виллы  у подножия или на вершине холма.


 

 

 

 

 

2-й тип) регулярный парк (французский).

Появился в XVIIв во Франции , во времена правления Людовика  XIV (король - солнце).

Людовик создал абсолютную монархию и превратил Францию в сильное государство. Это отразилось и на архитектуре.

В архитектуре Франции появляется стиль - классицизм (от лат.: clasicul - образцовый).

Этот стиль предполагает симметрию , субординацию. В период царствования Людовика рождается философия рационализма (от лат.: racio - разум).

          В середине века в центре  мироздания был Бог. Рационалисты считают, что в центре мироздания человеческий разум , приводящий в порядок весь окружающий мир.

Парадный фасад                                 кур денёр


          Архитектор классицист  и философ  рационалист  Ли Ноттер (королевский садовник) строит Версальский парк (регулярный)


В месте  пересечения аллей ставились  статуи и фонтаны.

Все водоемы  квадратные или круглые.

 

 

«Мировой  хаос упорядочен человеческим хаосом»

 

Скульптуры  – бюсты философов и ученых.

 

3-й тип) пейзажный парк (английский).

Появился в XVIII веке в Англии.

Своим возникновением он обязан философии. Англичане – эксцентрики и всегда демонстрируют обособленность. В жизни для них главное любовь к природе. В живописи главная акварель.

        Когда в Англию проникла философия  Руссо, она стала в разряд культа.

Руссо – натур –  философ (от лат. : nature – природа). Ибо природа – это Бог. Человек должен жить в ритме с природой и ничем ей не противоречить.

        На волне увлечения руссоизмом  возникает пейзажный парк (противоположный  французскому регулярному парку).

 

 

 

Живописные купы деревьев , пруды с островками разнообразной формы. Извилистая речка. Скульптуры божеств флоры, руины . камни. Иногда в парк выпускали овцу.


     Однако парк был хорошо срежиссирован (все виды были продуманны).

(Прим. : Павловский парк XVIII в.

Архитектор  Чарльз Камерон и театральный  декоратор Гаизаго )

 

        Идей создания пейзажного парка , был образ прекрасной дикой природы не обезображенной убогим человеческим разумом.

 

 

 

 

 

 

4-й тип) вертикальный парк , появился в конце XX века в Западной Европе.  Фасад здания покрыт  растениями (Музей на набережной Бра или(?) Архитектор Жан Нувель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОДЕРН ИМЕЕТ РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ.

1) ФРАНЦИЯ  – ар нуво

2) АВСТРИЯ  – сцессион

3) ГЕРМАНИЯ  – югендстиль

4) ИСПАНИЯ  – модерниссимо

5) ИТАЛИЯ  – либерти

6) АНГЛИЯ  – фристайл. модеристайл

 

Модерн возрождает мозаики  и витражи. Заметен мотив моря , природы (волны , бабочки, жуки , растения)

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ.

СТИЛЬ – ФОРМАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ  , ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРИЗНАКИ.

СТИЛИ ДЕЛЯТСЯ НА большие и маленькие .

МАЛЫХ СТИЛЕЙ ВЕЛИКОЕ  МНОЖЕСТВО.

(ПРИМ. НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО  XIV в.)

БОЛЬШИЕ АРХИТЕКТУРНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ ОХВАТЫВАЮТ СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ. ОНИ НОРМАТИАНЫ И КОСМОНОЛИТИЧНЫ (?)

 

1-й стиль) РОМАНИКА  (X – XII века)

2-й стиль) ГОТИКА (XII – XV века - Европа)

3-й стиль) БОРОККО (XVII – XVIIIвека - Италия)

(от лат. : baroko – жемчужина неправильной формы). Этот стиль связан с идеологической контр – реформацией (протесты). В XVII веке церковь идет в наступление и отстаивает свои идеи.

 

4-й стиль) РОКОКО 

Являет собой переход от борокко к классицизму. (XVIII в. Франция)

(от лат. : rokail – раковина )

         «Отель» - городской особняк знати.  Зал овальный , нет членений , отдаляющих стену от свода, много декоративных деталей.

 

5-й стиль) КЛАССИЦИЗМ (XVII век – 1830-е. Франция)

За образец взято  античное искусство Греции и Рима.

Очередная волна классицизма  в XVIII в. захлестнула Европу после открытия Помпеи и Геркуланума.

 

6-й стиль) АМПИР (1800 – 1830-е. - Европа)

(от франц.: ampire- империя) Время Наполеоновых воин и переустройства Европы.

Искусство ориентируется  на блеск и роскошь др. Римской  империи (триумфальные арки , площади , колонны).

Наполеон мечтал превратить мир в новый Рим.

 

7-й стиль) ИСТОРИЗМ или ЭКЛЕКТИКА (1840 – 1880-е)

(от греч.: aklego – я выбираю). В этот период складывается историческая наука , впервые появляется многотомная «Всеобщая история» .

Архитекторы экспериментируют и объединяют в своих работах  множество разных стилей.

Фасады зданий превращаются в архитектурную картину.

(Прим. ГУМ , Исторический музей (Москва), здание Парламента (Лондон))

 

8-й стиль) МОДЕРН (1890-1900-е)

Эпоха индустриального  вызова.

Модерн ломает социальные границы. Индустрия начинает тиражировать. Модерн распространен в индустриальных городах мира. (Париж , Глазго ,Брюссель ,Мюнхен , берлин , Барселона , Москва , Питер) 

XX век – ПЛЮРАЛИЗМ СТИЛЕЙ (множественность - piural)

 

НАПРАВЛЕНИЕ – ВНЕСТИЛЕВОЕ ЯВЛЕНИЕ , НЕ ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ ПО ФОРМАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ. ИХ ОБЪЕДИНЯЮТ ОБЩИЕ ИДЕИ , ФИЛОСОФИЯ.

СТИЛИ ВЛИЯЮТ НА ВСЕ ВИДЫ ИСКУССТВ , А НАПРАВЛЕНИЯ СВОЙСТВЕННЫ ТОЛЬКО ДЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ , ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗИКИ. НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗУЮТСЯ ВНУТРИ СТИЛЕЙ.

 

КЛАССИЦИЗМ


1780 - 1790   1. СИНТЕМЕНТАЛИЗМ (XVIII в. конец)

Обращается  к чувствам человека, к его душе. Открывает интимную жизнь , мир чувств.

Представитель : Владимир Боровиковский

 

 

1800 – 1890   2. РОМАНТИЗМ (XIX в. 1-я треть)

Интерес к переломному моменту  в жизни  истории, природе.

Герои этого  направления всегда на переломе , всегда в движении.

Романтический пейзаж представляет природу в переломный момент (буря ,шторм, вихрь ,вьюга).

Человеческая  история : картины – катострофы.

Романтизм – поколение бури и  натиска.

Представители : БРЮЛОВ , ТЕРНЕР

 

МОДЕРН


1890 – 1990   1. СИМВОЛИЗМ(XIX в. конец – XX в. конец)

Обыденная и грубая реальность , потусторонний мир. Поэт , писатель , художник – посредник между мирами.

Представители: ВРУБЕЛЬ, БОРИСЬВ – МУСАТОВ, ПАВЕЛ КУЗНЕЦОВ

 

ИСТОРИЗМ  или ЭКЛЕКТИКА


1840 – 1880   1. РЕАЛИЗМ (XIX в.)

Художники – реалисты категорически отказываются следовать академическим канонам. Они обращаются к мотивам обыденной  жизни , расширяют жанровые  рамки искусства. Изображают жизнь не преукрашивая её.

Представители: МЕЛЕ, ДОМЬЕ , СОВРАСОВ, ШИШКИН, ЛЕВИТАН

 

 


Информация о работе Архитектура как вид искусства