Архитектура шатрового зодчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI века.
В ходе изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты развития шатрового зодчества;
2. Рассмотреть архитектуру шатрового зодчества.

Содержание

Введение стр. 2
Глава 1. Исторические аспекты развития шатрового зодчества
1.1 Происхождение шатрового зодчества стр.4
1.2 Строительство шатровых храмов стр. 6
Глава 2. Архитектура шатрового зодчества
2.1 Храмовая архитектура стр. 11
2.2 Особенности построения храмовой архитектуры стр. 16
Заключение стр. 19
Список использованной литературы стр. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Шатровое зодчество.docx

— 38.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                    стр. 2

Глава 1. Исторические аспекты  развития шатрового зодчества    

1.1 Происхождение шатрового  зодчества                                               стр.4

1.2 Строительство шатровых  храмов                                                       стр. 6

Глава 2. Архитектура шатрового  зодчества

2.1 Храмовая архитектура                                                                         стр. 11

2.2 Особенности построения  храмовой архитектуры                             стр. 16

Заключение                                      стр. 19

Список использованной литературы                                                        стр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве  других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства - неповторимый вклад России в мировую  культуру.

Актуальность моей темы заключается  в том, что Памятники древнерусской архитектуры в последние полвека исследованы достаточно детально с искусствоведческой точки зрения. Но лишь сравнительно недавно они стали рассматриваться в качестве комплексных историко-культурных объектов, имеющих, в том числе и источниковедческое значение для понимания всей истории культуры.

Подавляющее большинство  архитектурных памятников, сохранившихся  до нашего времени от XVI-XVII вв. - памятники  церковного зодчества. Храмоздательная  практика этого периода довольно ярко характеризует многие, зафиксированные  в официальных документах, аспекты  взаимоотношения человека и православной веры в том виде, в котором они  реализовывались в исторической реальности. Историки архитектуры отмечают, что наряду с формированием национального  варианта "предписанного" православия  создается и национальный стиль  зодчества на основе переработанных русской архитектурой предыдущего  времени форм византийской архитектурной  традиции, декоративных элементов архитектуры  итальянского Возрождения, опыт общения  с которой был приобретен во время  строительства зданий Московского  Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного  зодчества. Наивысшими формами выражения  этого стиля стала шатровая архитектура  и распространенные во второй половине XVI - XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для  которых, через посредство кремлевских  Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, послужил владимирский Успенский собор XII в.

Целью курсовой работы является изучить Шатровое зодчество XVI века.

В ходе изучения необходимо рассмотреть следующие задачи:

1. Раскрыть исторические  аспекты развития шатрового зодчества;

2. Рассмотреть архитектуру  шатрового зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические аспекты развития шатрового  зодчества

1.1 Происхождение  шатрового зодчества

Традиция устанавливать  памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские  города были украшены многочисленными  статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими  о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками  служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях  храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г.

Однако не только военные  победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам  достойными увековечения в кирпиче  и камне. Василий III, в честь рождения своего первенца дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына - святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.

Существует также и  другой памятник, связанный с рождением  Ивана IV, - знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском  селе Коломенском. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями  новая церковь поразила воображение  современников. И действительно, храм в Коломенском открывал новую  страницу в истории средневековой  русской архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном - о Вознесении Сына Божия к Отцу, на престол Царя царей, и земном - о рождении наследника престола Московского государства.

Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До того все  русские храмы завершались сводами  и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и  колокольни. Правда, своды многих соборов  в XV в. все сильнее и сильнее  вытягивались вверх, однако ни одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.

В 50-60-е гг. XVI в. мемориальные шатровые храмы поднялись в Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах. Высоким нарядным шатром был  перекрыт центральный объем и  главного храма-памятника во всем Московском государстве - Покровского собора на Красной площади в Москве (1555-1560), выстроенного в честь взятия Казани в 1552 г. Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого  каменного шатрового храма в  Коломенском, этот новый вид архитектуры  получил признание у русских  зодчих, которые стали возводить  шатровые храмы во многих городах  и селах наравне с более  привычными - с перекрытыми сводом.

Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

1.2 Строительство  шатровых храмов

Подавляющее большинство  архитектурных памятников, сохранившихся  до нашего времени от XVI-XVII вв. - памятники  церковного зодчества. Историки архитектуры  отмечают, что наряду с формированием  национального варианта "предписанного" православия создается и национальный стиль зодчества на основе переработанных русской архитектурой предыдущего  времени форм византийской архитектурной  традиции, декоративных элементов архитектуры  итальянского Возрождения, опыт общения  с которой был приобретен во время  строительства зданий Московского  Кремля в XV-XVI вв., местного деревянного  зодчества. Наивысшими формами выражения  этого стиля стала шатровая архитектура  и распространенные во второй половине XVI-XVII вв. пятиглавые храмы, образцом для  которых, через посредство кремлевских  Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, послужил Владимирский Успенский собор XII в.

XVII в. принес с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась все более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема, стены зданий украшали изразцами и расписывали яркими красками. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Часто из основного перекрытия шатер превращался в декоративную деталь завершения и потому терял связь с внутренним пространством сооружения. Иногда он венчал уже не весь объем, а только его часть или даже заменял собой церковные главки.

В 1649-1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества  Богородицы в Путинках. В ее богатом  убранстве были использованы сразу  четыре декоративных шатра, поставленных на узкие изящные барабаны, которые  в свою очередь покоились на сводах. Эта церковь уже не являлась в  буквальном смысле шатровой, поскольку  шатры были использованы архитекторами  лишь для украшения постройки. Однако она знаменита тем, что стала  последним памятником шатрового зодчества в Москве. В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви "строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить". По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от "всего старого", во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

Исследование проблемы отражения  веры и благочестия русского человека в церковном зодчестве позднего Средневековья хронологически следует  разделить на две части: до Смутного времени и после, так как храмоздательные  практики этих двух временных отрезков имеют некоторые заметные различия. Но, в то же время, существует несколько  храмоздательных идей, пронизывающих  и соединяющих эти эпохи. На них  мы и остановимся в первую очередь, ограничив хронологически свои рассуждения XVI в. и первыми десятилетиями XVII в.

Практика церковного строительства  в XVI-XVII вв. была тесно связана с  решениями церковных соборов  этого времени и другими действиями государства и церкви по укреплению "древлего" благочестия и оформлению вселенской роли русского православия. Несомненно, крупнейшим храмоздательным  мероприятием, обозначившим начало этого  направления, нужно считать постройку  Иваном Грозным собора Троицы или  Покрова на Рву в Москве, более  известного как собор Василия  Блаженного, которую историки архитектуры  объясняют не только желанием царя отметить победу над Казанским ханством, но и со стремлением государственной  и церковной власти утвердить  роль Москвы в качестве центра вселенского  православия, некоего Нового Константинополя  и Нового Иерусалима. На решение  этой же идеологической задачи были направлены и замыслы строительства Борисом Годуновым храма "Святая Святых" в Московском Кремле (постройка не была осуществлена, несмотря на начало работ в 1598-1599 гг.) и возведение патриархом Никоном Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Каждый из трех названных храмов был связан с определенным и очень важным этапом трансформаций православия как государственной религии Российского царства: церковными соборами середины XVI в., оформившими нормы "предписанного" православия; введением в России патриаршества; реформами русской православной церкви середины XVII в.

Строительство культовых  сооружений нередко связывалось  со знаковыми для государственной  власти историческими событиями. Но такого распространения идеи мемориализации недавнего деяния ранее не наблюдалось. Недаром историки архитектуры именно с серединой XVI в. связывают окончательное  формирование на русской почве шатрового  архитектурного типа православного  храма, как полагают, специально предназначенного для обозначения мемориальной функции  церкви-памятника.

Шатровые храмы при  грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую  нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными  по-разному. Например, считается, что  шатровый храм представляет собой архитектурную  модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного  квадрата (символа тварного мира) с  небесным кругом (символом вечности). В  шатровом храме квадрат четверика  есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике - универсальное  число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число  будущего века - "дня восьмого". А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.

Каждый шатер имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или  иного памятника. Появлялись после  запрещения шатровые храмы и в  провинции. Однако московские зодчие такой  вольности позволить себе уже  не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.

На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. Новой  чертой становится окружение храма  открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе - подклете. Наружная декорация иногда имитировала  в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличались соборы Владимира - Успенский и Дмитровский, а также храм Покрова на Нерли - жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы.

Анализируя перечень храмовых построек XVI в., можно обнаружить следующую  закономерность, которую трудно проследить для более раннего времени, ввиду  отсутствия источников: большая часть  каменных храмов, видимо, строилась  на царские вклады "по обещанию" в монастырях, входивших в обычный  паломнический маршрут семьи  государя, и заменяла собой уже  существовавшие деревянные здания, но значительное количество церквей носило еще и мемориальный характер и  было возведено в связи с какими-либо историческими для правящей династии событиями. Эта традиция просматривается  еще в конце правления Василия III. Сразу два заметных памятника  церковного зодчества, построенные  в одно время (1530-1532): церковь Вознесения в Коломенском и Троицкий собор  Данилова монастыря в Переславле-Залесском, обязаны своим появлением рождению великокняжеского наследника Ивана Васильевича. Церковь Иоанна Предтечи в великокняжеском селе Дьякове под Москвой связана уже с венчанием Ивана IV на царство в 1547 г. Федоровский собор 1557 г. одноименного монастыря в Переславле-Залесском отмечает рождение царевича Федора Иоанновича. А самая поздняя церковная постройка грозненского времени - переславская церковь Петра Митрополита 1584 г., напротив, по нашему мнению, может считаться памятником трагической кончины наследника русского престола Ивана Ивановича.

Информация о работе Архитектура шатрового зодчества