Архитектурное решение Первой Западно-Сибирской выставки 1911г. И дальнейшее его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:17, статья

Краткое описание

В 1911 г. в Омске произошло значительное событие – открылась Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка. По размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте и фантазийности экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойденным образцом выставочного дела Зауралья.
На ней были представлено более 3000 экспонатов, отображающих природные богатства, сельское хозяйство, промышленность, торговлю и научные исследования.[4]

Вложенные файлы: 1 файл

выставка 1911г..doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Федюнина В. В., студентка Омского государственного технического университета, Россия

Гуменюк А. Н. , искусств, к. искусств, доцент, Россия

Архитектурное решение Первой Западно-Сибирской выставки 1911г. И дальнейшее его развитие.

В 1911 г. в Омске произошло значительное событие – открылась Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка. По размаху и времени подготовительных работ, объёму и разнообразию экспонентов, красоте и фантазийности экспозиций и архитектуре выставочных павильонов она до сих пор остаётся непревзойденным образцом выставочного дела Зауралья.

 На ней были представлено более 3000 экспонатов, отображающих природные богатства, сельское хозяйство, промышленность, торговлю и научные исследования.[4]

Выставка носила не только научный интерес, она должна была создать рекламу продукции, т.е. стать настоящим праздником во имя предпринимательства. Одним из самых занимательных аспектов выставки до сих пор остаётся её архитектурно-строительная часть. Для демонстрации экспонатов были сооружены временные деревянные павильоны, которые оставили яркий след в архитектуре Омска начала 19-го века. Все сооружения носили временный характер, но оказались яркими произведениями. Большинство павильонов выставки стилистически принадлежали модерну в его интернациональном и национально-романтическом вариантах («неорусский стиль»), ряд зданий свидетельствовали об обращении к ориентализму и готическим формам.  Как писали газеты 1911 года, каждый участник «как будто заранее задался целью перещеголять соседей изяществом отделки и оригинальностью стиля».

За все этой оригинальностью, изяществом, новаторством стоял огромный труд архитекторов, скульпторов, строителей.[3]

Работу по составлению генерального плана и архитектурному решению  выставки выставочный комитет поручил молодому красноярскому «художнику архитектуры» – Леониду Александровичу Чернышову.

В итоге по проектам Чернышева были построены главный вход, научный, лесной, машинный, молочный и ледник при нём, кустарный, переселенческий  павильоны, эстрада-раковина, музыкальная беседка за главным павильоном, беседки рядом с театром, теплица (оранжерея), заборы, ворота, навесы, сторожка, а также, может быть, некоторые из частных павильонов.

   Главные ворота напоминали о кремлёвских постройках городов России. Один из обозревателей выставки восторженно отметил, что «главный вход напоминает своими башнями Спасские ворота Московского Кремля. Хочется по привычке снять шапку и с непокрытой головой пройти...». В их составе приземистая боевая башня с машикулями и более легкая башенка с шатровым завершением. Живописная асимметрия «укрепленных ворот» продолжена в дозорных башнях крепостной стены. Высотная линия всего сооружения изменяется по плавной траектории волны, имеющей свой пик и спад, что придает движение статичным формам. Со стороны выставочной территории «Главные ворота» выглядели несколько дробными из -за галерей с навесами, сдаваемых в аренду экспонентам.

 Главный павильон выставки в своем проектном решении (архитектор В. К. Терлецкий) относится к раннему модерну в его интернациональном варианте. Свободный от всякого рода исторических воспоминаний, этот вариант стиля считается поистине «современным». Его «внутренним двигателем» было преклонение перед природными формами с попытками переноса их в область архитектурного творчества и создания неких пластических эквивалентов. Довольно протяженный главный павильон выставки сообразно с экспозиционными задачами решался в трехчастной классической композиции. По замыслу он представлял собой здание, в котором блестяще проявилась стилизация природных начал. В центре в окружении мощных и устойчивых пилонов покоится огромная полусфера, подобная куполу небесного свода, под ней два стилизованных дерева с переплетенными кронами – в проекте световые проемы. Еще дважды центральный основной мотив повторен вариативно и в меньших масштабах в ризалитах. Переплеты многочисленных окон образно и структурно решены в ассоциативной связи с прозрачными, играющими на солнце радужным цветом крыльями стрекозы. Над дверью главного входа между ветвями крон вырисовывается хрупкая конструкция гигантской бабочки. Вся композиция павильона построена на контрастах: массивности пилонов и легкости сфер, статичности пилястр и беспокойном движении в рисунке оконных переплетов. К сожалению, отсутствие в деталях изысканности, заданной графикой проекта, снизило его эстетическую ценность. Строгая симметрия возобладала над текучими формами модерна и лишила фасад живописности.

Следующий рубеж «нового стиля» демонстрирует архитектура Лесного  павильона. Это образец перехода стиля из ранней фазы развития в позднюю. В объемно пространственной композиции Лесного павильона (архитектор Г. А. Сизиков) [2] использован все тот же тип трехчастного построения, принятый для тематических «программных» сооружений выставки. Проявлениями раннего модерна остаются преобразованные формы органической природы и водной стихии. Они выразительно проявились в волнообразном силуэте фасада и напряженно изогнутых дугах ризалитов, в оконных проемах, подобных раковинам. Новаторски конструктивно решена центральная часть павильона, перекрытая арками. Рациональна в своей конструкции рама, организующая вход перед зданием, сделанная из березовых стволов.

Переселенческий и кустарный павильоны  были выполнены в традициях русского стиля. В постройках использовалось дерево, напоминающее об основном материале древнерусской архитектуры и о главном богатстве России - лесе. На стенах переселенческого павильона по обе стороны от главного входа размещались два живописных панно, представлявшие аллегорию переселения в прошлом и настоящем. Автором панно был Павел Дмитриевич Шмаров.

Научный павильон разработан как стилизация древнеегипетской архитектуры. Для России это редкое направление. Решенный в духе египетской архитектуры периода Нового царства, он выглядел величественно, как и подобает храму науки: массивные пилоны громоздились по сторонам входного портала, стоящие рядом обелиски усиливали геометризм их форм, а группа сфинксов скульптора Д. Л. Вейнберга придавала временному деревянному сооружению незыблемость и устойчивость . Глубинным проникновением в эпоху служили сюжеты жизненных сцен, помещенные в верхней части пило нов, а над входными проемами – символические изображения крыльев богини справедливости и истины – Маат, олицетворявшей гармонию и уравновешенность Вселенной.С чувством меры и такта были решены характерные детали: трапециевидные пилоны, стилизованные орнаменты и рельефы, обелиски, дорога сфинксов: деревянная обшивка имитировала каменную крупноблочную кладку. Вместо крыши павильон был крыт стеклянными рамами для большего источника освещения. При входе в павильон стояла скульптура Ермака.

В облике театра-ресторана  ожили черты мавританской Испании. Веранда была окружена арками, рисунок которых, заимствованный из построек Альгамбры, придавал зданию неповторимую экзотичность. [3]

Еще один ориенталистский вариант стиля предложил Л. А. Чернышев в Молочном павильоне. Он был признан одним из самых красивых зданий выставки. Классическая простота плана и композиции удачно сочеталась в нём со стилистикой модерна. Столь любимые Чернышовым формы древнеегипетской архитектуры оказались тонко стилизованы в соответствии с новейшими архитектурными традициями. Большие, красивого рисунка окна с переплетами – «паутинкой» – способствовали хорошему освещению помещений. Павильон производил впечатление лёгкости и изящества, чем-то неуловимым напоминая древнеримский «модерн» помпейских вилл. Рецензенты дружно восхищались: «безусловно, по архитектуре один из выдающихся павильонов», «здание – одно из первых по красоте».

Наряду с Чернышовым над созданием архитектурного оформления выставки работали и другие мастера. Чрезвычайно оригинальными являлись работы одесского скульптора-декоратора Д. Вейнберга, «быстро завоевавшего к себе... симпатии публики и заказчиков». По его проекту был построен павильон конторы лесных складов Переселенческого управления. Павильон Судженских каменноугольных копий Л. Михельсона представлял собой шахту, над которой возвышалась скала, облицованная нагромождениями пластов угля. Внутри павильона была устроена ниша с фигурой работающего рудокопа. Самым интересным сооружением Вейнберга был признан фантастический сталактитовый, с утесами, перевалами, ступеньками, грот для комитета выставки: от самого верха по стене скалистой пещеры маленькими каскадами струилась вода, освещаемая электрическим светом. Вейнберг соорудил на выставке фонтан в 21 струю. Он же вылепил сфинксов, поставленных перед научным павильоном.

Музыкальная ЭСТРАДА - РАКОВИНА была построена в стиле ампир, а САДОВЫЕ БЕСЕДКИ - в стиле модерн. "Формы всех зданий, их архитектурные детали и декоративные элементы, решение внутреннего пространства были обусловлены назначением каждого сооружения."[3]

Для Западно- Сибирской выставки было возведено более восьмидесяти павильонов. Безусловно, строения, выполненные по заказу Распорядительного комитета, выглядели солидно и претендовали на доминирующее положение. Павильоны же частных фирм отличались выдумкой и оригинальностью. Осознание возможности со всем размахом прорекламировать свое предприятие вызывало у владельцев искреннее желание создать запоминающийся образ. Ярко выделялись на выставке разновидности частных павильонов: здания скульптуры в виде предметов, производимых фирмами, и строения, сделанные из предметов продукции или выпускаемых ими материалов. К первому типу относятся павильон компании «Зингер» с решенным входом в виде швей ной машины и павильон фабрики «Энергия» – свое образное подобие работающей веялки, где движение всех частей механизма можно было наблюдать через остекленную дверь. Авангардно выглядел среди группы бутафорских произведений павильон пивоваренного завода товарищества Степанищева. Огромные пустотелые бутыли, конструктивно связанные единой крышей, стали своеобразными торговыми точками, где продавали напитки. Среди сооружений, выполненных из множества предметов, рекламирующих деятельность фирм, обращала на себя внимание башня из тазов, бидонов и ведер под вывеской «Калашников и сыновья». Продуманная комбинация предметов создавала подобие экстравагантной Эйфелевой башни. Наследники же графа П. Шувалова, как и на Международной строительной выставке 1908 года (Санкт Петербург), экспонировали в Омске павильон из оцинкованного железа и белой жести, тем самым утверждая, что производимые Лысенковским заводом материалы «могли вполне обеспечить художественный замысел» [1]. В том же ряду небольшой и компактный павильон «Портланд Цемент» – сооружение из пустотелых бетонных камней, крайне интересное для степной полосы Западной Сибири.

Вывод: Выставка 1911 года  сыграла значительную роль не только в экономическом развитии нашего региона, но и в архитектурном. В своем образном решении она продекларировала , что новый архитектурный стиль- модерн, пришедший в Омск незадолго до ее открытия, принят, причем во всех его разновидностях, и получит здесь свое дальнейшее развитие. Что касается игрового начала. Выставка обозначила поступательное продвижение к новой идеологии искусства «поп-арта» – неоавангардистского направления, провозгласившего своим лозунгом раскрытие эстетической ценности образцов массовой продукции, и становление нового жанра в архитектуре общественных комплексов- моделей архитектурных памятников, возводимых в местах отдыха и развлечений. Смелость и новизна форм выставочных павильонов оказали влияние на строительную практику города. Появляются кирпичные особняки с асимметрично решенными фасадами, характерными для модерна оконными проемами и декоративными деталями. К примеру, Омский драматический театр. Здание - яркий пример сочной, эклектичной пластики, господствовавшей в тот период. Через десять лет здание увенчал "Крылатый Гений" (скульптор В.Винклер).

 

Библиографический список:

1) Гуменюк А. Н.. Первая западно-сибирская выставка 1911 года. Модерн и “поп-арт”. К вопросу стилеобразования в архитектуре провинции//Омский научный вестник.– Омск : Науч. изд-во ОмГТУ, 2007

2)Старый Омск. Иллюстрированная  хроника событий. Под редакцией  П. П. Вибе. – Омск, 2001. – С. 151.

3)Спирина И.В. Архитектурное  оформление Западно-Сибирской выставки 1911 года// Памят-ники истории и культуры Омской области. Сост. и науч. ред. П.П.Вибе. Омск, 1995. С.128-138.

4) Омская организация союза архитекторов России[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arch-omsk.ru/RU_main.html


Информация о работе Архитектурное решение Первой Западно-Сибирской выставки 1911г. И дальнейшее его развитие