Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:00, реферат
Цель данной работы: рассмотреть и изучить особенности архитектурно – градостроительного памятника Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале.
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
- определить существенную роль Андрея Павловича Зенкова в истории и в жизни города Алматы;
- рассмотреть самые значимые этапы истории строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы;
- выявить современную значимость Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.
Введение
А.П. Зенков в истории города Алматы
История строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Современная панорама Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Заключение
Список литературы
Приложение
Архитектурно-
Размещено на /
СПбГУП
Архитектурно-
Терновцев Виталий
Алматы
Содержание
Введение
А.П. Зенков в истории города Алматы
История строительства Свято-
Современная панорама Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – великая православная святыня Семиречья. Блаженной памяти благочестивые предки наши, горя любовью к Богу и этому прекрасному краю, воздвигли не столько самый большой по размерам кафедральный православный храм, сколько через архитектуру воспели дивную песнь хвалы Создателю всяческих и тому дивному в своей богозданной красоте месту на Земле, которое даровано Богом для обитания им их потомкам. Практически ровесник 20 века, Собор явился не только свидетелем, но и участником многоскорбной и во многом ужасной истории этого кровавого столетия. В нем, как в фокусе, отражены пути свидетельства Святого Православия в Семиречии за истекшие десятилетия. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясь отточенной гармонией архитектурных форм и пропорций в ряду памятников архитектуры Центральной Азии, он представляет собой яркий пример достижений строительного искусства своей эпохи. Построенный в начале 20 века с использованием самых современных на тот момент технологий, с учетом опыта землетрясений в Семиречье, он стал символом сейсмостойкого строительства, начало развития, которого в регионе связано именно с этим зданием. Строительство собора, начавшееся на заре образования города Верного – Алматы в середине 19 века и завершенное вначале 20, представляло собой грандиозное событие, стройку, в которой, так или иначе, принимало участие большинство населения. И поэтому его летопись занимает внушительную часть в истории города и региона в целом.
Цель данной работы: рассмотреть
и изучить особенности
Для реализации цели выдвинут ряд задач:
- определить существенную роль Андрея Павловича Зенкова в истории и в жизни города Алматы;
- рассмотреть самые значимые
этапы истории строительства
Свято-Вознесенского
- выявить современную
значимость Свято-
Объект исследования: Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы.
Предмет исследования: Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы, как архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова в истории и в жизни города Алматы.
Методы исследования: теоретические - анализ источников литературы и Интернет-сайтов по проблеме исследования.
Степень разработки данной темы.
При работе над данным исследование были
изучены работы ученых и специалистов
в области архитектурно-
Структура данной работы обусловлена
поставленными
зенков кафедральный собор туристский экскурсионный
Андрей Павлович Зенков в истории города Алматы
История Верного, этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел Матвеевич Зенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867 году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитектор», Зенков по рекомендации Н. Криштановского был привлечен к строительным работам. По заданию Г. Колпаковского занимается составлением проектов и смет на строительство церквей, оранжереи и теплицы, кузниц и т. д.; совместно с Н. Криштановским разрабатывает генеральный план развития Верного; принимает активное участие в проектах планировки садово-парковых объектов. В 1877 году П.М. Зенков избирается первым городским головой Верненской Думы. Его сын Андрей Павлович Зенков – «первостроитель» Верного, выпускник Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии, получил назначение в 1898 году в г. Верный на должность заведующего чертежной мастерской инженерной дистанции. С 1900 года – начальник Строительного отделения Семиреченского областного правления. С приездом А.П. Зенкова в Жетысу началась новая строительная эпоха в городе – был внедрен прогрессивный материал – армированный бетон, невероятно расширивший возможности строительства. Теперь требования сейсмостойкости не вступали в конфликт с художественным началом при проектировки зданий1.
Украшением одной из самых оживленных улиц Верного стало здание магазина купца И. Габдулвалиева, построенное в 1911 году. Проект этого дома был разработан А. Зенковым. Здание представляет собой прямоугольный объем, вытянутый вдоль Торговой улицы. Силуэт здания оживляют выступающие щипцы кровли с башенками. Лаконичность фасада двухэтажного здания, разбитого по вертикали пилястрами, подчеркнута невероятной красоты куполами с люкарнами – своеобразной приметой эпохи, отражающей синтез модерна и эклектики, и небольшими башенками, установленными по периметру развитого карниза.
Возле военного лагеря, при входе в ущелье р. Малая Алматинка, А.П. Зенковым в 1903 году была построена дача военного губернатора Г. Колпаковского. Она представляла собой бревенчатый домик площадью 78 кв. м, с мезонином, подвальным этажом, погребом и верандой. При даче был устроен зоопарк. Здесь содержались звери, отловленные на пространствах от Памира до Алтая: маралы, дикие козы, кашгарские бараны, снежные барсы, тигры, тибетская лошадь2.
До наших дней сохранился памятник деревянного зодчества, построенный Зенковым на рубеже веков. Дом принадлежал ученому-лесоводу Э. Бауму. Здание представляет собой крестовый в плане деревянный сруб с подклетью и мезонином, с анфиладным расположением помещений. Архитектурные детали, декорированные резьбой, придают зданию праздничный вид.
Венцом творчества А.П. Зенкова стал, бесспорно, Туркестанский кафедральный собор (1904–1907 гг.). Собор «висел над всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыши, с колокольней, лестницей – с целой системой лестниц, переходов и галерей». Строительство собора было начато в 1903 году, закончено — в 1906. Освящение собора состоялось 30 июля 1907 года. Основное убранство было доставлено из Москвы и Киева. Иконостас и алтарь расписывались местным умельцем Усыревым и художником Хлудовым. Биограф А.П. Зенкова В. Бирюков писал, что ему удалось выдвинуть «новую идею конструктивного решения сейсмостойких зданий, идею жестко-упругой «корзинки», с сильно пониженным центром тяжести, с кольцевой подземной галереей, предохраняющей здание при землетрясении от действия верхних, наиболее активных слоев земли». Во время сильного землетрясения 1911 года, когда около двух тысяч зданий в той или иной мере пострадало, собор — самое высокое тогда здание города, остался невредим3. (Приложение 1)
Последовавшие за мирными 1910-ми годами социальные потрясения в жизни Зенкова-строителя ничего не изменили. В 1920-е он занимается восстановлением разрушенного гражданской войной городского хозяйства — переоборудованием жилого фонда под хлебопекарни, противоэпидемические пункты, госпитали, детские учреждения.
В 1925-27 годах А.П. Зенков работал в Киргизии на строительстве ее столицы — города Фрунзе (ныне Бишкек). Наиболее значительная его работа там — Дом правительства (1926).
В марте 1927 года Джетысуйский исполком отзывает Зенкова обратно в Алма-Ату. В письме, полученном им, говорилось: «Предстоящий переход столицы Казахстана и постройка Семиреченской дороги потребуют работы опытных и знающих местные условия инженерных сил. Зная Вашу долголетнюю и многополезную работу для Джетысу в целом, и для Алма-Аты в частности, Губплан надеется, что Вы не откажетесь вновь работать в родном для Вас крае…»4. Зенков ответил согласием и последующие годы работал начальником Управления строительного контроля города Алма-Аты. В этом качестве он принимал участие в создании первого плана жилищного и гражданского строительства города, разрабатывавшийся в связи с переносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату.
В 1936 г. А.П. Зенкова не стало. На его скромной могильной плите, поставленной только в наши дни, следовало бы выбить слова, сказанные им: "Я не боюсь за наш город. Я верю, что недалеко-то время, когда наш город украсится солидными и другим долговечными строениями".
Многое могут поведать личные вещи архитектора. На пример потускневший от времени значок-медальон Николаевской инженерной Академии, которую он закончил с отличием ставший путевкой в жизнь, медальон со знаками военного инженера - двумя топориками и якорем на щите, определил его дальнейшую судьбу. С волнением открываем коробки с акварельными красками и карандашами, которых касалась рука первого архитектора нашего города. Сколько бессонных ночей и полных труда дней провел с кистью в руках талантливый зодчий. И краски оживали, воплощая в жизнь его мечты. Здесь в фондах хранятся рулетка, транспортир, кронциркуль А.П. Зенкова. С этими вещами архитектор не расставался всю жизнь. Ведь они были его рабочими инструментами. Свидетелем многих событий их далеких дней был и фонарь "летучая мышь", принадлежавший инженеру А.П. Зенкову.
Также имеется брелок-книжка на цепочке. На нем надпись: "Семиреченская инженерная дистанция. На память А.П. Зенкову". И дата 1898-1900. Все эти ценные реликвии вызывали и вызывают неподдельный интерес у горожан и гостей нашего города. Ведь они хранят тепло рук замечательного зодчего.
Огромная заслуга Зенкова в том, что он разработал принципы антисейсмичного строительства. Впоследствии его опыт при строительстве собора послужил основой научных методов строительства сейсмостойких зданий Алматы.
История строительства кафедрального собора города Алматы
История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая I в 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становится областным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм успел ощутить потребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868 г., с самого начала было обречено на превращение в долгострой: не полная документация, постоянные смены ответственных производителей.
Верный быстро приобретал все большее политическое значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая была временно установлена в станичной новой церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор5. Это событие послужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. В том же году принимается решение о строительстве нового здания кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло еще около десятка лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Серебренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение в 1887 году внесли изменения в эти планы. Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города.
После 1887 года Верный начинает заново строиться. Пока «суд да дело» дл кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего 28 Панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена.
Несмотря на постоянные ходатайства
сменяющихся епископов
С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, взывая бури сомнений и предложений. В итоге в 1903 г. в Санкт-Петербург Святейший Синод доработанный проект Борисоглебского и новую смету, составленную инженером А.П. Зенковым.
Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 г., и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен А.П. Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера.