Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:49, лекция
Краткое описание
Архитектура - особый вид творческой деятельности человека, в результате которой образуется материальная среда. Архитектура действует на сознание человека НЕОСОЗНАННО, но ПОСТОЯННО. Архитектура и идеология – понятия неразделимые. Архитектура всегда выражала интересы господствующего класса.
Готические строители
работали с камнем иначе, чем античные
мастера, которые для возведения часто
колоссальных сооружений тщательно обрабатывали
огромные каменные блоки. Средневековые
каменотесы со своим необычайным воображением
и статическим чутьем смело конструируют
большие по площади и высоте здания, которые
в процессе развития готики становятся
максимально облегченными, превращаясь
по существу в каркасные сооружения. При
этом используются относительно небольшие
обработанные камни. Эта каркасная система
и ее чрезвычайно важная составная часть
- ребристый свод составляют существо
готического строительного искусства.
Крестовый
ребристый свод
Ребристые своды, возведенные
здешними мастерами из мелкозернистого
известняка, были легкими и прочными. Ребра
делались из клинообразных камней. На
пересечении ребер в верхней точке размещался
четырехсторонний «замок». При использовании
легких материалов, например мела и известняка,
в кладке свода толщина свода и при больших
пролетах была относительно невелика
- 30 - 40 см.
Крестовый
ребристый свод
Ребристые своды, возведенные
здешними мастерами из мелкозернистого
известняка, были легкими и прочными. Ребра
делались из клинообразных камней. На
пересечении ребер в верхней точке размещался
четырехсторонний «замок». При использовании
легких материалов, например мела и известняка,
в кладке свода толщина свода и при больших
пролетах была относительно невелика
- 30 - 40 см.
Готический свод намного
совершеннее, чем массивный и тяжелый
романский. В системе свода происходит
четкое разделение усилий на ребра и полотно
- распалубку. В развитии крестового свода
наиболее старым элементом является распалубка.
Ребро на пересечении поверхностей сводов
появилось позднее, что в результате полностью
изменило сущность сводчатого перекрытия.
Характерные
черты стиля готика
Характерными чертами
стиля готика являются
вертикальность композиции, стрельчатая
ярка, сложная каркасная система опор
и ребристый свод. Преимущество использования
ребер заключается в том, что свод может
быть больше, вследствие чего уменьшаются
возникающие от него нагрузки.
Погашение этих нагрузок
системой контрфорсов позволило сделать
более тонкими и стены. Стремление максимально
уменьшить массивность сооружения привело
к тому, что в результате введения каркаса
стена перестала быть несущим элементом
и стала всего лишь заполнением между
несущими пилонами. В результате своей
вариабельности стрельчатый свод по многим
позициям конструктивно превосходил полуциркульный
свод. Массивная каменная кладка свода
в раннем средневековье сменилась ажурными
каменными конструкциями, чьи подчеркнуто
вертикальные опоры и колонны переносят
собранные в пучок статические нагрузки
на фундаменты.
С развитием стиля готика готическое пространство
значительно изменяется. Если разнообразная
в своих проявлениях романская архитектура
отдельных областей Европы развивалась
различными путями, новые возможности
готического стиля определяются одной
школой, откуда новые творческие идеи
с помощью монашеских орденов цистерцианцев
и доминиканцев и работающих на них строительных
артелей распространяются во все доступные
области.
Система готического
продольного корпуса
в
Лихфильдском
соборе
Париж, собор Нотер-Дам,
Разрез
и план
Уже в поздний романский
период, в первой половине XII в., элементы
нового готического стиля возникают в
области Иль де Франс. Из этой северофранцузской
области, где романская школа отставала
в развитии и где непосредственно не сказывалось
влияние античных традиций, исходит новый
мощный импульс, открывающий путь богатому
готическому искусству. Из Франции готика
распространяется на соседние страны;
еще в XII в. она появляется в Англии, а в
следующем столетии в Германии, Италии
и Испании.
До начала XIV в. преобладала
форма базилики. Со временем, особенно
в городах, наиболее распространенной
стала зальная форма, равновеликие нефы
которой сливались внутри в единое пространство.
Наряду с церковными мистериями в огромных
культовых помещениях проводились и народные
празднества, городские собрания, театральные
представления, в них велась торговля.
Типы сооружений
стиля готика
Развитие городов привело
к возникновению новых типов сооружений.
На рыночной площади появились здания
ратуши, цехов и гильдий, требовались здания
для торговли мясом и мануфактурой, склады
и торговые дома. Возводились арсеналы,
строительные дворы, школы и больницы.
Но прежде всего горожане защищали себя
и свое имущество от конкурирующих соседей
и нападений феодалов, строя вокруг города
стены и башни.
Лекция № 2
Система, в которой
стоично – балочная конструкция нашла
свою архитектурную форму называется
архитектурно – колонным ордером.
В XIII веке были найдены
труды Римского зодчего Витрувия. В них
была изложена теория архитектурного
ордера. Итальянские архитекторы Палладио,
Виньоло, Скамоцци создали свои системы
ордеров. Наиболее простой является система
архитектора Виньоло.
Основные части ордера
:
Основными частями канонического
ордера являются: колонны, перекрывающие
их балки, антаблемент, подставка под колонну – пьедестал. Полный ордер включает
в себя все три части, а неполный – без пьедестала.
капитель
Колонна
тело колонны, ствол, стержень, фуст
база колонны
Фуст – круглый столб, который начиная
с трети высоты колонны снизу немного
утоняется кверху. Это утонение идет по
слабовыпуклой кривой – энтазис.
Во всех ордерах, кроме Тосканского,
ствол колонны обрабатывают каннелюрами – вертикальными криволинейными
в горизонтальном сечении углублениями.
абак
Капитель
эхин
шейка
Капитель образует переход
от вертикальной подпоры фуста к поддерживаемой
этой колонной горизонтальной балке.
Абак – верхняя часть капители. Часто
плоская квадратная плита, которая воспринимает
всю тяжесть антаблемента.
Шейка – самая узкая часть капители,
отделена от фуста пятью кольцами.
Эхин – средняя часть капители – раздавленная подушка.
База колонны – нижняя часть колонны, образующая
основание для ее ствола.
антаблемент
Ордер
колонна
пьедестал
карниз
Антаблемент
фриз
архитрав
Архитрав – основная несущая часть антаблемента,
состоящий из каменных блоков, перекрывающих
пролет между колоннами.
Фриз – широкий пояс – нижняя часть антаблемента.
Декорируется метопами и триглифами.
Карниз – завершение антаблемента во
всех ордерах. Состоит из трех частей:
- венчающая
- свешивающаяся
- поддерживающая.
карниз пьедестала
Пьедестал
стул
база пьедестала, цоколь
Своеобразной модификацией
колонны ордера явились полуколонны, непосредственно
связанные со стеной здания и выступающие
из нее на половину диаметра.
Существует модификация колонны – пилястра.
Пилястра – плоская четырехугольная колонна,
выступающая за плоскость стены на четверть
своей ширины.
Все ордера в деталях образованы
небольшими формами – мулюрами или обломами.
прямолинейные
Мулюры
Криволинейные
Прямолинейные – полка, полочка, пояс
Криволинейные – разделяют на простые(один
центр) и сложные(несколько
центров).
В Римских ордерах криволинейные
профили подчинены законам геометрии
и составной части окружности.
В Греческой архитектуре обломы
представляли собой кривые второго порядка
и строились от руки.