Архитектурные формы Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

Архитектурные формы Древнего Египта:
Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня.
Египетские колоннады: Столбы и колонны, подражающие формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн: База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент.
Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись.

Вложенные файлы: 1 файл

Архитектурные формы Древнего Египта.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)

Архитектурные формы  Древнего Египта

Архитектурные формы  Древнего Египта: Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня. Египетские колоннады: Столбы  и  колонны,  подражающие  формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн:  База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент. Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись.

ФОРМА

Казалось бы, что в древнейшем зодчестве форма должна так же соответствовать конструкции, как  слово воплощенной им мысли. Но египетская архитектура далека от такого строгого соответствия конструкции и формы, и уже в глубочайшей древности  декоративные формы скованы влиянием традиций. Форма деревянной конструкции повторяется в глиняных постройках, а формы последних накладывают свой отпечаток на каменное зодчество. Подобные пережитки, наблюдаемые нами даже в доисторическую эпоху, объясняют нам характер египетского искусства. В каждом памятнике нужно различать подлинную конструкцию от следов традиции.

 
НАСТЕННЫЕ ДЕКОРАЦИИ

Глиняные стены. — Глиняные стены крепости Семнех покрыты витыми столбами, напоминающими органные трубы, которые являются воспроизведением мотива сплошных панно из пальмовых стволов  

Ребра наружных стен домов  укреплялись связками тростника, а  наверху гребень из пальмовых  ветвей защищал край глиняной террасы. Ряды кирпичей, положенных на ребро, раскрашенная штукатурка и резные решетки в  пролетах дополняли обработку Перенося в каменную архитектуру формы глиняного зодчества, египтяне выработали гребень в виде каменного карниза с выкружкой, а ребро стены получило обделку валиком. Наружным плоскостям стен придавался сильный уклон, создававший впечатление покоя и долговечности. Нет борозд, подчеркивающих ряды кладки; гладь стены представляет собой сплошные плоскости, по которым свободно развертываются иероглифические надписи, рассказывающие легенды и эпизоды из жизни создателей храма. 

Египетская колоннада  состоит из ряда вертикальных опор, каменных балок и плафона из плит. Обратимся к композиции, которую  создали египтяне из этих коструктивных данных.

Столбы  и  колонны,  подражающие  формам деревянной конструкции

В храме Сфинкса (переносящем нас к первым династиям) столбы представляют каменную квадратную призму без базы и капители, с архитравом в виде прямоугольной балки.

 
В эпоху XII династии в пещерных гробницах Бени-Гассана колонны представляют собой многогранные столбы с прямоугольной капителью и покоящимся на ней тонким архитравом. Перекрытие портика обработано в виде оплошного настила из круглого леса.

 
Эти архаические формы, напоминающие греческий дорийский ордер, по-видимому, связаны с деревянным зодчеством, фактически мало развитым в Египте. Но, как указывает Дарсель, этот ордер, воспроизводящий деревянную конструкцию, впервые встречается в условиях, вполне естественно объясняющих его форму. С этой точки зрения, колонна представляет здесь деревянный столб, капитель— деревянную подушку, играющую роль клина, архитрав и настил — балки и накат в системе блиндажа. Все формы египетского ордера вытекают из указанной конструкции, а их сходство с формами греческого дорийского ордера является, быть может, простым совпадением. 

Лотосообразные гаторические колонны

Общая форма колонн. — В Египте с древнейших времен, наряду с квадратными и многогранными столбами, пользовались также и круглыми, т. е. колоннами. Форма древнейших колонн напоминает лотос — растение, очень близкое к европейским кувшинкам. Стволу колонны придана форма стебля лотоса, капители — форма цветка. Сохраняется даже утончение стебля у корня в ущерб прочности конструкции, требующей ее расширения у основания. Колонны представляют то только один стебель, то связку

Спрашивается, каким образом  египтяне пришли к подражанию растительным формам? Возможно, что прототипом послужил декоративный мотив связки стеблей  водяных растений на столбах хижин. На одном из сохранившихся столбов  в Фивах мы встречаем рельефные  изображения цветка лотоса. Мотив  лотоса проходит несколько фаз развития. Древнейшие капители воспроизводят  еще не распустившийся бутон, а позднейшие — вполне распустившийся цветок лотоса.

В противоположность греческим  колоннам древнейшие египетские колонны  чрезвычайно легки. Тонкие стержни  колонн пещерных гробниц Бени-Гассана еще не обладают теми массивными пропорциями, которые появляются лишь с XVIII династии.

 
В эпоху грандиозных сооружений при XVIII династии в Фивах появляется капитель в виде распустившегося  лотоса. Распустившийся цветок никогда  не поддерживает непосредственно архитрав: между ним и капителью прокладывается каменная плита, предохраняющая тонкие края капители от давления груза. Эта капитель постепенно вытесняет капитель в виде бутона.

 
Колонна с капителью в форме  стилизованных листьев пальмы и  маленькой равносторонней абакой зарождается  в искусстве V династии в эпоху  Древнего царства (первая половина третьего тысячелетия до н. э.), когда и достигает  своей максимальной элегантности.


Антаблемент. — Во внутренних колоннадах В антаблемент представляет один сплошной архитрав, т. е. прямоугольную балку; в наружных колоннадах С архитрав увенчивается карнизом. Карниз покоится непосредственно на архитраве; египетские зодчие никогда не вводят промежуточного пояса, который в греческом ордере носит название фриза.

Карниз колоннад имеет  тот же профиль, что и карниз, увенчивающий стену; это — выкружка поверх толстого валика. Форма и детали карниза обусловлены его происхождением: орнамент выкружки напоминает пальмовые ветви, а орнамент валика — спиральную обвязку жгутов из тростника.

.В различные эпохи  в зависимости от размеров  зданий конструкция карниза в  Египте различна. В эпохи расцвета  искусств конструкция всегда  соответствует форме, а расхождение  между формой и конструкцией  в египетском искусстве, как  и во всяком зодчестве, указывает  на начало упадка.

Пластическое искусство  в доисторическую эпоху появляется раньше архитектуры. Человеческая фигура встречается на египетских памятниках раньше орнамента, а отвлеченное  расчленение архитектурных масс начинается только при XII династии.

 
Орнамент. — Уже в архаическом искусстве встречаются пластические формы. Орнамент вырабатывается при XII династии и с самого начала вплоть до последних эпох сохраняет тот выдержанный стиль, о котором дает понятие

Преобладающим мотивом орнамента  на широких плоскостях является завиток; в бордюрах преобладают розетки  и пальметты А. Рисунок орнамента  четок, даже несколько сух, и контур его резко вырисовывается на ярко раскрашенном фоне.

Круглая скульптура. Рельеф. — В египетских архитектурных памятниках мы встречаем либо круглую скульптуру, либо плоский рельеф. В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени.

 
Стиль рельефа и круглой скульптуры изменяется по эпохам. В раннем египетском искусстве изображение реально. Скульптурный портрет отличается большой  выразительностью и жизненностью, Члены  тела располагаются свободно. Индивидуальность резко подчеркнута, стиль не связан с условностью. Эти памятники  круглой скульптуры из дерева и известняка являются самыми выразительными произведениями египетского искусства.

С переходом к обработке  твердых пород камня характер скульптуры меняется. Фигуры становятся неподвижнее, масса трактуется широкими плоскостями. Композиция тела дается в прямых линиях, свидетельствуя тем самым о способе подготовительной обработки. И не чисто ли техническими моментами объясняются почти геометрические контуры египетской скульптуры? Способ обработки пилой представляет огромное упрощение, и, быть может, этим и вызывается такая обобщенность формы. Моделировка достигалась обкалыванием, но детализация в моделировке угрожала расколоть камень. Отсюда эта монолитность формы, отсюда же неподвижность позы в скульптурных композициях, выполненных из базальта и гранита.

В скульптурах первых династий строгость стиля соединяется  с поразительной экспрессией (статуя Хефрена, большой сфинкс в Гизехе, сфинкс в Лувре). Со времен XVIII и XIX династий скульптура становится репрезентативной. Живая выразительность заменяется условной типологией. Скульптура становится частью архитектурного целого, и ее линии подчеркивают суровость очертаний храмов. Это — эпоха создания колоссов, ставившихся перед пилонами, и рядов сфинксов, окаймлявших дорогу, ведущую к храму. Монументальный характер скульптуры сохраняется вплоть до позднейших эпох, и только в саисский период, при XXVI династии, снова возрождаются изящество и выразительность, напоминающие искусство Древнего царства.

 
СТЕННАЯ РОСПИСЬ

Египетское искусство  достигает впечатления не одной  абстрактной гармонией линий. Как  и в природе, все дополняется  расцветкой. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой грунта, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались  карнизы, плафоны и капители.

Глазурованные инкрустации  в форме дисков и плиток встречаются  уже в древнейших сооружениях. Одна из камер в пирамиде в Саккара была вся выложена изразцами, часть которых хранится в лондонском и берлинском музеях.

В течение всего периода  до XVIII династии темой стенной росписи  и рельефов являются бытовые и исторические сцены, мифологические сюжеты появляются не ранее XVIII династии.

Глубоко-синий цвет плафонов с рассыпанными по нему звездами или  летящими коршунами символизирует  небо. На нижней части стен — стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены  занята живописной композицией и  иероглифическими надписями. Последние  покрывают все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных  и оконных пролетов. Контур фигур  дается одной линией. Роспись —  это ковер, не мешающий восприятию четких архитектурных форм. В общем, живопись, так же, как и рельеф, здесь  не представляет собой самостоятельного искусства, а служит дополнением  архитектурного целого. Все архитектуры  Востока прибегали к раскраске  зданий. Под дождливым северным небом  наружная окраска зданий не может  долго держаться, но в Египте, в  условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна. 



Информация о работе Архитектурные формы Древнего Египта