Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:47, реферат
Архитектурные формы Древнего Египта:
Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня.
Египетские колоннады: Столбы и колонны, подражающие формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн: База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент.
Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись.
Архитектурные формы Древнего Египта
Архитектурные формы Древнего Египта: Настенные декорации: Глиняные стены. Стены из тесаного камня. Египетские колоннады: Столбы и колонны, подражающие формам деревянной конструкции. Лотосообразные гаторические колонны. Общая форма колонн. Детали колонн: База, ствол. Капитель. Антаблемент. Металлические украшения. Разработка профиля карнизов и орнамент. Декоративная скульптура: Круглая скульптура. Рельеф. Стенная роспись. | |
ФОРМА Казалось бы, что в древнейшем зодчестве форма должна так же соответствовать конструкции, как слово воплощенной им мысли. Но египетская архитектура далека от такого строгого соответствия конструкции и формы, и уже в глубочайшей древности декоративные формы скованы влиянием традиций. Форма деревянной конструкции повторяется в глиняных постройках, а формы последних накладывают свой отпечаток на каменное зодчество. Подобные пережитки, наблюдаемые нами даже в доисторическую эпоху, объясняют нам характер египетского искусства. В каждом памятнике нужно различать подлинную конструкцию от следов традиции. Глиняные стены. — Глиняные стены крепости Семнех покрыты витыми столбами, напоминающими органные трубы, которые являются воспроизведением мотива сплошных панно из пальмовых стволов Ребра наружных стен домов укреплялись связками тростника, а наверху гребень из пальмовых ветвей защищал край глиняной террасы. Ряды кирпичей, положенных на ребро, раскрашенная штукатурка и резные решетки в пролетах дополняли обработку Перенося в каменную архитектуру формы глиняного зодчества, египтяне выработали гребень в виде каменного карниза с выкружкой, а ребро стены получило обделку валиком. Наружным плоскостям стен придавался сильный уклон, создававший впечатление покоя и долговечности. Нет борозд, подчеркивающих ряды кладки; гладь стены представляет собой сплошные плоскости, по которым свободно развертываются иероглифические надписи, рассказывающие легенды и эпизоды из жизни создателей храма. Египетская колоннада состоит из ряда вертикальных опор, каменных балок и плафона из плит. Обратимся к композиции, которую создали египтяне из этих коструктивных данных. Столбы и колонны, подражающие формам деревянной конструкции В храме Сфинкса (переносящем нас к первым династиям) столбы представляют каменную квадратную призму без базы и капители, с архитравом в виде прямоугольной балки. Лотосообразные гаторические колонны Общая форма колонн. — В Египте с древнейших времен, наряду с квадратными и многогранными столбами, пользовались также и круглыми, т. е. колоннами. Форма древнейших колонн напоминает лотос — растение, очень близкое к европейским кувшинкам. Стволу колонны придана форма стебля лотоса, капители — форма цветка. Сохраняется даже утончение стебля у корня в ущерб прочности конструкции, требующей ее расширения у основания. Колонны представляют то только один стебель, то связку Спрашивается, каким образом египтяне пришли к подражанию растительным формам? Возможно, что прототипом послужил декоративный мотив связки стеблей водяных растений на столбах хижин. На одном из сохранившихся столбов в Фивах мы встречаем рельефные изображения цветка лотоса. Мотив лотоса проходит несколько фаз развития. Древнейшие капители воспроизводят еще не распустившийся бутон, а позднейшие — вполне распустившийся цветок лотоса. В противоположность греческим колоннам древнейшие египетские колонны чрезвычайно легки. Тонкие стержни колонн пещерных гробниц Бени-Гассана еще не обладают теми массивными пропорциями, которые появляются лишь с XVIII династии.
Антаблемент. — Во внутренних колоннадах В антаблемент представляет один сплошной архитрав, т. е. прямоугольную балку; в наружных колоннадах С архитрав увенчивается карнизом. Карниз покоится непосредственно на архитраве; египетские зодчие никогда не вводят промежуточного пояса, который в греческом ордере носит название фриза. Карниз колоннад имеет тот же профиль, что и карниз, увенчивающий стену; это — выкружка поверх толстого валика. Форма и детали карниза обусловлены его происхождением: орнамент выкружки напоминает пальмовые ветви, а орнамент валика — спиральную обвязку жгутов из тростника. .В различные эпохи
в зависимости от размеров
зданий конструкция карниза в
Египте различна. В эпохи расцвета
искусств конструкция всегда
соответствует форме, а Пластическое искусство в доисторическую эпоху появляется раньше архитектуры. Человеческая фигура встречается на египетских памятниках раньше орнамента, а отвлеченное расчленение архитектурных масс начинается только при XII династии. Преобладающим мотивом орнамента на широких плоскостях является завиток; в бордюрах преобладают розетки и пальметты А. Рисунок орнамента четок, даже несколько сух, и контур его резко вырисовывается на ярко раскрашенном фоне. Круглая скульптура. Рельеф. — В египетских архитектурных памятниках мы встречаем либо круглую скульптуру, либо плоский рельеф. В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени. С переходом к обработке твердых пород камня характер скульптуры меняется. Фигуры становятся неподвижнее, масса трактуется широкими плоскостями. Композиция тела дается в прямых линиях, свидетельствуя тем самым о способе подготовительной обработки. И не чисто ли техническими моментами объясняются почти геометрические контуры египетской скульптуры? Способ обработки пилой представляет огромное упрощение, и, быть может, этим и вызывается такая обобщенность формы. Моделировка достигалась обкалыванием, но детализация в моделировке угрожала расколоть камень. Отсюда эта монолитность формы, отсюда же неподвижность позы в скульптурных композициях, выполненных из базальта и гранита. В скульптурах первых династий строгость стиля соединяется с поразительной экспрессией (статуя Хефрена, большой сфинкс в Гизехе, сфинкс в Лувре). Со времен XVIII и XIX династий скульптура становится репрезентативной. Живая выразительность заменяется условной типологией. Скульптура становится частью архитектурного целого, и ее линии подчеркивают суровость очертаний храмов. Это — эпоха создания колоссов, ставившихся перед пилонами, и рядов сфинксов, окаймлявших дорогу, ведущую к храму. Монументальный характер скульптуры сохраняется вплоть до позднейших эпох, и только в саисский период, при XXVI династии, снова возрождаются изящество и выразительность, напоминающие искусство Древнего царства. Египетское искусство достигает впечатления не одной абстрактной гармонией линий. Как и в природе, все дополняется расцветкой. Раскрашивались не только рельефы, но и фасады зданий. На камень наносился тонкий слой грунта, по которому накладывались зеленая, ярко-желтая и синяя краски. Так расписывались карнизы, плафоны и капители. Глазурованные инкрустации в форме дисков и плиток встречаются уже в древнейших сооружениях. Одна из камер в пирамиде в Саккара была вся выложена изразцами, часть которых хранится в лондонском и берлинском музеях. В течение всего периода до XVIII династии темой стенной росписи и рельефов являются бытовые и исторические сцены, мифологические сюжеты появляются не ранее XVIII династии. Глубоко-синий цвет плафонов с рассыпанными по нему звездами или летящими коршунами символизирует небо. На нижней части стен — стебли растений, словно поднимающихся из земли. Остальная часть стены занята живописной композицией и иероглифическими надписями. Последние покрывают все, вплоть до карнизов, стволов колонн и откосов дверных и оконных пролетов. Контур фигур дается одной линией. Роспись — это ковер, не мешающий восприятию четких архитектурных форм. В общем, живопись, так же, как и рельеф, здесь не представляет собой самостоятельного искусства, а служит дополнением архитектурного целого. Все архитектуры Востока прибегали к раскраске зданий. Под дождливым северным небом наружная окраска зданий не может долго держаться, но в Египте, в условиях исключительно сухого климата, стенная живопись долговечна. |