Бизнес план дизайн - студии широкого профиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 02:44, реферат

Краткое описание

Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством.

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес план дизайн студии широкого профиля.docx

— 27.43 Кб (Скачать файл)

Бизнес план дизайн - студии широкого профиля

 

Сегодня рынок услуг по «обустройству окружающей среды» медленно, но верно формируется, и производство архитектурных проектов стало отлаженным процессом. Появляются ниши и отдельные сегменты, которые стремительно заполняются.

О том, что, помогая человеку обустраивать жилище, офисы и сад-огород, можно неплохо заработать, свидетельствует  и обилие специализированных журналов — их в России сейчас около двух десятков. Для развития рынка определенно  есть все условия строительный бум, стабильный платежеспособный спрос, ограниченные возможности насыщения импортной  продукцией, низкий порог входа, не требующий глобальных инвестиций, и  обилие безработных кадров. «Если  раньше люди редко заказывали проект, в основном «евростандарт» делали бригады шабашников, то сегодня большинство владельцев квартир приходит к пониманию, что проект нужен с точки зрения не только идей, но и документации, полезной для строительства», — считает Михаил Иванов, генеральный директор компании «Бау-Групп». Архитектура и дизайн определенно выделяются в отдельный рынок.

Свободные художники

Архитектурно-дизайнерский рынок вмещает немало игроков здесь находят приют и крупные комплексные бюро (как государственные, так и частные), свободные художники или индивидуальные предприниматели, фирмы средней руки, избравшие проектирование, выполнение функций представителя заказчика и традиционный авторский надзор за строительством. Во главе высится фигура архитектора-дизайнера, специалиста, которому по силам понять заказчика, предложить ему будущий интерьер в наиболее доступном виде (3D-визуализация, эскизы, чертежи), знающего толк в отделочных материалах и умеющего оперативно подбирать «детали». Служба дизайнера интересна, креативна и многообразна, отношения с клиентом сложны и порой требуют серьезных психологических навыков.

Независимо от вида собственности  и организационно-правовой формы  игроки на этом рынке занимаются средовым дизайном — по сути, самыми разными  по классу и типу объектами. Есть те, кто успешно осваивает «индивидуальные» заказы, решая самые сложные задачи; есть склонные к «типовым» предложениям (5 вариантов проектов для «панелек»). Одни игроки предлагают широкий спектр услуг, удел других — узкая специализация. Так, например, «Первый макетный цех» успешно занял особую нишу — производство макетов в любом масштабе и из любых материалов — картона, пенокартона, пластика, пенопласта, дерева, металла. Они изготавливают бумажные и начиненные механизмами, цельные и разборные макеты. Однако, по мнению экспертов, большинство компаний движется к комплексности услуг.

В этом бизнесе нередко  встречаются «смежные» строительно-архитектурные  фирмы, когда дизайнерский отдел  организуется внутри «застройщика». В  строительной компании «Бау-Групп» своего архитектурного отдела нет, как следствие, им приходится общаться с огромным числом смежников. «Если клиенту нужен архитектор, мы помогаем ему найти специалистов, а выбор делает он сам», — говорит Михаил Иванов.

Обратный сценарий архитектурное  бюро «обрастает» строительно-отделочными  подразделениями, которые занимаются поставками эксклюзивного оборудования и материалов. Подобные «слияния»  — очевидное требование рынка, оба  бизнеса достаточно рентабельны (15—25%), потенциально привлекательны. И еще  одна причина, уверен Михаил Иванов «Есть  два мнения удобнее получать услуги «в одном флаконе», когда заказчик работает с одним и тем же коллективом. Они согласовывают бумаги, сами закупают стройматериалы, выполняют отделочные работы, и эта услуга более качественна  с позиции защитников «комплексности». Клиент получает все в одном окне, ремонтные работы значительно удешевляются (но не всегда). Мы думаем иначе (и, кстати, до сих пор спорим) если архитектурная  фирма существует сама по себе, самое  главное — она выдает проекты  не под конкретных строителей, а  готовит пакет тендерной документации, с которым может работать любой  строитель».

Качество архитектурного проекта изначально другое это более адекватный путь. Второй момент строителей выбирают, исходя из четких понятий — цена, качество, сроки, рекомендации, архитекторов же находят по пониманию стилистики, здесь играет больше творческий, нематериальный фактор. Михаил Иванов «Если держать архитекторов у себя в штате, то они будут «закрывать» лишь небольшой спектр, мы попросту не сможем удовлетворять всех заказчиков. И третья причина, по которой, полагаем, неразумно смешивать два этих ремесла архитектор — все же представитель заказчика. Он делает проект и ведет его, осуществляя «авторский надзор» над строителями. А если строители будут организовывать архитекторов-дизайнеров, то связь между заказчиком и строителями теряется».

Типология участников рынка, на первый взгляд, прозрачна проектные  институты специализируются на городских  объектах, малые архитектурные фирмы  занимают значительную и относительно стабильную долю рынка частных и  офисных интерьеров, большинство  имеет в среднем 3—5 сотрудников (2 директора-архитектора, один бухгалтер, проектировщик), реже 10—15 человек, остальные  игроки — бесчисленная орда свободных  «художников» самого разного профиля  и происхождения. В регионах мало-помалу формируется своя лига профессионалов, однако пока три четверти «громких» и бюджетных проектов выполняют столичные мастера. «Причина в том, что московский уровень, несомненно, выше, здесь фирмы начинают ощущать друг друга, и «теснота»» положительно сказывается на качестве дизайн-проектов, заказчику есть из чего выбирать», — рассказывает Михаил Иванов.

Аренда

В этой отрасли за прошедший  десяток лет обозначились вполне конкретные расценки на работы дизайнеров, проектировщиков, архитекторов, декораторов. Сформировался спектр услуг, которые  способны оказывать архитекторы  и дизайнеры заказчику это  «объект под ключ», «проект до гвоздя», разовые работы, разработка макета или только проектирование и  визуализация. Офисные помещения, а  также бутики, рестораны некоторыми игроками считаются более интересными  и денежными — больше бюджет, а соответственно и проценты, свобода  творчества.

Идеальна ситуация, когда  есть некое помещение (типовые квартиры в панельных и монолитных домах, элитные квартиры, коттеджы, офисы), которое необходимо обустроить, и возникают четыре персонажа Заказчик — заказывает музыку, Архитектор — старается привести планировку объекта в соответствие с желаниями Заказчика, Строитель — совершает акт воплощения придуманного архитектором, и, наконец, Дизайнер — исправляет все, что плохо нарисовал архитектор и построил строитель. В жизни нередко многое смыкается, но Заказчик и Исполнитель, как правило, остаются. Они-то вместе и проходят по всем уровням и кругам рая или ада, в зависимости от сложившихся обстоятельств и характеров обеих сторон.

Однако свобода творчества (ибо и сама отрасль является наполовину производством, наполовину креативным процессом) остается, в том числе  и в отношении self-promotion хороший дизайнер берет за работу столько, за сколько способен свой труд продать. За проценты от строительства или за гонорар. «Имя» и «брэнд», неважно — частного архитектора или бюро, здесь не пустой звук, и хорошее портфолио — это прямые инвестиции в светлое архитектурное будущее.

Некоторые скептически настроенные  специалисты уверены, что тут  царит дух «друг моего друга» — «классный дизайнер», «раскрученные» профи зарабатывают гораздо больше собратьев по цеху.

Есть в архитектурной  среде и «откат», когда дизайнер получает проценты, сотрудничая с  поставщиками строй- или отделочных материалов. Проворные дизайнеры-предприниматели  создают целую сеть таких партнеров, от поставщиков сантехники до строительных бригад, за выбор именно их товара или  услуги получая скромные проценты

Некоторые игроки не скрывают — определить цену не просто, очень  индивидуально рассчитывается каждый проект. Вот что говорят в «Первом  макетном цехе» «Каждый наш макет  — это штучная вещь, поэтому  мы не говорим здесь о конкретных ценах. Мы не скрываем, что производство макета — трудоемкий и дорогостоящий  процесс, но никогда не берем лишних денег, уже по ходу подсказываем клиенту, на чем можно сэкономить». Диапазон цен действительно очень широк разница между 20 и 100 долларами за квадратный метр ощутима, однако вполне объяснима — это цена репутации и профессионализма, помноженных на талант и знакомства.

В принципе условия позволяют  сосредоточиться исключительно  на проектировании, выполнении функций  представителя заказчика и традиционном авторском надзоре за строительством. Как правило, прибыль зависит  от объема и масштаба выполняемых  заказов, сложности работ, поэтому  выручка может различаться на несколько порядков. «Иногда «выход»  заказа — 10 тысяч долларов, но возиться с ним приходится три месяца, а  то и полгода, — сетует Наталья  Клешнина, частный дизайнер-архитектор. — Недавно договорилась на подготовку дизайн-проекта будущего коттеджа в Крыму, невысокая стоимость работ (5 долларов за квадратный метр) окупается теплым апрельским солнышком». По опыту действующих дизайнеров, одновременно можно вести 2—3 проекта, не больше. И то если речь идет о типовых «квартирных» проектах в панельных домах. Коттедж и монолитные «площадки» — это трудоемкий процесс, который требует мобилизации и постоянных поездок.

Подготовка полного пакета документации дизайн-проекта — достаточно нудная работа, без терпения, повышенного

внимания и профессиональных навыков здесь не обойтись. Однако кто сказал, что во главе таких  успешных бюро и студий стоят архитекторы  или выпускники Строгановки Вовсе нет, ваша задача — организовать бизнес, проинвестировать его запуск и искать заказчиков (как нередко происходит в рекламном креативном агентстве). Расходы на штат из 3 человек (бухгалтер, архитектор, чертежник) составят 1 500 долларов в столице и около 1 200 в регионах. Прибавьте к этому аренду офиса (100—200 долларов в месяц), затраты на лицензию и оргтехнику (см. далее).

Параллельно можно искать субподрядчиков — бригаду строителей. «Работать со «своей» бригадой очень  удобно, — уверена Наталья Клешнина, — за качество можно отвечать полностью, а процесс легко контролировать». Бригады бывают русские, югославские, эсэнгэшные и интернациональные. Задача архитектора — ознакомить со стилем работы, любимыми материалами, типичными проектами. Гораздо легче выбирать строителей для конкретных клиентов под конкретные заказы по ценовому уровню (средний уровень одного квадратного метра общестроительных работ — от 350—450 долларов) и исполнению (около трех месяцев на 150-метровую квартиру).

Дизайнеры

Прежде чем идти, нужно  решить куда. Это зависит от склонностей, образования (художественного, архитектурного) либо от конъюнктуры рынка. Так, проектировщик, дизайнер-архитектор «окучивают» среду  человеческого обитания. Дизайнеры-оформители или, говоря русским языком, декораторы доводят ее до ума, затем подключаются дизайнеры по интерьеру. Еще одна возможная сфера применения талантов — ландшафтный дизайн и оформление выставок. Выставочные дизайнеры  обычно берут 5—10% от стоимости монтажа. Учитывая, что выставки в среднем  «стоят» от 50—200 тысяч долларов, один заказ прибавит около 5 тысяч честно заработанных евро или больше. Иногда используется другая система ценообразования — когда за единицу берется квадратный метр, и проценты господина оформителя считают исходя из этой цифры (от 60 до 100 долларов).

Как видим, море возможностей для человека, обладающего такой  тонкой материей — вкусом, набитой  рукой, и владеющего искусством облагораживать наш мир.

Начинать можно интуитивно — строительство идет, квартиры есть, а интерьеров нет, значит, нам  туда. Есть и другой путь, который  избрала два года назад саратовская  фирма «ZODчество», заказав НИЦ «Миромак» небольшое исследование конкурентного окружения (досье на функционирующие архитектурные организации), потенциала рынков архитектурных, дизайнерских и ремонтно-отделочных услуг как в корпоративном секторе, так и в секторе физических лиц (динамика, характеристики и тенденции, мотивация лиц, принимающих решения о выборе фирмы, выполняющей архитектурные, дизайнерские и ремонтно-отделочные работы; выявлены характеристики подобной фирмы, наиболее значимые для руководителей саратовских предприятий, максимально эффективные коммуникационные каналы для воздействия на целевой рынок, проанализированы позиции конкурирующих брэндов).

И хотя затраты на такое  исследование составляют около 1 500—5 000 долларов и выше, компания вышла  на незанятые привлекательные сегменты рынка и значительно увеличила  прибыль благодаря «точечному»  попаданию.

Проектировать дома — бизнес не капиталоемкий. Чтобы организовать свой скромный «архитектурный» бизнес, грандиозных вложений не требуется  — дизайнеры-свободные предприниматели  обходятся без офисных трат, работая  дома и порой без лицензии. Бюро или студию положение обязывает  иметь лицензию на осуществление  деятельности по проектированию зданий и сооружений (а получить ее, по мнению игроков, не так уж сложно) и офис не только и не столько из-за юридического статуса, а скорее из имиджевых соображений. «Архитекторы — это прежде всего идеи. Если подходить к бизнесу серьезно, а не «сшибать деньгу», то офис — олицетворение их идей. Он должен быть интересным, не просто набором комнат, где сидят мальчики и девочки-проектировщики. В нем должны быть качественный и необычный дизайн, хорошая мебель», — убежден Михаил Иванов, генеральный директор «Бау-Групп».

Компьютеры и программное  обеспечение — вот основные затраты  начинающего дизайн-бюро. Хороший  компьютер стоит около 3 тысяч  долларов, плюс принтеры, сканеры и  программы (в России, по понятным причинам, в основном контрафактные).

Кроме того, есть три вещи, на которые стоит обратить особое внимание на старте и в дальнейшем развитии небольшого архитектурно-дизайнерского  бюро (обустройство коттеджей и дизайн квартир или офисных помещений). Это — управление, проектирование и работа с клиентом.

Информация о работе Бизнес план дизайн - студии широкого профиля