Биография знаменитого художника и скульптора всех времен - Микеланджело Буонарроти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 20:06, биография

Краткое описание

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

Вложенные файлы: 1 файл

History.docx

— 21.26 Кб (Скачать файл)

Родился 6 марта 1475 г. в тосканской деревушке Капрезе, где отец Микеланджело был старостой. Несмотря на резкие протесты отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться во флорентийской школе искусств Лоренцо Медичи.

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских  произведениях, таких, как рельефы  «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490—1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших  в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции  в Венецию, затем в Рим.

В течение пяти лет  жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая  скульптуры «Вакх» (1496— 1497 гг.) и «Пьета» (1498—1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Вскоре в его  распоряжении оказалась мраморная  глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей  мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый  Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться  в Рим, заказав усыпальницу для  самого себя. Ваятель целый год  трудился над гигантской бронзовой  статуей, которая должна была венчать  монумент, чтобы чуть ли не сразу  после окончания работы стать  свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами  заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В  итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части  внутренней архитектуры собора Святого  Петра.

Колоссальный мраморный  Моисей и статуи, известные под  названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым  и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти  аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви. Когда ему почти  исполнилось шестьдесят, Папа Павел III поручил Микеланджело создание стенных  фресок в Сикстинской капелле, изображающих сцены Страшного суда (1536—1541 гг.).

В 1547 г. он получил  пост главного архитектора при реконструкции  собора Святого Петра и спроектировал  огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры. Гробница папы Юлия не вышла такой великолепной, как ее задумал Микеланджело. Первоначальный замысел, относящийся к 1505 году, отличался таким чрезмерным количеством скульптурных работ, что вряд ли мог быть осуществим. Микеланджело задумал ее как двухъярусный мавзолей, украшенный статуями и рельефами, причем все работы он намеревался выполнить собственноручно. Однако в последующем им было решено сократить количество скульптур и уменьшить размеры гробницы, что было вынужденной мерой.

Кроме того, вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой  церкви св. Петра, куда она даже не вошла  целиком, а отдельные ее части  разошлись по разным местам. Но и  в таком виде это по праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура — библейский

Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог.

Мощно опирается одна его  рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить  всех повиноваться. Как сказал поэт, “пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой” По словам современников, «Моисей»  Микеланджело, в самом деле, видел Бога.

В 1513 году,    Микеланджело приступил к работе над скульптурами второго варианта гробницы - к статуям «Пленников». Эти произведения вместе с относящимся к 1515-1516 годам «Моисеем» обозначают новый важный этап в творчестве Микеланджело.

Не более утешительно  и его последнее произведение, над которым он работал 25 лет – гробница Медичи в капелле церкви Сан Лоренцо во Флоренции, Символические фигуры на покатых крышках каменных саркофагов в кажущихся неустойчивыми позах, вернее, скользящие вниз, в небытие, струят безысходную скорбь. Микеланджело хотел создать статуи-символы «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР», «НОЧЬ». Работа над проектом началась еще в 1520 году, но закапчивал ее Микеланджело уже после падения Флоренции.

В 1527 году войска императора Карла V разгромили Рим. Так окончилась длившаяся десятилетия борьба европейских  стран за утверждение своего политического  господства в Италии, оказавшейся теперь в сфере влияния империи Габсбургов.

Когда во Флоренции стало  известно о «Sacco di Roma» (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание, и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Однако папа Климент VII, сам происходивший из рода Медичи, пошел на сговор с Карлом V, и объединенными усилиями папских и императорских отрядов началась осада героической Флоренции. Город стойко сражался за свою независимость в течение одиннадцати месяцев, но эпидемия, голод, измена в рядах сторонников республики привели к тому, что в августе 1530 года Флоренция пала. Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. Это еще усугублялось тем, что своим искусством скульптор должен был прославлять тех тиранов, против которых выступал. И скорбь, царящая в капелле церкви Сан Лоренцо, — это не столько тоска по ушедшим из жизни герцогам Лоренцо и Джулиано, сколько тягостные раздумья о судьбе Флоренции, судьбе Италии.

В гробнице Медичи архитектурное  и скульптурное решение целиком  принадлежит Микеланджело. Весь ансамбль как бы строится на гармонии диссонансов. Небольшое по размеру квадратное помещение устремляется ввысь почти с готической настойчивостью. Белый мрамор стен динамично расчленен при помощи темного камня системой арок, пилястров, капителей, наличников окон. И в цветовом решении — светлого и темного — есть что-то от сочетаний траурного флага.

Скульптурное убранство  капеллы было посвящено безвременно  погибшим Лоренцо и Джулиано Медичи, от которых многие ждали спасения Италии от иноземцев. В отличие от гробницы Юлия, исполненной веры в бессмертие героя,гробница Медичи проникнута скорбным разочарованием, мыслью о бренности земного. Активный борец за свободу Флоренции, Микеланджело был вынужден подчиниться сильному врагу, но в душе не мог смириться, подавить в себе горькое возмущение. Отступая от вековой традиции, Микеланджело изображает ушедших из жизни герцогов не мертвыми, лежащими на своих саркофагах, а как живых людей. Их фигуры помещены в двух нишах, в то время как аллегории суток — Дня, Ночи, Вечера и Утра — покоятся на надгробиях. Тяжелые, скорбные, мощные, они олицетворяют идею губительного времени, беспощадно ведущего человека к могиле. Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Сильные, конвульсирующие от внутреннего напряжения тела пересекают горизонтальную линию карниза, внося во всю композицию элемент беспокойства и скорби.

Джулиано и Лоренцо устремляют взгляд к мадонне с младенцем, статуе, стоящей у третьей стены капеллы. Но Мария выступает не в обычной для нее роли заступницы. Здесь мадонна — воплощение неумолимости судьбы, она клонит очи долу, и в складках одежды на ее груди прячет свое лицо младенец Христос, наделенный геркулесовым телосложением.

По первоначальному замыслу  гробница должна была включать большое  количество статуй. Об этом свидетельствуют  эскизы Микеланджело, относящиеся к  концу 1520-го — началу 1521 года. На одном  из них (Лондон, Британский музей), кроме  статуй суток у подножия саркофага, изображены еще аллегорические скульптуры, с каждой стороны по фигуре, а над филенками, декорирующими вверху пустые ниши (они фланкируют центральную), намечены согнувшиеся юноши. Из них был выполнен только «Скорчившийся мальчик», находящийся теперь в Эрмитаже.

Статуя осталась незаконченной. Если бы она вошла в состав капеллы  Медичи, то, как явствует из наброска Микеланджело, находилась бы высоко от пола и была бы видна в профиль  с левой стороны. Гирлянда, спускающаяся сверху, призвана тормозить движение, не давать юноше возможности выпрямиться, то есть вновь звучала бы тема контрастного столкновения сил, столь характерная для всего ансамбля.

«Скорчившийся мальчик» — единственное подлинное произведение мастера имеющееся в  бывшем Советском

Союзе — предназначался первоначально для украшения усыпальницы Медичи в церкви Сан Лоренцо.

«Незавершенность» (поп finite) — одна из проблем, занимающая исследователей творчества Микеланджело. Но в данном случае нет сознательной незавершенности скульптуры — она осталась таковой в силу того, что не заняла отведенного ей первоначально места в капелле Медичи.

И как раз эта незаконченность  делает статую особенно интересной, позволяя нам увидеть, как Микеланджело обрабатывал мрамор. Статуя необыкновенно компактна, чувствуется форма той глыбы, из которой извлек ее мастер. Она превосходно иллюстрирует мысль Микеланджело о том, что скульптура хорошо сделана тогда, когда ее можно сбросить с горы и при этом у нее ничего не отобьется. Другими словами, речь идет о специфически ренессансном восприятии целостности формы.

Юноша, согнувшись и наклонив голову, касается руками правой ступни. Напрасно искать какую бы то ни было мотивировку этого движения. Жанровые, бытовые черты просто не существовали для Микеланджело. Человек начинался для него там, где можно было поведать о его героических деяниях и свершениях. Недаром спина мальчика подчеркнуто мускулиста и мощна. Не лицо, а тело и поза раскрывают созданный мастером образ.

Для Микеланджело главное  —  человек, разнообразные и сильные движения души, которого он воплощал в мраморе или фреске. 

«Скорчившийся мальчик» был  задуман как декоративная скульптура. Однако и в ней Микеланджело раскрывает общую идею, царящую во всех статуях  капеллы: идею тоски, скованности, духовной тяжести. В гробнице нет ни одного нейтрального элемента. Как все великие творения Микеланджело, усыпальница Медичи приобретает общечеловеческое звучание.

В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией  Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы Позор  и преступление — так расценивали  лучшие умы Италии трагическую обстановку, в которой завершался Ренессанс Восемнадцатого декабря 1564 года великого Микеланджело не стало.

 


Информация о работе Биография знаменитого художника и скульптора всех времен - Микеланджело Буонарроти