Гелатский монастырь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 23:58, реферат

Краткое описание

Ансамбль Гелатского монастыря первой четверти XII века, в нескольких километрах от Кутаиси, в долине речки Цхал-Цитела. Монастырь, расположенный в редкой по красоте местности, включает, кроме главного храма Рождества Богородицы, начатого царем Давидом Строителем в 1106 году, еще две маленьких церкви, (Святого Георгия и Святого Николая 14 веков), колокольню ((16 в.), здание Академии и др.

Вложенные файлы: 1 файл

Гелат мон.docx

— 44.94 Кб (Скачать файл)

Снаружи храм облицован чисто тесаными, хорошо пригнанными квадрами крупных и средних размеров экларского известняка, первоначально имевшего белый цвет, но со временем получившего темно-желтый, местами розоватый оттенок. Кладка грубо тесанными, различной величины камнями, с заполнением швов мелкими камнями, видна в свободных от штукатурки угловых частях строения.

Крестово-купольные формы храма четко выражены во внутреннем пространстве. Основной корпус здания имеет пять наружных арочных входов: по одному в северном и южном рукавах и три в западном. Центральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола прорезан шестнадцатью крупными окнами.

Все четыре фасада украшены высокой декоративной аркатурой, выделяющей торцовые стены рукавов креста. Пониженные крылья фасадов оставлены без аркатуры и акцентированы только наличниками окон. Основная аркатура особыми переходами с заостренными арками объединяется с малыми двойными арками, украшающими заглубленные части фасадов. Членение фасадов стройной аркатурой дополняется разделкой боковых стен рукавов креста малыми парными арками, благодаря которым фасадные стены воспринимаются в единстве. Апсиды завершены горизонтальными карнизами и имеют конусообразные кровли; средняя шире и выше двух соседних и украшена аркатурой. Особо во всем здании подчеркнуто восточное крыло южной стены, где располагаются единственный орнаментированный наличник окна ризницы и розетка над ним. Аркатура купола ровным шагом обходит все шестнадцать окон, облегчая тем самым его массивную форму.

Дошедшая до нас роспись храма разновременна. Наибольшего внимания заслуживает уникальное мозаичное изображение Божией Матери на алтарном своде времени основания монастыря, являющееся великолепным образцом средневековой мозаичной живописи

Стены собора покрыты изображениями многих святых и исторических лиц Грузии. На северной стене как первые храмоздатели помещены святые равноапостольные Константин и Елена, подле них — основатели церкви: святой царь Давид Строитель в зеленой далматике и венце с моделью основанной им церкви в левой руке и со знаменитым перстнем на большом пальце той же руки, составлявшим одну из наибольших ценностей ризницы Гелатского монастыря, и его современник Западно-Грузинский Католикос Евдемон. Рядом — фигуры имеретинского царя Баграта III в багряной далматике и остроконечном венце и супруги Елены с сыном их Георгием, подле последнего — его супруга Русудан, а меж ними мальчик, их сын Баграт. Поверх этой группы святых написана композиция Вход Господень в Иерусалим, над ней — Воскресение Христово. В простенках между окнами расположены святые Феодор Тирон и Феодор Стратилат, поверх них — осеняющий омофором Спаситель с двенадцатью апостолами. По обеим сторонам от изображения головы святого Давида Строителя имеется надпись в два столбца, но читаемая построчно: «Великий, выдающийся среди царей, Строитель, вовеки да будет память о нем. Аминь. Давид». Фигуру Католикоса Евдемона сопровождает надпись: «Католикос Абхазии Евдемон»; имеют подписи и изображения рядом стоящих членов царской семьи.

Южная стена посвящена Пресвятой Богородице. Здесь располагаются композиция Собор Пресвятой Богородицы, выше помещено Успение; в простенках между окнами располагаются образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, выше окон — таинственное собирание святых апостолов на облаках к одру Пресвятой Девы. В юго-западном углу сохранилось два портретных изображения принявшего постриг в Гелатском монастыре внука святой царицы Тамары царя Давида Нарина. На южной стене он изображен в монашеском одеянии, а на западной в царском облачении; оба изображения имеют аналогичные надписи: «Царь Давид, сын Русудан». На южной приапсидной стене имеется посмертное изображение Гелатского епископа Доментия (Чхетидзе), и по сторонам его головы выполнена пяти-строчная надпись: «Да будет вечная память архиерея, епископа Генатского Доментия Чхетидзе. Аминь». На арке южного патроникена расположена принадлежащая ему же длинная надпись: «Святой Креститель, будь защитником и ходатаем перед Богом мне, архиерею, епископу Генатскому Доментию Чхетидзе».

На столпах храма помещены фигуры Иоанна Предтечи, его родителей святых Захарии и Елисаветы и святой пророчицы Анны. На хорах сохранились полустертые лики святителей и две иконы Знамения Богоматери.

В главном храме имеются также росписи XVII века. Роспись крайнего к востоку придела северных пристроек выполнена в первой половине века, весь нижний ее регистр отведен под портретные изображения. На южной стене, в крайней к востоку пристенной арке, три фигуры с подписями: «Царь царей Георгий, расписавший сей святой придел», «Царица цариц Тамара», «Сын их Александр». На южной стене этого же помещения, в другой арке также три фигуры с подписями, из которых полностью сохранилась лишь левая: «Царевич Баграт». На западной стене, справа от двери, расположена мужская фигура с надписью: «Царь царей Ростом», на северной стене сильно поврежденная женская фигура с подписью: «Царевна Елена», рядом с ней, по правую сторону от окна — «Царевич Гвенатский Свимеон». Роспись второго северного придела хронологически близка росписи первого.

Двухъярусный иконостас Богородичного собора выполнен из тесаного белого камня. В начале XX века, по свидетельству протоиерея Давида Гамбашидзе, здесь были помещены наиболее чтимые иконы Гелатского монастыря:

1. Икона Спасителя греческого  письма в серебряном окладе  с позолотой. В венец вставлены 3 красных круглых камня, на одном из которых имеется надпись. 
2. Подобный образ Спасителя более позднего времени, обложенный золотой каймой.

3. Хахульская икона Божией Матери.

4. Ацкурская икона Божией Матери.

5. Гелатская икона Божией Матери, вычеканенная из позолоченного серебра.

6. Икона молящейся Божией  Матери с Младенцем, пророками  и апостолами в серебряном  окладе. Слева от композиции изображен, по всей видимости, заказчик иконы, коленопреклоненный царь Баграт-Курат.

7-8. Две иконы Спасителя  с греческими надписями, одна  из которых украшена в XIII веке  внуком святой царицы Тамары  царем Давидом Нариным.

С правой стороны внутри храма помещалась рака из дубового дерева, выложенная изнутри серебряным листом, на котором выгравированы имена святых, чьи мощи там покоились. Рака украшена стараниями братии Ново-Афонского монастыря, нашедшей приют в Гелати во время русско-турецкой войны.

Храм святого Георгия Победоносца

По преданию, основан на том самом месте, где святому царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место будущего храма. Никаких сведений о времени построения церкви в литературных источниках не сохранилось. Искусствоведческий подход к изучению памятника показывает, что по пропорциональному своему построению его нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII—XIII веков.

Здание церкви святого Георгия значительно меньших размеров, чем главный Богородичный храм. Внешними узкими и высокими архитектурными формами мастер церкви противопоставил ее тяжелому, приземистому облику главного храма; однако, аналогичным облицовочным материалом и характером кладки, решением восточной части с тремя выступающими апсидами и, наконец, деталями убора фасадов он достиг определенного единства ансамбля.

Фасады памятника — также, как и главного храма — облицованы чисто тесаными квадрами экларского известняка, и поверхность стен здесь также получила желтовато-розоватую, местами серую тональность. Внутри стены, аналогично главному храму, облицованы более грубыми тесаными камнями. 
Купол утвержден на приапсидных углах и двух свободно стоящих столпах. По бокам главного алтаря располагаются небольших размеров жертвенник и ризница. Юго-западный и северо-западный угловые отрезки выделены из рукавов креста арками. Снаружи здание вписано в прямоугольник. С запада вплотную к храму возведен портик. Памятник поставлен на двухступенчатый цоколь; у апсид добавлена третья ступень. Ступени цоколя проходят вдоль западной, прикрытой портиком стены.

Сооружение дошло в своем первоначальном виде и, за исключением западного, впоследствии пристроенного портика, представляет собой цельную структуру. Здание отличается высокими и стройными пропорциями. Внутри над небольшим подкупольным квадратом возвышается высокий купол; перед полукруглой в плане и увенчанной конхой апсидой устроена бема. Западный рукав немного глубже восточного. Широкие и массивные подкупольные столпы завершены столь же массивными капителями, поверх которых подымаются стены рукавов креста. Двухуступчатый профиль углов продолжается на подкупольных арках немного стрельчатой формы. Западные угловые отрезки выделены от западного рукава широкой, также слегка стрельчатой аркой, а к востоку они имеют узкие и высокие, покрытые полуциркульными арками пролеты. Столпы высечены из цельного камня; восьмигранные высокие базы состоят из высеченных в два ряда больших фестонов — по одному фестону на грани.

Алтарная преграда интересна покрывавшей ее росписью, выполненной одновременно с росписью самого храма, т. е. в XVI веке. Жертвенник и ризница сообщаются широкими дверьми с рукавами креста и более узкими — с бемой.

Памятник обильно освещен: в куполе расположено восемь высоких больших окон, в апсиде — три, в южном и северном рукавах — по два окна, расположенных по вертикали, и верхние намного больше нижних. Одно высокое окно помещено также и с запада, над единственной дверью церкви. В западных угловых отрезках также имеется по одному окну. Круглый барабан купола обнесен аркатурой, окна украшены профилированными наличниками.

Фасады церкви святого Георгия увенчаны профилированными карнизами и убраны орнаментированными наличниками окон и двери. Наличники окон здания, за исключением западного и расположенных в западной части южного и северного фасадов, орнаментального убора не имеют. Средние части фасадов резко повышены в отношении боковых: эти «дополнительные» высокие узкие отрезки стен занимают окна.

Нижняя часть западного фасада прикрыта более поздним портиком, над кровлей которого возвышается большой орнаментированный наличник окна. Орнамент здесь и на южном наличнике состоит из переплетенных кругов, на наличнике северного окна — из кругов и ромбов; исполнение орнаментов четкое, но сухое. Декоративный убор нижней части западного фасада церкви выделен особо: проем двери убран широким порталом, к которому с обеих сторон примыкают по две стенные арки, поддерживаемые полуколонками. Мотивы орнаментов здесь, в основном, геометрические.

Портик состоит из трех отделений: средняя часть была открыта тремя арками, крайние из которых теперь заложены; в боковых арочных проемах, также застроенных в более позднее время, были оставлены небольшие двери. Угловые помещения портика представляют собой небольшие приделы и освещаются окнами. В западное окно северного помещения вставлено рельефное раскрашенное изображение святого Георгия Победоносца позднего времени.

Внутреннее пространство храма отмечено высокими и стройными пропорциями. Две массивные круглые колонны ограничивают сильно вытянутое вверх подкупольное ядро, узкая и высокая апсида с бемой и венчающими их арками слегка стрельчатой формы подчеркивают ощущение стремительного взлета ввысь. Подпружные, также слегка стрельчатой формы арки свода, перекинутые у торцовых стен южного, западного и северного рукавов, служат четкому восприятию линии свода, а усеченные пилястры, на которые они опираются, усиливают впечатление высоты и стройности пространства. Тема круглых подкупольных колонн, подобных гелатским, встречается в Грузии чрезвычайно редко (например, Калмахи, Бобосгири): обычно подкупольные устои в сечении имеют ступенчатую или граненую форму, и в XII—XIII веках предпочтение отдается именно последним.

В Георгиевской церкви, как и в главном храме, сохранилось большое количество портретов светских лиц и надписей, одновременных росписи..

Храм во имя святителя Николая

Двухэтажная небольшая Никольская церковь расположена в 9 метрах от нартекса главного храма и возведена на рубеже XIII—XIV веков. Интересное, отличающееся по архитектурным формам от двух других храмов монастыря сооружение имеет, однако, общие черты с ними (купольное завершение, облицовочный материал, характер кладки, выступающая аркатурированная апсида, отсутствие орнаментального декора и т. д.) и способствует созданию единого гелатского ансамбля.

Своеобразие церкви святого Николая заключается в том, что она имеет два этажа, из которых нижний, прямоугольный в плане и перекрытый коробовым сводом, открыт во все стороны арками, а верхний представляет собой небольшую купольную церковь типа «свободного креста». Кладка нижней части несколько отличается от верхней: внизу квадры грубо отесаны и ряды неровные, наверху камни чисто тесаны, поверхность стены глаже и ряды более ровные.

Нижний этаж открыт к востоку и западу высокими и широкими арками, очерченными с повышенным центром и слегка заостренными в середине, к северу и югу — более низкими, полуциркульного очертания и с массивными устоями посередине. Пол первого этажа застлан тесаными плитами — вероятно, позднего времени.

Над нижним этажом путем сильного выноса карниза (56 см) образовано прямоугольное основание верхнего храма, вымощенное крупными тесаными плитами. Вокруг храма имеется обход, покрытый позже железной крышей на деревянных стропилах. С северной стороны вприслон к зданию на двух глубоких полуциркульных арках возведена каменная лестница более позднего времени в 23 высоких ступени и шириной 1,77 м.

С востока церковь имеет полукруглую апсиду с бемой; южный, западный и северный рукава креста едва намечены. На этом, почти квадратном основании, возвышается купол, высота которого на полметра превышает высоту нижней основной части церкви. Мелко профилированное мало рельефное подкупольное кольцо и лишь слегка вогнутые паруса создают вялый переход к кругу купола. Церковь освещают восемь окон купола и по одному в восточном, южном и северном рукавах, а также небольшое окно над дверью.

Во внешнем облике церкви святого Николая крестовые формы, дополнительно усложненные граненой апсидой и нишами в углах между рукавами креста, четко выражены, а соотношение большого купола с более низкой нижней частью особо ощутимо. Декоративная аркатура апсиды дана в виде одного, бегущего по ее ребрам валика, утопленного в стену. Окна апсиды, южного и северного фасадов убраны профилированными наличниками. Проем двери обведен валиком, от которого остались лишь следы. Тимпан увенчан плоским, нешироким навершием. Круглый купол убран широкими наличниками.

Информация о работе Гелатский монастырь