Гипсовые розетки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Гипс - один из самых древних строительных материалов. Его белый цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему составу любой формы давно используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий материал. Благодаря способности быстро приобретать прочность и нужную форму, благодаря высокой степени экологичности самого материала велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как "алебастр", он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ - для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины на потолках и стенах.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая гипсовая розетка.docx

— 459.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Гипс - один из самых древних  строительных материалов. Его белый  цвет, способность твердеть при соединении с водой, возможность придания твердеющему  составу любой формы давно  используют строители и ваятели. Для них он главный рабочий  материал. Благодаря способности  быстро приобретать прочность и  нужную форму, благодаря высокой  степени экологичности самого материала  велика роль гипса и в медицине. Известный в прошлом как "алебастр", он широко использовался во всем мире при производстве ремонтно-строительных работ - для внутренней отделки помещений, украшений интерьеров в виде лепнины  на потолках и стенах.

Существует такая поговорка: все новое – это хорошо забытое  старое. Именно благодаря такой поговорке  до сих пор живо такое искусство, как лепнина из гипса! С каждым годом растет число людей, которые решают уйти от современного дизайна в своем доме или квартире. Они как бы специально возвращаются в прошлые времена, к тем прекрасным на вид и изысканным украшениям из гипсовой лепнины. Поэтому так актуальна тема, которую я рассматриваю в своей курсовой.

Гипсовая лепнина может применяться абсолютно везде! Это может быть и рамка для зеркал или картин, камины или порталы, которые очень изящно смотрятся в классической гостиной. Также гипсовой лепниной декорируют беседки на свежем воздухе или устанавливают статуи в полный рост у дома, придавая ему вид античного римского стиля. Гипсовый лепной декор хорошо поможет избавить обстановку от обыденной серости, а также придаст хозяину помещения чувство хорошего тона!

Почему выгодно использовать гипсовую лепнину для декорирования  помещения? Потому что лепнина из гипса является абсолютно экологическим  материалом! Также при незначительных повреждениях ее не придется заказывать заново, практически каждую деталь лепнины можно отреставрировать на месте. Качественная лепнина никогда  не будет содержать примесей, что позволит ей в будущем не крошится. Лепнина считается одним из самых устойчивых материалов к резким перепадам температуры, она не дает усадки, что позволяет сохраняться ей на многие десятилетия, а в некоторых случаях и на столетия!

Гипсовая лепнина на потолок используется для розеток (орнамент устанавливаемый вокруг люстры) и других орнаментов, которых великое множество. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги, плинтуса очень эффектно смотрятся в больших помещениях с огромными люстрами, как в бальных залах, придавая помещению вид XVII века, помимо этого с помощью гипсовой лепнины на потолок создаются оптические эффекты, допустим, глубина потолка! Но даже в небольших помещениях гипсовая лепнина на потолке будет смотреться изящно. В настоящее время модным стало использовать лепные потолочные профили, с помощью которых делают скрытое освещение.

 

 

 

 

 

 

1. Гипсовая лепнина

 

Новое - это хорошо забытое  старое – эта фраза относится  не только к миру высокой моды, но и к модным интерьерным тенденциям. Гипсовая лепнина не раз совершала свой «виток» в истории роскоши. Еще древние египтяне использовали свойства гипса (легкость, прочность, эластичность) в строительстве и медицине. Сохранившаяся античная греческая и римская лепнина представляет выдающиеся шедевры того времени и стала эталоном для последующих архитектурных стилей.

До наших дней дошли  барельефы, выполненные из гипса, на которых изображены сцены из жизни  богов, исторические события и жанровые зарисовки, которые отражают культуру того времени.

Настоящий расцвет лепнины  из гипса, ее триумф – эпоха барокко, для которой характерны размах роскоши, плавные и сложные криволинейные  формы богато украшенного лепного  декора, масштабные ряды колонн, изобилие скульптур на фасадах домов и  в интерьерах (атланты, кариатиды, маскароны, амуры, ангелочки, гирлянды из фруктов). Родоначальник этого стиля –  великий итальянский архитектор, скульптор, живописец и поэт Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), его основные архитектурные работы – библиотека Лауренциана (1524 г.) во Флоренции, с 1546 г. архитектор собора Святого Петра в Риме, оформление Капитолийского холма (1536-1538 гг.).

В России лепнина из гипса  при возведении зданий стала повсеместно  применяться с началом строительства  Петербурга. Шедевры гипсового лепного  декора создавались подлинными мастерами, которые обладали большим вкусом и тонким пониманием свойств и  декоративных особенностей материала. Особенно отчетливо белый рельеф гипсовой лепки смотрится на голубых (Воронцовский дворец, Крым), желтых (Юсуповский дворец, Крым), розовых и нежно-зеленых оттенках стен. Ажур лепных изделий, обрамляя окна, арки, камины, потолочные карнизы, создает настроение интерьера, наполняет его жизненной силой.

Гипсовая лепнина популярна  и сейчас, неся атмосферу великолепия, благородной солидности и тонкого  королевского вкуса. Мастеров, способных  воплотить эту атмосферу и  сохранить тонкую грань между  стилем и кичем, не много. 

Поверхность готовых гипсовых изделий легко окрашивается: можно  использовать краску одного тона или  нанести сложный рисунок, например, создавать имитацию поверхности  металла, камня или дерева – там, где нет возможности использовать эти материалы или выполняя замысел  автора интерьера. Но чаще используется натуральный цвет гипса – он подчеркивает тончайшие детали рельефа гипсовых изделий, придавая им воздушность, легкость. Благодаря особенностям этого материала  изделия из гипса смотрятся пластично, граница света и тени кажется  плавной.

Гипс – природный материал, а гипсовые вяжущие порошкообразные  материалы, получаемые из него путем  термической обработки и измельчения, имеют уникальное свойство – при  затворении водой (50-70 % от массы гипса), образуется пластичное тесто, из которого умелые руки мастеров создают свои шедевры. Полученные изделия из гипса быстро схватываются и набирают твердость и прочность, которая повышается по мере высушивания.

Применяя гипс, следует  учитывать следующее:

  • При затворении гипс всыпать в воду при непрерывном перемешивании;

Энергичное смешивание вести  не более 2 мин. (с замедлителями схватывания 3 мин.);

  • Не применять гипса в местах, подвергающемуся постоянному увлажнению;
  • При изготовлении гипсовых отливок в формы учитывать, что гипс при твердении увеличивается в объеме на 0,3-1 %, благодаря чему проникает в мельчайшие рельефы формы, позволяя добиться, порой необходимой ювелирной точности и тонкости отливки.

Общая интерьерная композиция создается из отдельных повторяющихся  или оригинальных гипсовых отливок, которые могут быть и простые, такие как карнизы, плинтусы, наличники, так и сложные: капитель колонны, растительный орнамент, маскароны и  т.д.

Изначально всю лепнину  изготавливали только в ручную (от слова «лепить» и произошло ее название) и многое зависело от мастерства лепщика, но талантливых мастеров было немного, поэтому, для изготовления поточных изделий, стали использовать шаблоны и формы.

С помощью шаблона можно  сделать тяги прямых и криволинейных  форм. Элементы декора, которые можно  выполнить с помощью шаблона  прямолинейных тяг: карнизы, пояски, гурты, наличники, филенки, сандрики, кессоны и русты. Шаблон для такой тяги состоит из доски, которой придается определенный профиль или лекала и салазок. Криволинейные тяги: архивольты и обрамления арок, розетки, криволинейные кессоны, наличники окон, своды, ниши, капители и базы круглых колонн выполняют с помощью специального шаблона (воробы), который изготавливают из доски заданного профиля, полозка и радиусной рейки.

Для производства лепнины  методом отливок, используют формы: металлические, деревянные или силиконовые. Металлические или деревянные формы  применяют, если будущая отливка  имеет, в общем, прямолинейные контуры  и небольшие закругления. Для  выполнения сложных отливок криволинейных  форм с поднутрениями, выступающими частями, скульптур, бюстов, капителей колонн и т.д. используют силикон. Прежде чем делать форму изготавливают модель будущей отливки. Она может быть из гипса, глины или пластилина, так называемый скульптурный эскиз. На этом этапе работы очень многое зависит от мастерства художника-лепщика, от его фантазии, опыта работы и, конечно, пожеланий заказчика.  Сложную модель заливают силиконом для получения формы, для дальнейшего изготовления отливок. После высыхания, гипсовая отливка легко вынимается из формы. Фрагменты лепного декора изготавливаются в необходимом количестве и крепятся на поверхность, образуя задуманный рисунок.

К несомненным достоинствам лепнины из гипса относится:

  • Гипс – натуральный экологически чистый материал – не вызывает аллергических реакций;
  • Лепные изделия из гипса, при необходимости, легко реставрируются, при этом используется тот же материал;
  • Возможность изготавливать как несложные изделия, так и выполнять индивидуальные проекты;
  • Гипс обладает высокими термо- и звукоизоляционными свойствами;
  • Лепной гипсовый декор придает интерьеру завершенность;
  • Гипс - природный регулятор микроклимата в помещении благодаря его естественным особенностям – он «дышит» водой.

 


Рис. 1. Античные барельефы, выполненные из гипса. 

 


Рис.2. Лепка из гипса на фоне розовых стен. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История гипсовой  лепнины в нашей стране 

Появившись в России в 17-18 веках, лепнина из гипса сразу  же завоевала всеобщее признание, став излюбленным дизайнерским приемом. Матовость лепнины, так непохожая  на вычурный блеск позолоты, подчеркивала и выделяла яркие краски стен –  розовые, желтые, голубые, зеленые. Кроме этого она великолепно обрамляла окна, арки, камины, колонны и потолки.

Гипсовая лепнина тех времен имела свои достоинства и недостатки. Главным плюсом была мягкость и податливость материала, благодаря чему он мог принимать и удерживать любую форму. Однако же гипс отличался довольно высокой стоимостью, поэтому зачастую к нему добавляли алебастр, мрамор или гранитный порошок.

Изготовление лепнины  в России осуществлялось вручную, от начала до финальных штрихов. Сам  процесс изначально был близок к  созданию резьбы, ведь иногда необходимым  инструментом мастера был нож. Уникальность и индивидуальный стиль, присущий каждому  элементу гипсовой лепнины, придавали  ей изящество и красоту.

Зарождение лепного декора в нашей стране началось во время  стиля барокко.  Лепнина сгладила и смягчила ломаные линии стен и беспорядочные изгибы, присущие этому стилю, дополнив их различными украшениями: амурами, гирляндами, вазами с фруктами и т.д. Однако такое изобилие очень гармонично вписывалось в интерьер, не создавая эффекта напыщенности и излишества. Воочию убедиться в этом можно и сегодня. Одним из таких примеров лепного декора является дворец Монплезир в Петергофе.

В 18 веке с приходом классического  стиля, лепные украшения стали обрамлением  четких вертикальных и горизонтальных линий, противопоставляя гладкости  стен и потолков эффектный рельеф. Главной особенностью интерьера  в то время было отсутствие излишеств. Гипсовая лепнина не покрывала полностью потолки и стены, а присутствовала лишь в отдельных декоративных элементах.

В начале 19 века актуален стиль  ампир и военная тематика. Лепной декор того времени подчеркивал  могущество и силу. Лавровые венки, горящие факелы и прочие элементы военной атрибутики максимально  заполняли все пространство стен и специально отведенных ниш.

Конец 19 – начало 20 века в  России ознаменовались полным отсутствием  стиля. В это нелегкое революционное  время, в связи с некоторой  остановкой в развитии культуры, лепной декор практически не применялся. Необходимы были строгие объемы, а  также четкие, тщательно спланированные функциональные решения: встроенные ниши и компактная мебель.

В 20 веке лепнина вновь  возвращается в интерьер, предоставляя многим стилевым направлениям свободу  для экспериментирования. В стиле  хай-тек, которому присущи выставление напоказ функциональных характеристик предмета интерьера, а также широкое использование стекла, бетона и металла, лепной декор подчеркивает строгость и геометрию, удачно расставляет необходимые акценты и служит своеобразным «ярким пятном». Стиль китч придает лепнине вычурность и насыщенность, склонную к эпатажу. С приходом колониального стиля, с его фактурными грубыми белыми стенами, напоминающими необработанную штукатурку, гипсовая лепнина имитирует старую, потрескавшуюся поверхность, словно бы прошедшую сквозь многие века и поколения.

Если говорить о настоящем  времени, то современная мода в этом плане абсолютно лояльна и  предполагает использование абсолютно  любых стилевых направлений, от барокко  до модерна. Изменилась лишь технология изготовления лепного декора, а пристрастия  и вкусы людей остались прежними.

 

 

3. Гипсовые розетки и их виды

 

Розетка - (от франц . rosette, букв. - розочка), орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (напр., розы).

Гипсовые розетки (розетты) украшают центральную часть плафонов и одновременно маскируют крюки для осветительной арматуры. По форме розетки бывают круглые, овальные, ромбообразные.

Со времени античной архитектуры  и до наших дней гипсовая лепнина в качестве приема  декорирование потолков считается символом респектабельности и роскоши. Она идеально вписывается в рамки любого архитектурного стиля, будь то классицизм, ампир или хай-тек. Для оформления верхней части стен используют карнизы, молдинги и фризы, но основным элементом  лепного декора для построения композиции являются потолочные розетки. Как сделать правильный выбор?

Информация о работе Гипсовые розетки