Дизайн современного города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

ХХ век по праву называют «веком индустриального дизайна». Родившийся на рубеже XIX и XX столетий он на волне промышленной, а затем и научно-технической революций, стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Призванный создавать удобные и эстетичные вещи для человека, формировать комфортную предметную среду, индустриальный дизайн в ХХ веке начал стремительно расширять свои сферы. «От софы до среды города» – очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, «от иголки до самолета» – заявляли они в 1960-х (В. Аронов).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

Стирание границ между экстерьерными и интерьерными пространствами города (функционально-пространственный аспект). «Границы» в архитектуре, будь то стены города или здания, всегда играли ключевую роль, функционально необходимые, они становились и важной композиционной составляющей, фиксируясь и выделяясь в пространстве .

Авангардно мыслящие архитекторы уже с эпохи «современного движения» пытались разрушить эту традиционную границу между интерьерным пространством здания и окружающей его средой, хотя бы на визуальном уровне (органическая архитектура Фрэнка Лойда Райта, модернизм Миса Ван дер Рое и Алвара Аалто). Задачу «разрушения стены» продолжили архитектура и дизайн постиндустриализма. Но средством для ее решения становится комфортность среды: повышение ее уровня во внешнем пространстве до интерьерного – значит разрушить и границу между ними, причем не только визуально, но и функционально, эргономически, эмоционально-психологически .

 

Раздел 2.3. «Дизайн-пространство» как новый тип высоко комфортных городских пространств». До недавнего времени считалось, что организация пространства является прерогативой деятельности архитектора . В     ХХ веке появились и начали распространение новые типы пространств, которые «по своему определению» не являются предметом архитектурной деятельности. Примером таких «не архитектурных пространств» являются технически оснащенные кабины современных машин и механизмов, салоны авиалайнеров, автобусов, автомобилей, железнодорожных вагонов. Несмотря на то, что эти объекты в основном предназначены для относительно непродолжительного пребывания в них человека, к ним предъявляются повышенные требования по уровню комфортности, безопасности эксплуатации, а также компактности и особой рациональности использования полезной площади и пространства. Это обусловлено, во многом, как экономическими соображениями, так и логикой здравого смысла.

Кроме того, в последнее время все большее распространение получают относительно компактные технические устройства специального назначения, автономно функционирующие в необитаемой (для человека) среде. Они обладают внутренним, как правило, многофункциональным пространством для пребывания в нем человека достаточно продолжительное время – от нескольких часов до нескольких месяцев и более. Как правило, такие устройства снабжены специальным комплексом жизнеобеспечения и особой конструкцией, защищающей пассажира от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Примером таких компактных многофункциональных пространств могут служить каюта космического корабля или батискафа, салон орбитальной станции или субмарины

Небольшие сооружения, обладавшие внутренним микро пространством, существовали издавна. Это и беседки для отдыха, торговые киоски и ларьки, кареты и почтовые дилижансы, пассажирские железнодорожные вагоны и каюты парохода. Но они организовывались, как правило, по архитектурным канонам, либо сугубо инженерным принципам без проведения специальных эргономических исследований и построения соответствующих моделей. Кроме того, и техническое оснащение таких микро пространств либо отсутствовало вообще, либо осуществлялось на довольно примитивном уровне.

Отличительными признаками формообразования объектов дизайна являются компактность и рациональность, мобильность и вариабельность, использование в их производстве новейших материалов и технологий, эффектность внешнего вида изделия, возможность его изменения и адаптации к меняющимся условиям. Все эти качества дизайнер переносит и на проектируемое им пространство. Кроме того, призванный обеспечить комфортность окружающей человека предметной и пространственной среды, дизайн во главу угла ставит эргономическую составляющую – принцип эргоцентризма. Для обозначения такого пространства, построенного на методах дизайна, в работе вводится понятие «дизайн-пространство». Его основными отличительными признаками являются:

- многофункциональность, а  вследствие этого высокий уровень  мобильности и вариабельности  как дизайн - пространства в целом, так и формирующих его элементов;

- компактность и соразмерность  человеку, его геометрические размеры  определяются главным образом  на основе эргономических требований  при выполнении необходимых – в связи с предназначением дизайн -пространства – функциональных действий;

- высокий уровень комфорта (физиологического, эмоционально-психологического, эстетического) и технического оснащения, а следовательно, интерактивность и интеллектуальность дизайн-пространства, способного реагировать на различные типы потребителя и подстраиваться под меняющиеся ситуации.

Как показывает исследование, использование таких высоко комфортных пространств микроуровня – дизайн -пространств – сегодня все больше выходит за пределы транспорта и производственной сферы, находят распространение при организации жилой среды, интерьеров общественных пространств, градостроительного партера, становясь новым шагом в развитии последнего по уровню комфортности и технического оснащения.

В работе были рассмотрены принципы различного взаимодействия дизайн - пространств с архитектурными пространствами:

- «тождество пространств», когда дизайн-пространство по  своим габаритам совпадает с архитектурным и фактически является им;

- «дизайн-пространство в  архитектуре», выделяясь в архитектурном  пространстве физически (стенами, перегородками, рельефом и пр.) или условно, психологически (цвето-графически, светом, фактурой материала, микро пластикой рельефа и пр.);

- «архитектура в дизайн -пространстве» в виде художественной стилистики формообразования дизайн-пространства в целом, включения в качестве декоративного фрагмента или визуального контакта с архитектурным контекстом («окно в архитектуру»).

Основным результатом второй главы стало раскрытие содержание понятия «дизайна городской среды» как особого вида проектно-художественной деятельности, основанной на синтезе дизайна с архитектурой градостроительством и монументально-декоративным искусством.

Выявлены основные этапы его становления, а также современные тенденции в дизайне города, связанные с переходом нашего общества в постиндустриальную стадию. Ими стали:

- «ландшафтная морфология»  в формообразовании градостроительного партера современного города;

- «индивидуализация» и  повышение художественной выразительности  архитектурно-градостроительных ансамблей  формированием их «ло-кальных архитектурно-художественных стилей» с использованием одного из ведущих методов дизайна – «фирменных стилей» и комплексного подхода в организации предметно-пространственной среды;

- «интеллектуальность» и  «интерактивность» элементов предметно-пространственной  среды города и градостроительного  партера в целом;

- «стирание границ между  интерьерными и экстерьерными пространствами» города повышением уровня комфортности последних.

Техническое развитие нашей цивилизации привело к появлению в       ХХ веке «дизайн-пространств» – новых типов пространств, технически оснащенных и высоко комфортных, компактных и сомасштабных человеку, которые организуются отличными от традиционных архитектурных проектными методами эргономики и дизайна. Возникшие первоначально на транспорте, в сложных по управлению механизмах и производствах, специализированных пространственных образованиях с автономной системой жизнеобеспечения, затем в мобильных жилых объектах, сегодня высоко комфортные пространства микроуровня, строящиеся на основе формообразующего принципа постиндустриального дизайна – эргоцентризма – находят все большее распространение при организации предметно-пространственной среды, выводя последнюю на качественно новый уровень комфортности.

Глава 3. «Город и человек: теоретико-методологическая модель-концепция комплексной организации предметно-пространственной сре-ды города» включает три раздела, в которых рассматриваются дедуктивный (традиционный) и индуктивный (альтернативный) подходы к организации пространственной среды города, а также принципы их взаимодействия в теоретико-методологической модели-концепции комплексной организации предметно-пространственной среды города.

В разделе 3.1. «Организация пространственной структуры города на основе традиционного дедуктивного подхода» рассматривается сложившаяся в архитектурно-градостроительной практике ХХ века «теоретическая градостроительная модель» (традиционный подход, основанный на общенаучном принципе дедукции) и ее особенности на современном этапе.

Несмотря на то, что история строительства городов насчитывает не одну тысячу лет, целеустремленное накопление знаний о градостроительстве начинается лишь со второй половины ХIХ в., а на рубеже XIX-XX вв. градостроительство впервые обращается к единой функционально-планировочной организации города в современном понимании этой задачи (З. Яргина). Стройная теоретическая модель градостроительства сложилась только во второй половине ХХ века. Основанная на общенаучном принципе дедукции она включила следующие иерархические уровни объекта градостроительного проектирования: единая система расселения – региональная система расселения – субрегиональная система расселения – город – планировочный район города – жилой район – фрагмент жилого района .

Стремящаяся к целостной иерархически выстроенной системе организации пространственной структуры города дедуктивная градостроительная модель стала своего рода отражением социального и научно-технического прогресса ХХ века, массового крупномасштабного индустриального строительства, щирокомасштабного процесса урбанизации, выходящих из под контроля роста и расползания городов, превращения их в мегаполисы.

Направленная на первоочередное решение задач глобального характера (проблемы экологии в рамках системы расселения, оптимизации функционального зонирования и управления развитием городских территорий, организации архитектурно-планировочной структуры и инфраструктур города) дедуктивная градостроительная модель вопросы гуманитарного характера, как более частные, отодвигала на второй план. Проектирование пространственной композиции архитектурно-градостроительных ансамблей при таком подходе ограничивалось, как правило, уровнем планировочных схем и макета, обеспечивавшего ее восприятие с высоты «птичьего полета». Возникнув изначально для человека, города в процессе своего развития  стали все больше от него отдаляться. В определенном смысле ситуация становилась тупиковой.

Среди проблем в организации предметно-пространственной среды города, возникших в рамках сложившегося дедуктивного подхода, были выделены следующие пять групп:

1. композиционные – традиционные средства организации пространственной композиции города как единого ансамбля, основанные на «методе объемного макетирования», в современных условиях организации сложных пространственных структур, включая подземную урбанистику и обширные территории городских агломераций, становятся малоэффективными; все острее ощущается необходимость в формировании развивающихся во времени объемно-пространственных композиций с учетом их реального восприятия человеком;

2. экологические, вызванные оторванностью жителя современного ме-гаполиса от естественного природного окружения; проблемы обостряются еще и тем, что техногенность в современной цивилизации коснулась непосредственного предметного окружения человека, увеличив тем самым еще больше дефицит природного компонента;

3. масштабности застройки человеку – в особенности эта проблема остро стоит в многоэтажных «спальных районах», где в условиях ограни-ченности средств организация градостроительного партера находится на примитивном уровне, либо отсутствует вообще;

4. информативности – низкая информативность архитектурной среды в периферийных районах города и потребность в специальных навигаци-онных системах в переусложненных функционально-пространственных структурах современных городских центров;

5. художественной целостности и выразительности в условиях массовой индустриальной застройки.

Обозначенные группы проблем, связанные с организацией предметной среды города, не могут быть успешно решены без широкомасштабного подключения дизайна, и, в частности, дизайна городской среды, накопившего в этой области значительный арсенал проектно-художественных средств.

Раздел 3.2. «Организация пространственной структуры города на основе альтернативного индуктивного подхода» посвящен организации пространственной структуры города на основе альтернативного индуктивного подхода, базирующегося на принципах эргоцентризма; предпосылкам его становления и методу «сценарных карт», на основе которого формируется «индуктивная градостроительная модель».

В кон. XIX – нач. ХХ вв. в градостроительстве США начал складываться кардинально новый подход к формированию архитектурно-планировочной (пространственной) структуры города. Подчиненная вопросам функциональной и экономической целесообразности, оптимального построения транспортной инфраструктуры архитектурно-планировочная организация города полностью игнорировала традиционные для европейских городов  каноны построения пространственной композиции города и принципы архитектурно-художественной ансамблевости. Отсутствие жесткого «композиционного» диктата, несущего в основе своей формальный характер, создало благоприятные условия для организации в таких градостроительных образованиях относительно автономной (композиционно и функционально) пространственной структуры в уровне первых этажей застройки – градостроительного партера. Организация этого пространства и его предметного наполнения начали вестись при активном использовании проектно-художественных методов дизайна.

Во второй половине ХХ века в послевоенной Европе в ответ на разворачивающееся широкомасштабное индустриальное строительство получило распространение проектное направление в организации архитектурно-пространственной среды города «контекстуализм» или «средовой подход». В профессиональном языке архитектора и дизайнера  появляются понятия «градостроительный партер», «сценарный подход», «видовой (зрительный) кадр», «режиссура и театрализация городского пространства». Тем самым был очерчен предметный круг деятельности и определен спектр решаемых задач в области организации предметно-пространственной среды города. При этом в своих проектах организации городского пространства сторонники средового подхода шли «от человека (зрителя)» его психофизиологических особенностей, уровня художественно-эстетической подготовленности к восприятию. Таким образом , в кон.1970-х – нач.1980-х гг. были заложены методологические основы нового, альтернативного, подхода к организации городского пространства: от человека и его предметного окружения – к предметно-пространственной среде города; появившиеся в это время пешеходные улицы стали яркой формой их реализации . Несмотря на то, что в условиях диктата массового индустриального строительства средовой подход был в значительной степени ограничен в своем развитии, он принес с собой много идей в рамках концептуального проектирования . Современное постиндустриальное общество представляет качественно новые технические и интеллектуальные возможности для развития этих идей и формирования альтернативного индуктивного подхода к организации пространственной структуры города.

Информация о работе Дизайн современного города