Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:21, реферат

Краткое описание

Архитектурный ордер – художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закреплённая традицией в нескольких вариантах, отличающихся общим характером композиции, строго установленными составом, формой и взаиморасположением элементов, а тек же своими профилями и орнаментом.
Название «ордер» происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Впервые это слово встречается у Витрувия, римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н.э., автора трактата «Десять книг по архитектуре». Сам Витрувий утверждал, что при описании ордерных композиций пользовался более ранними трудами греческих авторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Dorichesky_i_ionichesky_order.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)


 

Российская академия художеств

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный  академический

институт живописи, скульптуры и архитектуры

имени И.Е.Репина


                        Факультет теории и истории  искусств

                    кафедра русского (зарубежного) искусства

Реферат

 

 Дорический и  ионический ордера в архитектуре  древней Греции

 

 

Выполнил студент:

____курса

                                отделения

______________________

(фамилия,  

_______________________

имя, отчество)

_______________________

(подпись)  

 

Научный руководитель:

_______________________

(ученая степень,  звание)

_______________________

(фамилия,  и.о.)

_______________________

(подпись)  

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013  г.

 

Введение

 

Архитектурный ордер –  художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закреплённая традицией в нескольких вариантах, отличающихся общим характером композиции, строго установленными составом, формой и взаиморасположением элементов, а тек же своими профилями и орнаментом.

Название «ордер» происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Впервые это слово встречается у Витрувия, римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н.э., автора трактата «Десять книг по архитектуре». Сам Витрувий утверждал, что при описании ордерных композиций пользовался более ранними трудами греческих авторов.

Основные греческие ордера – дорический и ионический. Они  встречаются уже в первых известных  науке каменных сооружениях в  первой половине VI в. до н.э.

Главные части греческого ордера:

-  стереобат - основание, покоится на верхнем ряде кладки фундамента

-  колонны - вертикальные опоры, главный несущий элемент

- антаблемент – завершающая часть конструкции, состоящая из 3-х частей:

1) архитрав – главная балка, опирающаяся на колонны, передающая нагрузки от вышерасположенных частей

2) фриз – средняя часть, несущая декоративную нагрузку

3) карниз – венчающая часть, над которой располагается кровля

Противопоставление  несущих и несомых частей здания, соотнесение каждого элемента с другими, расположенными выше и ниже составляют основу выразительности ордера. Этот принцип архитектурной выразительности называется тектоникой. Также важной чертой классического ордера является сомасштабность человеку, при изменении геометрических размеров пропорциональность частей ордера не меняется. Характерно, что ни одна другая архитектурная система не позволяет создавать различные по размеру сооружения без изменения пропорциональных соотношений.

 

Греческий дорический ордер

 

          Название дорического ордера происходит от дорийских племён, вторгшихся в Грецию с севера на рубеже XII-XI веков до н.э. и положивших конец преобладанию ахейцев в крито-микенской культуре. Дорийцы расселились в материковой Греции, на этой территории и сложился дорический ордер. Ордерные постройки, как целостные художественные композиции появляются в начале VI века до н.э. Все исследователи архитектуры, начиная с Витрувия, сравнивают пропорциональный строй дорического ордера с мужской красотой,    подчёркивая    тем    самым   его   мощный,    монументальный  и

 

 

торжественный характер. Дорический ордер скуп в применении декора, он сам по себе является основным выразительным элементом строения.

          В дорическом ордере колонна  лишена базы, она устанавливается непосредственно на стилобат. Колонны достаточно массивны, в ранних каменных постройках отношение диаметра к высоте составляло 1:5. В дальнейшем пропорции колонн становились более лёгкими, но не достигли изящества ионического ордера. Ствол колонны суживается кверху от самого низа, но не равномерно. Заметное сужение начинается примерно с 1/3 высоты ствола. Поверхность колонны усложнена каннелюрами (от французского – «желобок»). В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями, одна непосредственно переходит в другую, не оставляя гладкой цилиндрической поверхности ствола. Обычно количество каннелюр в постройках классического периода составляет 20. Капитель (от латинского «голова») – венчающая часть колонны, на которую визуально опираются расположенные выше элементы. В дорическом ордере капитель отделяется от ствола горизонтальными врезами, их бывает от 1 до 4. Дорическая капитель состоит из двух частей – эхина и абаки. Абака (от греческого «стол») – квадратная плита, изображающая элемент, который подкладывали под балку при сооружении деревянных предшественников ордера. Эхин – круглый элемент, напоминающий подушку или усечённый конус. Он передаёт нагрузку от прямоугольных частей антаблемента на круглый ствол колонны. Нижняя часть эхина украшалась врезными поясками, их количество варьировалось от одного до пяти.

         Антаблемент дорического ордера  состоит из трёх элементов  – архитрава, фриза и карниза.  Дорический архитрав гладкий,  без каких либо членений или  декора, сверху завершается небольшой  полочкой  - тенией. Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – вытянутые по вертикали прямоугольники, лежащие в одной плоскости с фасадной стороной архитрава, их поверхность усложнена вертикальными врезами. Метопы слегка углублены относительно триглифов и архитрава, имеют почти квадратную форму, в классических памятниках они часто украшались скульптурными горельефами. С нижней стороны тении под каждым триглифом располагалась небольшая полочка. На каждый пролёт между колоннами по три триглифа и две метопы.

        Карниз – венчающая часть антаблемента. Карниз резко выступает вперёд, нависая над остальными частями и защищая их от осадков. Основой служит выносная плита, прямая в ранних памятниках и с небольшой подрезкой снизу, предотвращающей подтекание воды – в классических произведениях. Нижняя поверхность плиты снабжена прямоугольными выступами. На главном и боковом фасадах дорического ордерного сооружения карниз решается по-разному. С торцевой стороны здания над карнизом расположена стена треугольного очертания, заглублённая относительно плоскости архитрава и фриза. С боковых сторон эта стена обрамлена наклонными краями скатов кровли, обработанными такими же профилями, как и карниз. Весь треугольник

 

с окружением карнизов называется фронтон. Наклонные  карнизы фронтона отличаются от горизонтального  наличием водосточного желоба – симы. Поле фронтона часто украшалось скульптурой: барельефом, горельефом или статуарными группами. По углам фронтона располагались скульптуры или орнаментальные украшения.

         Скульптура храма, а так же  отдельные детали фриза и карниза  могли быть полихромными. В расцветке  предположительно преобладали красный  и синий, возможно жёлтый тона. Это должно было придавать  ордерным композициям более декоративный  характер. Однако вопрос о полихромной  расцветке греческих храмов в  научной литературе остаётся  открытым.

 

Греческий ионический ордер

 

        Название ионического ордера происходит от родственных дорянам ионийских племён, заселивших материковую Грецию. Ионический ордер складывается позже дорического и существует в двух основных вариантах – малоазийском и аттическом. Малоазийский  вариант в первоначальном виде, без фриза, появляется в середине VI века до н.э. Аттический вариант впервые возникает в 525 г. до н.э. как модификация малоазийского в сокровищницах, построенных ионийцами в Дельфах. Дальнейшее развитие ионического ордера происходит уже в V веке до н.э. при постройке ансамбля афинского акрополя, где эта ордерная система получает своё наивысшее развитие. Ионический ордер традиционно сравнивают с утончённой и изысканной женской красотой, дополненной всяческими украшениями. Нельзя точно утверждать, пытались ли греки передать в ордерных композициях принципы мужского и женского начала, но такие ощущения классические ордера вызывают у многих поколений исследователей и зрителей.

        Основанием ионического храма,  так же, как и дорического служил  стереобат. Чаще всего он имел  три ступени, но иногда делался  более высоким, так же мог  иметь ступени только со стороны  главного фасада, а с остальных  сторон основание ограждалось  вертикальными стенками. Такое основание  получило распространение в римской  архитектуре. Колонна ионического ордера делится на три части – база, ствол, капитель. База является опорной частью колонны, иногда опирается на плинт, квадратную плиту, которая не считается обязательным элементом. База состоит из чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. Выпуклые элементы (полувалы) часто украшались орнаментальной плетёнкой или горизонтальными желобками, аналогичными каннелюрам. Вогнутые элементы (скоции) обычно оставались гладкими. За счёт различной композиционной компоновки полувалов и скоций мастера Аттики и Малой Азии создавали различные по характеру по характеру базы, добиваясь выразительной тектоники основания колонны.

       Ионическая колонна стройнее дорической по пропорциям: её высота в эпоху архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять.

 

Утонение ствола было так же меньше, чем в дорическом ордере. Поверхность ствола обрабатывалась 24 каннелюрами, представлявшими половину окружности, борозды отделялись друг от друга цилиндрическими дорожками. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням игра светотени на ионических колоннах гораздо эффектнее. В стремлении к изяществу и лёгкости композиций греческие зодчие расставляли колонны широко друг от друга.

      Ионическая капитель в отличие от однотипной дорической встречается в большом количестве вариантов. Капитель состоит из прямоугольной абаки, которая к концу VI века до н.э. приближается к квадрату. Ионическая абака весьма тонкая и выглядит почти как дощечка, подкладываемая под балку. Под абакой располагаются подушка с волютами и эхином. Волюты со стороны фасада выглядят как завитки, по боковым же сторонам капители соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Балюстры напоминают свиток. Эхин располагается под подушкой и между волютами, как бы выходит из-под них. Эхин и абака ионической капители часто украшены богатой порезкой, мелкой у абаки и более крупной, в виде иоников, у эхина. Ионики представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся с листьями и стрелками. В связи с тем, что главный и боковой фасады ионической капители выглядят по-разному, возникла необходимость особого решения угловых капителей. Со второй половины V века до н.э. начинают встречаться капители, у которых угловая волюта повёрнута под углом 45о к обоим фасадам. Антаблемент, так же как и кровля в малоазийском и аттическом вариантах решались по-разному.

         Малоазийская база почти не  расширяется книзу, отличается  большой сложностью прорисовки. Её основу составляют основание,  близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось  ещё одно основание из трёх  элементов в виде двойного  валика каждый, разделявшихся двумя  скоциями. Такие базы встречаются  чаще всего – они были повсеместно  распространены в Греции вплоть  до эпохи эллинизма. В наиболее богатых сооружениях в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой .

        Антаблемент малоазийского ионического  ордера состоит из архитрава и карниза. Архитрав разделяют на три гладкие полосы (фасции) небольшие горизонтальные уступы. Между архитравом и карнизом располагается пояс зубчиков (дентикулы). Венчающая часть украшалась очень богатой орнаментальной порезкой. Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской.

       Возникновение второго варианта  ионического ордера – аттического  – связано со строительством  важнейших греческих сооружений, в первую очередь ансамбля  афинского Акрополя. Акрополь создавался  как всеэллинский центр, архитектура  которого должна быть близкой  представителям разных областей  Греции. Поэтому ионический аттический  ордер представляет собой некий  сплав греческих архитектурных  традиций и направлений.

  

 

   Аттическая  база расширяется книзу, обозначая  передачу давления от колонны  на основание. База состоит  из двух торусов, разделённых скоцией, причём именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.

      Антаблемент аттического ионического  ордера состоит из трёх частей, как в дорическом ордере. Фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом. Выносная плита не поддерживается зубчиками.

      Колонны в целом не отличаются  от малоазийского варианта. В  небольших храмах существуют  портики, в которых колонны  заменены статуями девушек. Эти скульптуры украшены богатыми одеждами, что соответствует устремлениям архитектуры к максимальной декоративности решений. Кровля по своему устройству не отличается от дорической.

      После строительства Афинского  Акрополя аттический ионический  ордер получает распространение  по всей Греции. В последующие времена, в эпоху эллинизма ионический ордер почти не развивался. Изменения сводились к большей украшенности деталей, более детальной прорисовке отдельных профилей, сочетанию деталей из разных ордеров. Принципиальные изменения в классических античных ордерах произошли в дальнейшем уже в римской архитектуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Иллюстрации

 

                       Схема дорического ордера классического  периода.

 

 

    Храм Афины Полиады а Приене, около 335 г. до н.э. Схема ионического                       

     малоазийского ордера без фриза.

 

                               Схема ионического аттического  ордера

 

 

 

 

 

 

                 Схема ионического малоазийского  ордера с фризом

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Всеобщая история архитектуры  в 12 томах. Том 2. Архитектура античного  мира (Греция и Рим). М.: Издательство литературы по строительству, 1973
  2. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима. М.: Архитектура-С, 2006
  3. Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Архитектура-С, 2006

Информация о работе Дорический и ионический ордера в архитектуре древней Греции