Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:41, реферат
Дороманский период охватывает 9-10 вв.В результате упадка Римского государства (в 476 г. в западной части Римского государства была свергнута императорская власть и Рим был захвачен варварами) , произошел упадок строительной техники. Это не могло не отразиться на архитектуре.
Варвары не знали городов, у них преобладала сельскохозяйственная система быта. Это было время господства поместий, усадеб, деревень. Варварские поселения, несмотря на кажущийся хаос, были не лишены известной системы в группировке строений. По результатам раскопок нигде не был обнаружен общественный центр — площадь для собраний и празднеств.
Дороманский период. Градостроительство
Дороманский период охватывает 9-10 вв.В результате упадка Римского государства (в 476 г. в западной части Римского государства была свергнута императорская власть и Рим был захвачен варварами) , произошел упадок строительной техники. Это не могло не отразиться на архитектуре.
Варвары не знали городов, у них преобладала сельскохозяйственная система быта. Это было время господства поместий, усадеб, деревень.
Варварские поселения, несмотря на кажущийся хаос, были не лишены известной системы в группировке строений.
По результатам раскопок нигде не был обнаружен общественный центр — площадь для собраний и празднеств.
Практически все дома поселения строились глухим торцом в сторону господствующих ветров. В планах они являются вытянутыми прямоугольниками (в среднем 5×25 м), в интерьере разделенными столбами на три продольные части.
Первоначально стены этих домов представляли собой плетенку с глиняной обмазкой. Такой тип построек получил название «трехнефная халле».Этот тип господствовал там, где издавна наряду с земледелием процветало скотоводство. В таких постройках содержали скот, хранили сено. Человеческим жилищем они тоже служили, но это не было их главной функцией. С ростом благосостояния и распадом родовых хозяйств, скот стали выводить в особые помещения.
Разумеется, этот тип построек не был единственным. Встречались и небольшие прямоугольные дома «антового» типа (постройки с сенями).
Но во всех типах наблюдается ряд схожих тенденций: вход с продольной стороны, отсутствие проемов с наветренной стороны.
Судя по данным раскопок, каркасные постройки («фахверки») преобладали на территории бывшей Западной Римской империи.
Рубленые сооружения («срубы») встречались очень редко — они были распространены у славянских племен и отчасти у скандинавов. Фахверк был чрезвычайно распространен у германцев.
Поселения германцев не имели ограждений. В случае опасности жители и скот укрывались в «бургах» — особых участках, защищенных рвами, палисадами и деревянной башней на естественном или насыпном холме.
Дороманский период 2
Период дороманского искусства, в свою
очередь, предполагает трехчастное деление:
раннехристианское искусство, искусство
варварских королевств, искусство Каролингской
и Оттоновской империй.
В раннехристианский период,
после Миланского эдикта о веротерпимости
(313 г.), христианство стало официальной
религией, и культовые сооружения, ранее
находившиеся в катакомбах, становятся
наземными. Появляются первые Христианские
храмы — базилики, которые до нашего времени
практически не сохранились. Сохранились
только отдельные здания центрического
типа (круглые, восьмигранные, крестообразные
в плане), чаще всего это так называемые
баптистерии (крещальни). В их внутреннем
украшении использовались мозаика и фреска,
в которых проявились основные черты средневековой
живописи:
• отрыв от реальности
(свойственной античной традиции),
• символика,
• условность изображения,
• мистичность образов
с помощью таких формальных элементов,
как увеличение глаз, бестелесность изображений,
молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности
в изображении фигур согласно духовной
иерархии.
Еще дальше уходит от античных
традиций искусство варварских королевств.
Варварские королевства сложились в IV—VI
вв. Варвары сразу же приняли христианство,
но в их искусстве наблюдалось сильное
влияние язычества.
Чем дальше на север, тем
менее романизация оставила свой след
в искусстве этих королевств, тем больше
в нем элементов язычества. Трудней всего
прививалось христианство в королевствах
Скандинавского полуострова и Дании. До
XI в. здесь не развивалась культовая архитектура.
В IX—Х вв. стали воздвигать на перекрестках
дорог каменные, украшенные рельефами
кресты. Судя по найденным в курганах-гробницах
предметам декоративно-прикладного искусства,
в отделке доминируют зверино-ленточный
и геометрический типы орнаментов, а изображения
зверей и мифологических чудовищ плоскостны
и стилизованы, что весьма типично для
языческого искусства.
Англия и Ирландия того
периода были лишь поверхностно романизированы.
Их первые христианские культовые сооружения
вообще были лишены декора и крайне примитивны.
Средоточием художественной жизни в этих
странах стали монастыри, со строительством
которых получило распространение искусство
книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались
в основном геометрическими орнаментами.
Геометричными же были и изображения людей
и ангелов, выполненные в примитивной
манере.
В архитектуре Остготского
и Лангобардского королевств прослеживается
более отчетливая связь с античностью,
но в ней сильны элементы варварского
зодчества. Храмы и баптистерии того периода
имели круглую форму, купол был выдолблен
из камня, грубо обтесан. Появляются надгробные
плиты с сюжетами на христианскую тематику,
выполненные в технике плоского рельефа.
К характерным особенностям
архитектуры варварского королевства
следует отнести крипты — подвальные
и полуподвальные помещения под базиликами.
Во Франкском королевстве
развивается искусство книжной миниатюры,
которая украшалась изоморфными заставками
из стилизованных фигурок животных. Искусство
варваров сыграло свою положительную
роль в развитии нового художественного
языка, освобожденного от пут античности,
и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного
направления, вошедшего впоеледствии
как составная часть художественноготворчества
классического Средневековья.
В искусстве Каролингской
и Оттоновской империй отличительной
чертой является своеобразный сплав античных,
раннехристианских, варварских и византийских
традиций, особенно проявившийся в орнаменте.
Архитектура этих королевств ориентирована
на римские образцы. Это базилики, центрические
храмы, выполненные в камне, дереве или
смешанной техникой. Внутренний декор
составляют мозаика и фреска.
Постепенно усиливается
оборонительный характер храмов (на храмах
появляются башни). Памятником архитектуры
того периода является капелла Карла Великого
в Аахене (около 800 г.). Здание имеет суровый
и величественный вид. Развивается монастырское
строительство.
В Каролингской империи
было построено 400 новых и расширено 800
существовавших монастырей. Они имеют
сложную и точную планировку (монастырь
Сен-Гален в Швейцарии). В императорских
резиденциях в Аахене и Нимвегене появляются
прообразы будущих феодальных замков,
первые образцы светского строительства.
Эпоха каролингов оставила
нам замечательные памятники книжной
миниатюры. В монастырских скрипторнях
и библиотеках переписывались, иллюстрировались
и хранились христианские и античные тексты
религиозного и светского содержания.
Книги великолепно украшались, миниатюры,
выполнялись в технике гуаши с применением
золота. Из книжных памятников того времени
наиболее известны «Евангелие Карла Великого»
(до 800 г.), «Аахенское Евангелие» (нач. IX
в.), «Утрехтская псалтирь» (около 820 г.),
в которой пером и чернилами в четкой графической
манере выполнены иллюстрации на библейские
темы.
Искусство Оттоновской
империи, во главе которой в 962 г. стал королевский
дом Оттонов, можно назвать предтечей
романского стиля или предроманским искусством.
Сохранились лишь памятники культового
строительства. О светских архитектурных
сооружениях (усадьбах-пфальцах) сохранялось
лишь упоминание в литературе. В церковной
архитектуре преобладает базиликальный
тип, внутренний декор церквей становится
проще, мозаику сменяет фреска, иногда
имитирующая ковры. В книжной миниатюре
окончательно складывается романская
стилистика с линеарно-пластической трактовкой
формы. Характерным памятником книжной
миниатюры того времени является "Евангелие
Оттона III".
Капелла императорской резиденции в Ахене (788—805 гг., Германия)
В куполе капеллы находится мозаичное изображение восседающего на троне Христа в окружении двадцати четырех старцев и четырех символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), тельца (Лука) и орла (Иоанн)