Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:53, доклад
Начнём с градостроительства. Идеальными городами, помимо чисто вымышленных, считаются города, создававшиеся по единому проекту застройки и принципу рациональности или конкретной научно-философской установки, нередко с целью воплощения утопических идей.
Желание создать идеальный город прошло вместе с человечеством через всю его историю, начиная со времен античности. Но как никогда это желание было сильно в эпоху Возрождения, когда город был привилегированным местом, где разворачивалась история человечества.
Тема моего доклада – «Идеальные города». Данный вопрос достаточно разносторонен, так как его можно рассматривать с нескольких позиций, а также проводить классификацию и сравнения по многим критериям. Мне бы с вашего позволения хотелось рассмотреть данную тему с позиции градостроительства и планирования, а также со стороны социально-общественной.
Начнём с градостроительства. Идеальными городами, помимо чисто вымышленных, считаются города, создававшиеся по единому проекту застройки и принципу рациональности или конкретной научно-философской установки, нередко с целью воплощения утопических идей.
Желание создать идеальный город прошло вместе с человечеством через всю его историю, начиная со времен античности. Но как никогда это желание было сильно в эпоху Возрождения, когда город был привилегированным местом, где разворачивалась история человечества. Начиная с XV столетия, накопленные теоретические знания и споры об идеальном городе, не имевшие, однако, реальных воплощений и подкреплений, достигли такого напряжения, что эта тема стала основополагающей в теории искусства и архитектуры Ренессанса. В эпоху Возрождения стремление сделать город сочетанием принципов функциональности и эстетики достигло своего апогея.
Итальянские архитекторы разрабатывали модели идеальных городов, представлявших в плане правильные круги или квадраты, где господствовал бы чистый воздух, а в дома подавалась свежая вода. Первые попытки воплотить эти идеи на практике были сделаны в итальянских городах в XVI в.
Одним из первых теоретиков Возрождения был флорентинец Антонио Аверлино по прозвищу Филарете. Его трактат целиком посвящен проблеме идеального города, он выдержан в форме романа и повествует о строительстве нового города – Сфорцинды. Город представлял собой в плане восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом в 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выступах звезды располагались восемь круглых башен, а в «карманах» – восемь городских ворот. Ворота и башни соединялись с центром радиальными улицами, часть из которых представляла собой судоходные каналы. В центральной части города на возвышении располагались главная, прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинным – судебные и городские учреждения. В центре площади размещались водоем и дозорная башня. К главной площади примыкали две другие, с домами наиболее именитых жителей города. На пересечении радиальных улиц с кольцевой располагались еще шестнадцать площадей: восемь торговых и восемь для приходских центров и церквей.
По плану другого итальянского архитектора Виченцо Скамоцци территория идеального города должна быть окружена двенадцатью бастионами и иметь четверо городских ворот, от которых идут две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их пересечении находится главная площадь, на которую выходят дворец, собор, университет и городские учреждения. К главной площади с запада и востока примыкают две торговые площади, на севере располагается биржевая площадь, а на юге – площадь для торговли сеном и дровами. Территорию города пересекает река, а ближе к его периферии располагаются восемь приходских церквей. Планировка города является регулярной.
Идеальный город волновал многих великих людей эпохи. Размышлял о нем и Леонардо да Винчи. Его идея состояла в создании двухуровневого города: верхний уровень был предназначен для пешеходных и наземных дорог, а нижний – для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым движется грузовой транспорт. Известны его планы реконструкции Милана и Флоренции, а также проект веретенообразного города.
Другим видным теоретиком города был Андреа Палладио. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» он размышляет о целостности городского организма и взаимосвязи его пространственных элементов. Он говорит, что «город – не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом – некий малый город». Про городской ансамбль он пишет: «Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Заметное место в трактате отводится вопросам интерьера зданий, их габаритам и пропорциям. Палладио пытается органично соединить внешнее пространство улиц с интерьером домов и дворов.
Теоретиками в области градостроительства и планирования являлись Томмазо Кампанелла, Джорджо Вазари, Жак Пере, Даниэль Спекле, Леон Батиста Альберти.
В XVIII веке идеей создания идеального города был увлечён французский архитектор Клод Никола Леду. В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство Города Шо при соляных приисках в провинции Франш Конте. Этот город рисуется ему живущим стройной общественной жизнью, в которой нет места социальным конфликтам и несправедливости. Поэтому на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания». Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Он лишен окон, орнамента, каких бы то ни был членений, – одни только дверные проемы врезаны в его сплошные стены. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. В монолитный объем цокольного этажа вписывается громадный полый цилиндр, и в эту внутреннюю полость врывается текущий с Горы поток. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Город уже не подчинен королевским резиденциям или дворцам знати: на сцену выходят новые, демократические принципы, основанные на разумной логике и справедливости. Громадная центральная площадь круглой формы стягивает к себе главные общественные здания города. От нее радиальными лучами расходятся улицы, обсаженные деревьями; они вливаются в широкие кольцевые магистрали, также озелененные, описывающие все более и более широкие круги вокруг центральной площади. Дома расположены свободно, со всех сторон окружены пространством и не имеют главного фасада, обращенного к какой-то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Леду не позволяет ни одной стене остаться невыразительной служебной плоскостью: все они должны являться архитектурными акцентами, твердо и весомо расставленными в пространстве. Вместо стихийно сложившегося тесного хаоса феодального Города возникают стройно организованные перспективы, широкие и просторные, полные света и воздух. Идеальный промышленный город Леду имеет полукруглый план и представляет собой узел торговых и дорожных коммуникаций. Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. К сожалению, революция 1793 года увидела в Леду лишь представителя старого режима и прекратила строительство Города соляных приисков.
Ну а что же на практике. Многие принципы построения идеального города воплотились в реальность уже в XVI веке. В это время в Италии и других странах прокладывались прямые широкие улицы, соединяющие важные элементы городского ансамбля, создавались новые площади, перестраивались старые, а позднее появились парки и дворцовые ансамбли с регулярной структурой. Несмотря на то, что искусство Возрождения в достаточной мере противопоставлялось искусству средневековья, оно легко и органично вписалось в средневековые города. В своей практической деятельности архитекторы Возрождения использовали принцип «строить новое, не разрушая старое». Им удалось создать удивительно гармоничные ансамбли не только из зданий одного стиля, как это можно видеть в площадях Аннуциаты во Флоренции (проект Филиппо Брунеллески) и Капитолия в Риме (проект Микеланджело), но и объединить в одну композицию постройки разных времен.
Ну и про города, а точнее – небольшой город-крепость Пальманова. 7 октября 1593 года правительство Венецианской республики распорядилось об основании революционно нового типа поселения, каким и стала Пальманова. Начало строительства было приобщено к годовщине победы европейских сил над турками в битве при Лепанто. Кроме того, в этот же день отмечается День святой Иустины — римской мученицы, которая и была выбрана покровительницей Пальмановы. Архитектор Виченцо Скамоцци разработал крошечный городок-крепость в виде звезды с девятью лучами согласно последним военным достижениям XVI века. Укрепления строились в две линии, а между высшими точками лучей звезды насыпали крепостные валы таким образом, чтобы соседние бастионы могли защищать друг друга. Именно поэтому длина грани каждого луча в точности соответствует дальности стрельбы средневековых пушек. В город, окруженный глубоким рвом, можно было попасть только через одни из трех охраняемых ворот. Задуманный как совершенная военная машина, город был оснащен всем ассортиментом имевшегося тогда оружия.
Отвечала за строительство группа венецианской знати, которую возглавлял Маркантонио Барбаро, ставший первым главой города, возглавлял работы Маркантонио Мартинего, а в качестве консультанта выступил Джулио Саворнян. С 1797 года крепость поочередно принадлежала то французам, то австрийцам. Внешняя, третья, линия укреплений была завершена во времена наполеоновского господства. Затем, с 1815 по 1866 год, город принадлежал Австрии, пережив крупное восстание горожан в 1848 году, и только по истечении этих пятидесяти лет перешел к Италии вместе с Венецией и Западной Фриули. Во время Первой мировой войны город служил базой для войск и техники и был сожжен итальянцами при отступлении. А вот во Вторую мировую войну протоиерей Джузеппе Мерлино смог убедить немцев не разрушать крепость. В 1960 году Пальманова указом президента Республики была объявлена национальным памятником.
Профессор Эдвард Уоллес Мьюир-младший говорил о Пальманове: «Теоретики разработали множество идеальных городов, которые интригующе выглядели на бумаге, но не были особо успешны в качестве жилого поселения. На северо-восточной границе своей континентальной империи в 1593 году венецианцы начали строить лучший образец города эпохи Ренессанса. Пальманова — город-крепость, призванный стать защитой от атак в Боснии. Построенный в соответствии с социальными и военными требованиями, город предполагалось заселить торговцами, ремесленниками и фермерами. Однако, несмотря на выгодные условия и удобное расположение города, никто не решился переехать в него. В 1622 году Венеция вынуждена была предложить бесплатное жилье в Пальманове и обеспечение помилованным преступникам, согласившимся поселиться в городе. Так началось принудительное заселение этого столь великолепно спланированного места, которое, по сути, пустует и по сей день, если не считать любопытных студентов, посещающих города эпохи Возрождения, да скучающих солдат, которые до сих пор размещены там для охраны итальянской границы». Действительно, население Пальмановы составляет немногим более пяти тысяч человек. В основном они заняты в туристической сфере, поддерживая древний облик города.
Когда речь заходит о
городах, выстроенных по идеальному
проекту, прежде всего, вспоминают Урбино
с его герцогским дворцом Палаццо
Дукале. На протяжении всей своей истории городок
жил жизнью этого дворца. В средние века
на скале в Урбино стоял совсем небольшой
замок. В XV веке Федерико да Монтефельтро,
потомственный «отец» города, пригласил
флорентийских зодчих, чтобы возвести
вокруг него дворцовые постройки «по последней
архитектурной моде». Наибольший вклад
в проектирование и строительство внёс
далматинец Лучано Лаурана, вдохновленный
творчеством Брунеллески. Так скромная
постройка превратилась в величественный
королевский дворец, который, расходясь
в стороны, охватил дома и церкви, соединяясь
с ними и представая как единое целое,
тем самым подтверждая свое историческое
определение - «город-дворец». Свой наивысший
расцвет Урбино пережил в ХV веке, именно
тогда город привлекал художников и ученых
со всей Италии и из-за ее пределов. Этот
«интеллектуально-
Пьенца была построена на месте деревеньки Корсиньяно, где в 1405-м родился Энеа Сильвий Пикколомини, известный гуманист эпохи Возрождения, в дальнейшем ставший Папой Римским Пием II. Именно после назначения Пикколомини на должность Папы деревня была превращена в «идеальный город Ренессанса». Именно здесь зародились основы градостроительства; придуманные в Пьенце идеи создания глобальных планов и развития городской инфраструктуры разошлись сначала по всей Италии, а затем – и по всей Европе. Перестройкой Корсиньяно занимался флорентийский архитектор Бернардо Гамбарелли. На главную площадь города выходят сразу четыре монументальных постройки. С восточной стороны находится Палаццо Пикколомини – трехэтажное здание, украшенное пилястрами и антаблементными кафедрами. Над центром площади довлеет Дуомо – главный собор города. Внутри собора можно увидеть целый ряд редчайших образчиков искусства эпохи Возрождения – в частности, пять алтарных росписей, исполненных мастерами сиенской школы – Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Веччьетой и Джованни ди Паоло. Дополнительно украсили город дворцы кардиналов – их своим подчиненным посоветовал воздвигнуть именно здесь все тот же Папа Пий. Дворец Паллацо Борджиа – третья из построек центральной площади – принимал у себя епископов, приезжавших в Пьенцу с визитом к Папе. Сейчас в дворце расположены сразу два музея; в них представлена большая коллекция творений местных ремесленников и предметов религиозного культа.
Еще один проект был разработан в 1492 году архитектором Бияджо Россетти для Феррары, первого города, имевшего настоящий план регулярной застройки. Город, один из самых колоритных городов провинции Эмилия-Романья, расположен в долине реки По всего в 50 км от столицы провинции Болоньи. Узкие улочки, живописные дома и церкви, тесные портики и соединяющие дома арочные проемы доминируют средневековый облик города. В период эпохи Возрождения в Ферраре были возведены великолепные дворцы, церкви и площади. Сегодня город окружен кольцом суровых крепостных стен с неприступными бастионами, длина стены более 9 км. В 1995 году исторический центр Феррары был внесен в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. В центре города расположен грандиозный замок Эстенсе XIV-XVI вв. – символ герцогского господства. Красота замка подчеркивается торжественным внутренним убранством залов. В октябре 2006 года принято решение об открытии в замке семейства герцогов Д'Эсте, считающегося символом Феррары, филиала российского Эрмитажа. Главный собор Святого Георгия (XII – XV вв.) является одним из самых значительных примеров романско-готического зодчества. Феррара славится роскошными дворцами, среди которых особое место занимает палаццо дей Диаманти (Дворец Алмазов).