История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос, что представляет собой современная архитектура и дизайн, достаточно сложен и не имеет однозначного ответа. К примеру, в изобразительном искусстве новое от старого принято отделять зарождением импрессионизма, т.е. 70-ми годами прошлого века.

Вложенные файлы: 1 файл

IST_DD3.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос, что представляет собой  современная архитектура и дизайн, достаточно сложен и не имеет однозначного ответа.  К примеру, в изобразительном искусстве новое от старого принято отделять зарождением импрессионизма, т.е. 70-ми годами прошлого века. Для архитектуры же такой точкой отсчета считают 1900 годы, годы рождения АР НУВО, который явился последним взлетом старого стиля или первой ласточкой стиля нового. И все же ни одно здание, построенное в стиле АР НУВО, нельзя назвать современным от начала и до конца. Например, в здании школы искусств в Глазго, построенном по проекту Чарльза Макинтоша, практически везде, во всех приемах строительства ощущается колебание между старым и новым: кое-что тянется к старому, кое-что  - к  новому. Несовременен метод строительства и декор здания,  традиционны материалы - камень, кирпич, дерево, железо. И все же здание Макинтоша - современно. Почти каждая деталь его честна до грубой откровенности, конструкция не замаскирована, в нем создано современное внутреннее пространство.

Во многих источниках годом рождения дизайна как самостоятельной человеческой деятельности обычно называют 1907 год - год начала работы Питера Беренса как ведущего дизайнера концерна АЭГ.

В первой части конспекта лекций достаточно подробно были рассмотрены предыстория дизайна, основные тенденции и направления, сложившиеся в архитектуре и дизайне  в период с начала века и примерно до начала второй мировой войны, выделены наиболее заметные работы архитекторов и дизайнеров.

Во второй части конспекта лекций будут рассмотрены работы наиболее выдающихся мастеров архитектуры и дизайна, созданные в период с 30-х годов ХХ века до настоящего времени.

Цели и задачи курса

Цели и задачи  были изложены в первой части настоящего курса  лекций.

 

СТИЛЬ АРТ ДЕКО

Вторую  часть конспекта лекций открывает обзор работ стиля Арт ДЕКО, рожденного в Париже и получившего популярность в США, и особенно в Голливуде, под именем «стиля звезд». Термин Арт ДЕКО был выбран для обозначения декоративного искусства между двумя мировыми войнами. Как  художественное течение он оформился в 1908 - 1912 году и достиг расцвета между 1925 и 1935 годом. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Арт НУВО, кубизм и Баухауз с одной стороны, и древние искусства Африки, Египта, Востока и американских континентов с другой.

Новаторская идея Арт ДЕКО должна была выражать легкость и изящество новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которыми автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир. Как художественный стиль Арт ДЕКО впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты, где его популярности в немалой степени способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией.

Об Арт ДЕКО можно сказать все что угодно, кроме того , что это “чистый стиль”. Но все-таки он безошибочно узнаваем по обтекаемым и в то же время смелым формам, геометрическим объемам, зигзагам, соблазнительным изгибам и гладким поверхностям.

Термин Арт ДЕКО происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes - Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже. Однако сам термин стал употребляться позднее - в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Музее декоративных искусств. Эта экспозиция возвестила о возрождении интереса к декоративным искусствам того периода, когда они процветали под общим названием «модерн», но были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем - безорнаментной архитектурой выразительных конструкций. Арт ДЕКО был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн», «обтекаемый модерн».

Арт ДЕКО формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать.

Триумф Арт ДЕКО состоялся во время Международной выставки декоративных искусств, проходившей в Париже с апреля по октябрь 1925 года, где было представлено большинство европейских стран. Выставка продемонстрировала огромный ассортимент декоративных предметов, тканей, мебели и скульптур. Все эти вещи создавались в духе постулата Арт ДЕКО, утверждающего, что форма должна следовать функции, однако при этом авторы все же считали, что мастерски исполненная изящная декоративная отделка может быть предназначена лишь для уникальных образцов или небольших партий.

К середине 20-х годов французы стали  признанными лидерами в сфере  декоративных искусств. Их произведения отличали тонкий вкус, мастерская отделка, а цветовая гамма, утонченная роскошь и легкая фривольность делали их вещи необыкновенно привлекательными. Неповторимый облик мебели Арт ДЕКО придавали редкие материалы, такие как черное и пальмовое дерево, бразильская джакаранда, палисандр, а также контрастные сочетания традиционных шпонов. В число других популярных материалов входили лак, шагрень ( кожа пятнистой морской собаки), акулья кожа, шкура пони, слоновая кость и сварное железо (рис.1)

В 1932 году Джордж Бут основал в  пригороде Детройта, штат Мичиган, художественную школу, ателье и колонию художников Кранбрук, которой суждено было оказать значительное влияние на развитие дизайна в Америке после второй мировой войны. После Парижской выставки 1925 года американские универсальные магазины, такие как «Мейсиз», «Лорд и Тейлор», загорелись идеей формирования спроса на современную мебель путем организации публичных экспозиций. Подобные шоу имели большой успех, в результате чего в 1930-х и 1940-х годах Соединенные Штаты охватила мода на «модерн» в стиле Арт ДЕКО.

Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля  способствовало использование подобной мебели при съемках голливудских фильмов. Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий Арт ДЕКО. Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных, массивных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов из гнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев. Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели, становится популярным девиз «чем компактнее, тем лучше».

В 1920-е годы небоскреб не мог  уже считаться новинкой архитектурной мысли, но в Нью-Йорке он приобрел совершенно новый облик, что было связано с принятым в 1916 году законом о зонировании, установившем нормы уступов фасадов с целью сохранения хотя бы минимума света и свежего воздуха в быстро растущем городе.

Эти ограничения повлекли за собой изменение силуэтов новостроек, которые приобрели неправильную ступенчатую форму, что заставило архитекторов искать вдохновения в монументальной ступенчатой архитектуре древних цивилизаций майя, ацтеков и шумеров. Гонка за высотой и характерный стиль орнамента стали отличительными чертами небоскребов нового типа и выделили их из предыдущего поколения высотных строений. Формы этих новых зданий, возводившихся в конце 20-х годов, по сей день являются наиболее замечательным историческим наследием Арт ДЕКО. Небоскребам придавали стильность ступенчатые силуэты и неконструктивные декоративные элементы, а совсем не высота, новые материалы и технологии. Как заметила по этому поводу искусствовед Патриция Байер : “Архитектура Арт ДЕКО была архитектурой орнамента, геометрии, энергии, ретроспективы, оптимизма, цвета, текстуры, света и иногда даже символизма”.

Первым зданием в стиле Арт ДЕКО в Манхэттэне стало Шанин-билдинг, построенное фирмой «Слоун и Робертсон» для архитектора и проектировщика Ирвина Шанина. Это здание представляет собой квадратную башню, вытягивающуюся, в соответствии с установленными требованиями к уступам фасада, в стройную плиту. Корпус здания богато украшен витиеватыми терракотовыми рельефами в виде стилизованных цветов; причудливый узор решеток радиаторов отопления в фойе, спроектированных Жаком Деламарром , символизирует электрическую энергию.

Прошло немного времени, и Шанин-билдинг  померк в лучах славы Крайслер-билдинг, спроектированного Уильямом Ван Алленом и законченного в 1930 году (рис.2). Высотой в 320 метров до верхушки шпиля, семидесятиметровое здание несколько месяцев удерживало титул самого высокого здания в мире, пока не завершилось строительство Эмпайр Стейт-билдинг. Пышный силуэт Крайслер-билдинг занял свое место на линии горизонта, венчающая башня с арочными уступами и треугольными окнами, расположенными в виде солнечных лучей стала одним из первых примеров использования нержавеющей стали при облицовке больших наружных поверхностей здания. Кроме всего прочего, Крайслер-билдинг представляет собой эмблему автомобильной компании «Крайслер». Украшения наружной стороны из сверкающего металла включают не только переплетения «рогожкой» на высоту целого этажа, но и огромных горгулий по краям крыши, а также фриз в виде ряда абстрактных автомобилей. Вестибюль сверкает великолепием сочетания африканского мрамора и хромированной стали, особый интерес вызывает изумительная деревянная облицовка дверей лифта, напоминающая египетский папирусный мотив.

Построенное по проекту  Уильяма Лэмба в 1931 году здание Эмпайр Стейт-билдинг с его 102 этажами и 381 метром высоты перехватило титул самого высокого здания в мире и удерживало его до открытия в семидесятые годы башен-близнецов Всемирного торгового центра. Это здание уступает в пышности Крайслер-билдингу, но, благодаря  скромному достоинству обтекаемого силуэта, ритмической пропорциональности уступов и изящной округлости шпиля, Эмпайр Стейт-билдинг продолжает оставаться символом урбанистического модернизма Нью-Йорка.

Широко распространенный в свое время стиль Арт ДЕКО впоследствии подтвердил свою жизнеспособность. Несмотря на то что экономичный и лишенный украшений «интернациональный» стиль во многих отношениях остается доминирующим архитектурным стилем века, совсем недавно архитекторы, желающие усилить символизм своих проектов, снова вернулись к испытанным временем принципам Арт ДЕКО, в то время как дизайнеры использовали и продолжают использовать идеи и средства Арт ДЕКО в своем творчестве.

Ностальгические тенденции в области  дизайна периодически возрождают формы Арт ДЕКО, чему способствует эффективность этого стиля при создании атмосферы элегантности и роскоши, свойственной эпохе ретро. Оптимизм, экзотика, фантазия, театральность и вера в способность человека одерживать победу в любых условиях соединились, чтобы создать стиль немеркнущей привлекательности.

Контрольные вопросы:

  1. Какие источники определили появление стиля Арт Деко, где он возник?
  2. Чем обусловлена популярность стиля Арт Деко в Соединенных Штатах Америки?
  3. В каких работах архитекторов и дизайнеров 80-90х особенно заметно влияние стиля Арт Деко?

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ (ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ) СТИЛЬ 

Долгое время архитектуру и  дизайн ХХ века объединял так называемый Международный или Интернациональный стиль. Хотя во многих отношениях  понятие Международный стиль - всего лишь удобное название. Его однородность весьма обманчива, так как обнаженные гладкие формы немного изменялись в зависимости от различных климатических и культурных условий. В отличие от неоклассицизма, царившего в западном мире в конце восемнадцатого века, Международный стиль никогда не был истинно универсальным явлением. Тем не менее он подразумевал универсальность подхода, обычно тяготеющего к строительству из облегченных конструкций, искусственных материалов и стандартных модульных элементов, что облегчало возведение новых зданий.

Разговор о его возникновении  и развитии в конечном итоге сводится к обзору творчества четырех величайших архитекторов ХХ века - Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ, Франка Ллойда Райта и Вальтера Гропиуса, бывших лидерами Современного Движения.

“Три величайших мастера современной  архитектуры, хотя и родились в разных местах и различных условиях, учились у одного мастера и в течение периода своего творческого становления находились под одним и тем же влиянием - Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус и Ле Корбюзье - прошли через мастерскую Питера Беренса. Беренс в то время был героем прогрессивной немецкой архитектуры и проектировал практически все, от заводов до изделий гигантского концерна АЕГ, именно от него они восприняли доктрину об архитектуре как универсальном проектировщике. А человек, на которого опирался Беренс, теоретик проектирования Герман Мутезиус внушил им веру в достоинства стандартизации. Публикации трудов Франка Ллойда Райта и его выставка в Берлине вызвали у молодых архитекторов восхищение мастером, чьи ранние здания в пригородах Чикаго указали им путь выхода из переходного состояния, которого так и не нашли ни Макинтош, ни Беренс. Это означало, что, несмотря на малочисленность Современного Движения, его лидеры во Франции и Германии имели много общих точек зрения.  А движение первоначально было малочисленным: когдо мадам де Монро, вдохновленная Ле Корбюзье, в 1928 году  собрала представителей этого движения в Ла Сарра в Швейцарии на I Международный конгресс Современной архитектуры ( CIAM) - в Европе едва нашлось три дюжины человек. В таком же состоянии CIAM просуществовал до 1947 года. Но к этому времени он стал настоящей элитой в рамках Современного Движения” (Р. Бэнем).

Далее Роберт Бэнем в книге “Взгляд на современную архитектуру” отмечает: “ Как человек, принадлежащий к поколению, которое росло параллельно с развитием современной архитектуры, я чувствую себя навсегда связанным с мастерами Современного Движения. Мне посчастливилось встретиться почти с каждым из них - и для меня, как и для трех поколений архитекторов, они были старейшинами, которые внушали нам страх, подозрение, любовь, уважение, обычно связанное с преодолением разницы поколений.

Сейчас, когда никого из них нет  в живых, трудно не испытывать одновременно чувства и освобождения, и утраты. Пока они были живы, они были деспотами Современного Движения, монополизировавшими внимание и препятствовавшими признанию других (не меньших) талантов. Их творчество как бы ограничивало амплитуду действий архитекторов всего мира. Но мы знали, на чем стоим, ответственность лежала на них; они сообщали Движению уверенность и сплоченность, а мы относились к ним с той лояльностью, с какой ни один художник никогда не относился к Пикассо, ни один музыкант - к Стравинскому”.

 

“Людвиг Мис - прибавивший позднее к своей фамилии материнскую - ван дер Роэ, родился в Аахене в 1888 году, работал почти безвыездно в Берлине до 1937 года, а затем переехал в Чикаго, где провел остаток жизни. Несмотря на то, что самыми известными его зданиями можно назвать Павильон Германии в Барселоне и здание фирмы Сигрэм в Нью-Йорке, его влияние чувствуется в каждом прямоугольном стеклянном конторском здании в центре любого города мира. В конце жизни он сделал роскошный дар берлинской традиции, в которой вырос, - большой музей в Западном Берлине, завершенный незадолго до его смерти в 1969 году”.

Информация о работе История архитектуры