История русской Архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 18:04, доклад

Краткое описание

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором
Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в
политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную
часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром
которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры
Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-
византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем
высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана
(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,
покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного
Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

                                  Доклад: История русской Архитектуры 

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ

 

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором

Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в

политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную

часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром

которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры

Византии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII .вв.), средне-

византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Временем

высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана

(20—60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу,

покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного

Средиземноморья, Италии и Адриатики.

Продолжая  античные традиции, Византия наследовала также культурные

достижения завоеванных народов. Глубокий синтез античных и восточных

элементов составляет характерную черту византийской культуры.

Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов

монументального каменного строительства. Поиски композиции церкви в

соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения

императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и

относительную общность развития типов культовых зданий, несмотря на

региональные различия, в которых проявлялись особенности и традиции

отдельных народов,

Важнейшим  вкладом  Византии в историю мирового зодчества является развитие

купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов

структур—купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и

крестово-кулольной системы. Развитие первых двух типов падает на

ранневизантий-ский период.  Крестово-купольная система храмов получила

широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого (типа

архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно

представляющие собой обнесенные стенами  укрепленные пункты, внутри которых

помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная

трапезная и доминирующее  здание — церковь. Здания и крепостные сооружения,

располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой

гармонически согласованные  пространственные композиции — ансамбли.

Архитектура Византии  наследовала от Рима его достижения в области арочно-

сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии;

стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня, и также из кирпича

с каменными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды

делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводчатые,

иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и

цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В

опирании купола на квадратное основание нередко использовался  восточный

прием — тромпы.

Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры

является разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре

опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосредственно на

паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конструкцией

стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли

проемы для освещения подкупольного пространства.

Эта конструктивная система позволила освободить интерьер зданий от

громоздких стен и еще более расширить внутреннее  пространство. Той же идее

пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок

полукуполами, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда

достигавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно

из выдающихся достижений византийской архитектуры. Использование

пространственных форм, обладающих в силу геометрического строения жесткостью

и устойчивостью, позволило свести до минимума массивность опорных

конструкций, рационально распределить в них строительные материалы,

получить значительную экономию в трудовых и материальных затратах.

Основными строительными материалами был плоский кирпич — плинфа толщиной

около 5 см, укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы

35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных  областях империи, богатых карьерами

известняков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе

(Сирия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко истолченный

кирпич — цемянку для придания раствору большей прочности и гидравлической

стойкости. В стенах раствор укладывался горизонтальными слоями толщиной в

несколько сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов

плинфы, уложенных на толстом слое раствора, чередовались с несколькими

слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукатурилась.

Быстросхватывающийся  цемя-ночный раствор позволял возводить своды и купола

по древневосточному обычаю—без применения дорогостоящих лесов. При

возведении куполов кладка велась отдельными кольцами с наклонными рядами

кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и

сопредельных стран, конструкция византийских сводов из кирпича резко

отличается от конструкции римских сводов, возводимых по деревянным

кружалам.

Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы, в

частности пемза. Купола и своды покрывались черепицей или свинцовыми

листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских

постройках часто применялись металлические и деревянные затяжки, которые

иногда оставлялись и в уже возведенном здании. В куполах закладывали

растяжные кольца, изготовленные из дубовых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную

форму, появившуюся в результате отказа от эллиптического очертания

диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному

абрису, легко очерчиваемому с помощью короба,

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональных ребер и

превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естественный камень,

своды и купола возводились по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый

камень на растворе.

Среди сводчатых форм, выполненных из камня, следует отметить сомкнутые и

крестовые своды, а также появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со

стрельчатым очертанием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождался развитием

теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия.

Известен написанный на рубеже VI—VII вв. оригинальный труд епископа Исидора

«20 книг начал, т. е. истинных знаний», в котором содержатся сведения по

архитектур но-с трои тельном у делу. Этот труд, в большой мере

основывающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского

времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими

эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии

Константинопольской Исидор из Милета был автором не дошедшего до нас

комментария к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов».

Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата «О

парадоксах механики».

Художественное осмысление новых конструктивных систем в византийском

зодчестве шло при воздействии местных архитектурных школ и прежде всего под

влиянием греческих традиций. Выявление в композиции конструктивной формы,

свойственное древнегреческому зодчеству, стало и в византийскую эпоху

основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых

условиях, подготовленных гигантским развитием сводчато-купольных форм при

доминирующем значении внутреннего пространства. Основными средствами

выразительности служили сами конструктивные элементы — купола, своды,

аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями

без лишней пластики   и декоративной перегрузки. Стены часто покрывались

фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко

применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых

поверхностях стен, в куполах и сводах. Резная скульптурная обработка стен

воспринимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла

характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившаяся еще в период Римской империи, стала в

византийской архитектуре господствующим мотивом. Форма аркады —

конструктивна. От римского ордера осталась лишь его несущая часть—колонна,

воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и форма капители, передающей

сосредоточенные усилия от арки с прямоугольным основанием на круглую

колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает форму

опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Ее скульптурная обработка

выполнялась в виде легкого геометрического узора, форма и пластика —

варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба

конца колонны накладывались свинцовые прокладки. Все элементы системы

отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах находит применение тип базилики — удлиненного

здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых

нефов аркадой на колоннах. Большое значение для развития византийского

зодчества имели базилики, строившиеся в восточных районах—в Сирии, Малой

Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических  зданий оказали и

сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 5?0—515

гг., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое

значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних

примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в

которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой

центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое

подкупольное пространство (табл. VI, 1). Ступенчатая структура и богатая

пластика образованы в основном конструктивными элементами:

куполом,  полукружными  арками, диагональными экседрами, устоями, арками на

колоннах и т. п.

При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные

ниши-экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои,

воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой

структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в

соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным

образом в центре храма под куполом — символом небосвода.

Вершиной развития арочно-сводчатых структур явилась грандиозная купольная

базилика собора Софии в Константинополе построенная греческими архитекторами

Анфимием из Тралл и Исидо-ром из Милета в 532—537 гг., в правление

императора Юстиниана. Это наиболее грандиозное и самое выдающееся

произведение византийского зодчества.

Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным крамом

императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и

духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре

отводилось основное место.

Купольная базилика храма как бы сочетала в себе особенности структуры

выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона. Однако

общие размеры собора Софии значительно превышают их, а конструктивная основа

значительно отличается от прототипов.

Храм представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное

пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м, связанными

между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный

купол диаметром 31 ми толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола

состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо,

сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня, Кольцо снаружи

подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения

конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально

изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра,

имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно

уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки

между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса,

заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки

пилоны выложены из квад-ров известняка на известковом растворе с прокладками

из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими

распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном

направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м,

подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола

подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко

Информация о работе История русской Архитектуры