Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:47, реферат
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра является главной достопримечательностью Кёльна. Собор поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. В наши дни он стал одним из немногих храмов мира, которые сохранились в оригинале.
Министерство
образования Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Воронежский
государственный архитектурно –
строительный университет
РЕФЕРАТ
По истории архитектуры
На тему:
«Кёльнский собор»
Выполнила: студентка 823 группы
Воронеж 2009
Кёльнский
собор
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский Собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра является главной достопримечательностью Кёльна. Собор поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. В наши дни он стал одним из немногих храмов мира, которые сохранились в оригинале.
Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление - благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне - собор производит в вечернее время.
Как и все готические постройки, собор невероятно мрачен в пасмурную погоду и невероятно красив при свете солнца
С разных сторон собор предстаёт в абсолютно разных ракурсах. И каждый из ракурсов по-своему невероятно красив. С некоторых сторон собор выглядит чуть светлее, где-то - чуть темнее. Возможно, обман зрения или издержки солнечного света. Может, результат того, что какую-то часть строили на несколько веков позже другой.
Примечателен тот факт, что Кёльнский
собор находится в непосредственной близости
от главного вокзала Кёльна. Для того,
чтобы зайти в собор, от дверей вокзала
необходимо пройти не более 50 метров. Собственно,
именно тот факт, что собор находится прямо
около вокзала и позволяет многим увидеть
собор, заехав в город всего на полтора-два
часа. Соборная площадь - одно из основных
мест встреч местной публики. Здесь же
любят располагаться и те, кто ожидают
своих поездов. Ну что ж, в принципе, в Кёльне,
уместно утверждение: "Я видел собор
- я был в Кёльне".
История
создания Кёльнского
собора
История Кельнского собора восходит к 13 веку - именно тогда было решено построить на месте существовавшего с 9 века и сгоревшего романского собора, новый храм.
Кёльн, один из самых богатых и политически
могущественных городов тогдашней Германской
империи. Строительство с самого начала
было задумано как нечто грандиозное -
горожанам хотелось иметь свой кафедральный
собор, подобный великолепным французским
храмам, но превосходящий их по размерам
и затмевающий их по красоте. Вдохновляющим
примером для архитектора Герхарда фон
Риле послужил храм в Амьене, откуда и
был заимствован план.
Была и другая причина для начала этого строительства. Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил от императора в благодарность за боевую помощь, оказанную при покорении Милана, во время второго итальянского похода, останки Святых волхвов, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввез реликвии в Кельн и в течении следующих десяти лет для них изготавливался специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кельн достиг в западноевропейском христианстве благодаря обретению этих реликвий, и должен был воплотится в соответствующем данному случаю кафедральном соборе
После перемещения в Кёльн мощей, прежнему собору уже не под силу было вмещать большое количество паломников, которые съезжались сюда со всего мира. Поэтому и было решено строить собор, невиданных до тех пор размеров, который будет иметь пять нефов. В наши дни для хранения главной святыни собора (мощей волхвов) создан великолепный золотой ковчег.
В 1248 году архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора и с этого времени началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Примечательно, что стиль строительства был выбран готический, а не романский, который в то время был распространён в Германии.
В 1322 году был освящен хор собора, который уже в годы его создания рассматривался как чудо искусства. Также было завершено строительство портала, и часть пространства была подведена под крышу, так что стало возможным проводить церковные службы.
Однако уже в 1450 году прекратились работы на южной башне, которая была доведена до высоты в 59 метров, а затем и вся строительная деятельность была остановлена. Причиной тому послужили не только полыхавшие в Европе войны и эпидемии и, как следствие их, нехватка средств. Само средневековое мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора, пошатнулось и стало уходить в прошлое.
Строительство собора длилось очень долго, но в 1560 году окончательно остановилось. Это время принято считать первым периодом строительства храма.
Строительство собора было возобновлено только в 19 веке – в 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV повелел завершить сооружение по первоначальным планам. Этому указу предшествовали тщательные подготовительные работы, которыми занимались архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Эрнст Фридрих Цвирнер. И 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень, а в октябре 1880 года состоялось празднество в связи с завершением строительства - Второй период строительства Кельнского собора.
Благодаря таланту архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен - за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана, а его завершение также велось по оригинальным планам, найденным в 1814 году в Дармштадте.
После этого строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, началась внутренняя отделка. Однако в 1906 году одна из 24 декоративных башенок, украшавших башни главного фасада, рухнула. Вскоре обломились и некоторые другие декоративные башни, снова потребовалась реконструкция собора, а также повреждённые места каменной кладки, нужно было снова восстанавливать.
Собор пострадал во время Второй мировой войны от бомбардировки, но уже в 1948 его открыли, как только были завершены первоочередные ремонтные работы.
Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры Строительство и реставрационные работы непрерывно идут и до наших дней.
Жители Кельна верят, что в момент завершения
строительства собора, наступит конец
света
Архитектура
Кёльнского собора
Кёльнский собор представляет собой огромную пятинефовую базилику из красноватого камня трахита, виде латинского креста, имеющая галерею и семь радиально расходящихся капелл. Площадью около 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта - 83 метра, высота здания до гребня крыши - около 60 метров. общая его площадь составляет 7 914 м. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными ажурными шпилями из кованного железа Они поднимаются в высоту на 157 метров.
Снаружи Кельнского собора есть много опорных пилястр, фиалов, аркбутанов, галерей, сквозных решеток. Главный портал храма украшает богатая скульптурная пластика, декоративная резьба, повторяющиеся от яруса к ярусу стрельчатые арки. Большой основной зал собора окружают часовни и капеллы, а для поддержки его звездчатых сводов были установлены 44-метровые колонны. Внутреннее пространство собора просто грандиозное, этот эффект достигнут не только благодаря внушительным размерам, но и в результате перепада высот: высота среднего нефа превышает в два с половиной раза высоту боковых, а также неф и хор располагаются на разных уровнях.
Для стен, сводов и пола собора использован серый рейнский камень. Две крутые винтовые лестницы (каждая по 509 ступенек) ведут на колокольни, которые устроены в средних ярусах башен. Площадки, расположенные на высоте 100 м, открывают великолепную панораму Кельна и его окрестностей.
Всего собор насчитывает 11 колоколов (8 из них размещаются в южной башне, а 3 - в центральной башне). Самый большой колокол Кёльнского собора и самый большой действующий колокол мира - колокол «Петер» – его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно – в 1923 году, из метала пушек, захваченных у французов в 1871 году.
Следующим по размерам является старинный
колокол «Претиоза» (в переводе – «изысканная»),
такое название обусловлено изумительным
чистым тоном. Отлили его в 1448 году, вес
его составил 11 тонн, что в свое время позволяло
ему считаться самым большим колоколом
Европы. Своим знаменитым собратьям вторят
еще два колокола.
Культурные
ценности, хранящиеся
в Кёльнском соборе
Кельнский собор – это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.
Внутренний и внешний вид собора можно охарактеризовать, как суровое величие, пропитанное и передающее дух средневековья.
В Кёльнском соборе хранятся культурные ценности, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку, они бесценны. Среди них в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески и мозайки над ними, главный алтарь, статуи апостолов и витражи, 14 скульптур – Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года – все это неповторимое собрание, иллюстрирующее немецкое зодчество от средневековья до XIX века.
Среди реликвий и достопримечательностей Кельнского собора также находится и крест Геро, «Миланская мадонна», а также алтарь Лохнера
В Кёльнском соборе хранится и триптих
Стефана Лохнера «Поклонение Волхвов»
– который относится к известнейшим картинам
мира, престольным образом работы Стефана
Лохнера, Еще в одной капелле находится
древнейшее из скульптурных изображений
Распятия, в другой - погребен основатель
Кельнского собора архиепископ Конрад
фон Хохштаден. Сокровищница собора хранит
также раку Святого Энгельберта, знаменитый
крестовый реликварий, кресты различных
эпох, епископские жезлы, статуи святых,
ценные дароносицы и многое другое.
ЮНЕСКО признала Кёльнский собор культурным
наследием человечества.