Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курс лекций
Еще каких-то пару десятков лет назад пределом мечтаний огородника были обширный огород, дающий добротный урожай овощей, склонившиеся под тяжестью плодов и ягод деревья c кустaрниками, здесь же скромная клумбочка c неизменным набором ромашек, флоксов, астр, пионов. Сегодня отношение людей и сам подход к ведению дачного, подсобного хозяйства несколько изменились. И причиной тому появившиеся в изобилии разнообразные специальные газеты, журналы, прекрасно изданные aльбомы, масса доступной литературы, интересные радио- и телепрограммы...
Зато для России этот период, связанный с именем великого реформатора Петра I (1672-1725), стал поворотным в градостроении и садово-парковом искусстве. 3накомство Петра I с европейскими садами, привлечение лучших мастеров садовых дел, обучение за границей своих специалистов способствовали формированию отечественного садово-паркового искусства. Появляется целый ряд великолепных регулярных парков.
Создание первых парадных дворцово-парковых комплексов началось чуть раньше в Москве (с 1703 г.). Это были Лефортовские и Головинские сады- (последний практически не сохранился).
Из петербургских первым стал Летний сад (с 1704 г.), резиденция царя, планировка которого осуществлялась по чертежам самого Петра I. Поэтапное строительство его велось в течение многих лет. Начальный этап (1710-1750) возведения дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе (небольшой летней резиденции императрицы Екатерины I) также связан с созданием регулярных садов.
Вдоль дороги Петербург - Кронштадт, получившей в петровские времена название Петергофской, расположенной на высокой морской террасе южного берега Финского залива, сооружаются ансамбли в парке Петергоф (с 1714 г.), «водный сад» Стрельна (с 1717 г.), Ораниенбаум (с 1710 г., ныне город Ломоносов).
Из поздних московских регулярных садов выделяются родовое поместье графов Шереметьевых - Кусково (с 1743 г.) и имение сподвижника Петра I Д. М. Голицына - Архангельское (с 1767 г.).
Пейзажные парки
Страны Востока
Сады и парки Китая, Японии, Кореи и других восточных стран коренным образом отличались от европейских, что можно наблюдать и поныне. В основе их лежали особое мировосприятие, глубоко связанное с философией, религией, всем укладом жизни, и трепетное, возвышенное, одухотворенное отношение к природе. Все это отразилось на планировке садов, носившей ярко выраженный пейзажный характер.
Китай. Упоминание о первых китайских садах относится к глубокой древности. Источники говорят, что уже во времена строительства Великой Китайской стены (III век до н. э.) при императорском дворце имелся громадный парк. У правителя Ву-ди (140-87 до н. э.) ухоженный сад пересекали дорожки, здесь были ручьи и гроты. Сад тех времен представлялся не иначе как обителью богов, хотя это были просто участки естественной природы, просто выделенные из окружающей местности.
В I веке парковые участки трансформируются в отдельные пейзажные композиции, где природному окружению придается определенное настроение. Отсюда пошли парки устрашающие (темные рощи, нависшие скалы, грохочущая горная вода...), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, обилие цветов...), идиллистические (спокойная гладь воды, отраженные в ней облака, зеленые острова...) и т. д. В садовых композициях мастера старались представить как можно большее количество меняющихся видов.
В Х-ХII веках, а затем вновь в ХIII-XIV веках ландшафтное искусство Китая переживает расцвет. Непременным атрибутом сада, центром его композиции становится вода с неизменно изрезанной береговой линией водоемов, множеством островов, одиночными камнями естественной формы. Складываются определенные принципы их создания. Основные из них: действовать в зависимости от местных условий; максимально использовать природное окружение; отделять в задуманной композиции главное от второстепенного; в большей степени использовать контрасты (большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое...); в малом добиваться большого; учитывать гармонию пропорций; использовать постепенное раскрытие видов; учитывать время дня, когда пейзажи будут смотреться наиболее выигрышно.
Дальнейший период развития садоводства, вплоть до XIX века, явился лишь укреплением и дальнейшим творческим развитием выработанных веками принципов. Примером могут служить сад вокруг искусственного озера Бэйхай близ Пекина (с XII века), парк летнего дворца И Хе Юаиь (окрестности Пекина, с 1749 г.), Сад мастера хитросплетений в Сучжоу (1760) и другие.
Япония. Как и в Китае, многовековая история становления садового искусства страны всегда шла в русле пейзажного стиля. Зародилось оно вместе с буддизмом в VI веке до н. э., пройдя изначально свой путь из Индии через Корею, а затем Китай. Высокая культура, особенности религии японцев, приморский климат, безграничная любовь к природе - все это отразилось на облике небольших по площади японских садов. В них японцы стремились показать неповторимые картины родных мест. Созерцание и оценка красоты открывающихся пейзажей становятся главным назначением японского сада.
В истории становления его
В дальнейшем наряду с монастырскими
садами, порой значительно
Японский сад как в прошлом, так и в настоящее время немыслим без камня и воды. Камни подбираются по форме, цвету, фактуре. Из них образуют основную группу (определяет композицию сада), вспомогательную (подчеркивает главную идею сада), «гостевую» (не подчиняясь основной, уравновешивает ее) и связующую (композиционно объединяет сад с домом).
Вода как основа жизни сада присутствует в нем всегда, это водоем, или спокойная широкая река, или бурлящий порожистый поток, или водопад.
Столь же пристальное внимание уделяется растениям, садовым сооружениям, а также символичности элементов, составляющих пейзаж.
Среди множества японских садов самыми знаменитыми являются: комплекс монастыря Бедоин (Х век), сад камней Реандзи (XV-XVI века) в Киото, там же сухой сад Дайсенин (XVI век), сады императорской виллы Kaцypa (XVII век), парковый ансамбль Шигакуин (XVII век) и другие.
Страны Европы (XVIII - начало XIX века)
В 40-50-е годы XVIII столетия популярность регулярных садовых композиций падала в связи со становлением нового пейзажного стиля. Причины тому разные: входившие в моду сады «.под Китай», появившиеся труды с описанием восточного садового искусства, а также бытовавшее мнение, что геометрические формы садов исчерпали себя.
Идея создания пейзажных садов наиболее полное воплощение получила в Англии. Основными чертами пейзажных парков стали их живописность, картинность, построение по принципам пейзажной живописи. В перепланированных или вновь появившихся садах и парках того времени можно было увидеть романтические руины, надгробия, мавзолеи, картины сельского быта, мельницы, хижины, обелиски, колонны в память о героическом прошлом... Продолжали строиться и павильоны в восточном стиле: античные, китайские, турецкие. Все оформление сада строилось на контрасте впечатлений, где одна картина природы резко сменялась другой. Своими работами английские мастера заложили основы пейзажного паркового строения, получившего вскоре широкое распространение во всех европейских странах, включая и Россию, а также США.
Самым совершенным произведением пейзажного стиля в Англии является парк Стоу (с 1714 г.), который был спланирован на месте бывшего регулярного. Среди других показательных садов - парк в Твикенхеме (с 1719 г.), парк вокруг дворца Бленхейм (с 1705 г.), сад Русхем (с 1738 г.), садовый ансамбль Пэйнсхил (с 1738 г.) и другие.
Во Франции эталоном пейзажного сада, «идиллистического рая» стал парк Эрминонвилль (с 1766 г.). Среди парков Германии следует отметить и самый богатый из пейзажных парков на момент создания сад Вертлиц (с 1765 г.), затем парк в Веймаре (с 1778 г.), парк Мюскау (с 1815 г.). В Польше это известный парк Лазенки (с 1784 г.), ставший украшением Варшавы.
Россия (вторая половнна XVIII - начало XIX века)
Мода на пейзажные сады дошла и до России, найдя здесь самую благодатную почву. Сначала в регулярную планировку были включены отдельные пейзажные приемы, а вскоре появились неповторимые русские пейзажные парки. Одними из первых подобных парков стали пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе (город Пушкин), парк в Гатчине (с 1766 г.), Павловский парк (с 1770 г.), Монрепо (с 1783 г.). Все они находятся в окрестностях Санкт-Петербурга.
Из вновь созданных подмосковных ансамблей выделяется загородная резиденция Екатерины II - Царицыно (с 1776 г.).
Новые времена. Век XIX - век ХХ
Конец XIX - начало ХХ века стало периодом роста и масштабного переустройства городов. Строящиеся промышленные предприятия, электростанции, сети дорог, подземные коммуникации, строительство жилых массивов изменили подход к озеленению территорий, характеру их планировки. Появились озелененные улицы, бульвары, скверы, общественные парки, места загородного отдыха.
Бульвары, создававшиеся на месте бывших укреплений, опоясывавших город (первый был создан в Париже в 1670 г.), становятся неотъемлемой частью многих европейских городов. Они обсаживались деревьями, их однообразие нарушали цветники, скульптуры, фонтаны. Бульвары были взяты за образец озеленения улиц современных городов.
Скверы, появившиеся впервые в Лондоне в XVII веке, получили свое развитие как озелененная территория, приспособленная для отдыха. Обычно они представляют собой площадь, обнесенную зеленой стеной рядовых посадок деревьев, внутри которой находилась лужайка. На ней можно было полежать, поиграть в теннис. К концу XVIII века в Лондоне их было уже пятнадцать. В XIX веке они стали вполне обычным явлением во многих европейских городах.
Общественные сады (парки) появляются в начале XIX века. Интересно, что первыми общественными садами в Англии стали частные и королевские парки (Гайд-парк, 1826 г.; Виктория-парк, 1846 г.), переданные горожанам. К середине века общественные сады прочно вошли в жизнь городов. Особенностью их стала многофункциональность. На территории садов создавались спортивные комплексы, лодочные станции, свободные пространства для игр и спокойного отдыха, многочисленные кафе, прогулочные дорожки. Насаждения в основном располагались по периметру парка, изолируя его от городского окружения. Цветочные посадки обычно подчинялись регулярной планировке и представляли ковровые клумбы со сложным геометрическим рисунком из однотонных цветов.
Из зарубежных общественных садов хорошо известны: английские Беттерси-парк (конец XIX века) в Лондоне н Сефтон-парк в Ливерпуле (с 1867 г.); французские Бют-IIIомон (с 1864 г.), Булонский лес (с 1852 г.), расположенные в окрестностях Парижа; центральный парк в Нью-Йорке (с 1857 г.), Вашнигтон - парк и Гумбольдт-парк в Чикаго (CIIIA, начало ХХ века) и другие.
В России к числу таких парков можно отнести петербургские парки середины XIX века: Александрию, 3наменку, Михайловку. Из московских первым российским общественным садом стал Александровский, что находится вдоль западной стены Московского Кремля (с 1821 г.), другой московский общественный парк - Сокольники (с 1883 г.).
Размах промышленного строительства, рост городов привели к угрозе уничтожения природной среды. С целью сохранения наиболее ценных природных объектов стали повсеместно создаваться заповедные территории и национальные парки. Первые из них, Иосемитский (с 1864 г.) и Йелоустонский (1872 г.), были организованы в США. К началу ХХ века в различных странах мира их насчитывалось уже девятнадцать. Вместе с национальными парками с их строгими правилами поведения возникают лесопарки, предназначенные для свободного отдыха горожан в природных условиях.
Для современного садово-паркового искусства характерно вольное применение самых различных приемов, средств композиции, как заимствованных из богатого наследия прошлого, так и авангардных.
ЛЕКЦИЯ II. СТИЛИСТИКА САДОВ.
ФРАНЦУ3СКИЙ, АНГJIИЙСКИЙ,И АМЕРИКАНСКИЙ САД.
Название необходимой вещицы для начертания букв, цифр на восковых дощечках в Древней Греции, означало слово «стиль», со временем трансформировалось в целостное, емкое понятие конкретной художественной системы, определяющей ту или иную историческую эпоху.
Многовековая история
Как таковой тот или иной стиль в ландшафтной архитектуре складывался из определенных правил и приемов планировки садов, его составляющих элементов, особенностей ухода за насаждениями и т. д. Влияли на стиль характер окружающей местности, ее рельеф и площадь отводимых участков. Во многом облик сада обусловливала архитектура существующих и вновь возводимых строений. Не менее важны были и вкус владельца сада, его мировоззренческое отношение к природе.
В истории создания садов и парков сложилось несколько стилей, ставших классическими. Это в первую очередь регулярный и пейзажный, экзотический японский... 3а последнее столетие в связи со значительным ростом садов небольших размеров появились новые стили, направления в разработке садов: модерн, сельский, экологический и другие.