Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:46, практическая работа
Метафора в архитектуре состоит в том, что для определенной функциональной предметности подыскивается статистически не свойственный ей образный стереотип. Например: Музей - храм, Завод - лаборатория, Санаторий - завод, Завод - дворец, Вокзал - дворец, Жилой дом – оранжерея, и пр.
Метафоры в АРХИТЕКТУРЕ
Предметность архитектуры может пониматься по-разному:
1. Как функциональная предметность.
2. Как образный стереотип.
Метафора в архитектуре состоит в том, что для определенной функциональной предметности подыскивается статистически не свойственный ей образный стереотип. Например: Музей - храм, Завод - лаборатория, Санаторий - завод, Завод - дворец, Вокзал - дворец, Жилой дом – оранжерея, и пр.
На этом основан эвристический метод А.Рубина в дизайне. На этом же отчасти строится так называемая архитектурная бионика. Культурологическая метафора идет от подстановки культурных образов: в европейскую культуру подставляется Китай, Египет и пр.
Когда зданию придается тот или иной предметный облик - то это нечто совершенно иное, нежели усмотрение сходства в свойствах существующих предметов. Конечно, мы приписываем солнцу способность улыбаться, но это приписывание не является конструктивным творением предмета, ценность такого приписывания определяется мерой угаданности действительного символико-феноменологического содержания некоторой ситуации, жизненного контекста. Когда же мы зданию приписываем форму коровы или книги, то здесь как бы ничего не угадывается, нет того существования, по отношению к которому сама метафора оказывается экспрессивной функцией, метафора в архитектуре не выражает некоторого априорного содержания, она рефлектирует по поводу возможных предметных соотношений. Превращение дома в гору может быть оправдано только либо смысловым назначением самого дома, либо смысловой структурой пространственной композиции плана целого, города или поселения, воспроизведением некоторого архетипа.
Vikar & Lukacs Architect Studio недавно завершили штаб-квартиру Autoklub, которая расположена в Будапеште. Общая площадь застройки составляет 3430 квадратных метров, а идея проекта состояла в том, чтобы в результате получилось здание в форме буквы А.
Всего неделю назад в Австрии, в городке Тироль, открылась новая удивительная достопримечательность – перевернутый дом. Его создатели, польские архитекторы Ирек Гловацки и Марек Рожхански, постарались так, что перевернули не только сам дом, но и абсолютно все, что находится в нем: мебель, сантехнику и даже машину в гараже.
Дом в виде инструментов
Этот удивительный дом под названием Piano House построен в Хуайнане (провинция Аньхой, Китай) по проекту студентов архитектурного факультета Хефейского технологического университета (Hefey University of Technology), разработанному совместно с дизайнерами компании Huainan Fangkai Decoration Project Co.
Lollipop House – уникальный компактный и жизнерадостный дом, построенный в Сеуле (Южная Корея) по проекту корейской архитектурной студии Moon Hoon для жизни одной семьи.
В 2011 году в Нидерландах был построен павильон.
Сложности городского планирования, высокие технические и экономические требования не помешали ателье Thomas Pucher & Alfred Bram-berger эстетически интегрировать свой проект в заданное окружение
Архитектор Frank Gehry постарался передать свое видение расстройства деятельности головного мозга
Органично вписанный в пейзаж дом в виде каменного валуна
Яркий оазис красного торгового центра посреди унылых серых зданий был создан Vitruvius and Sons.
Изображение тысячной устаревшей банкноты из 20-ых годов на фасаде офисного литовского центра выполнено специальными эмалевыми красками
Здание в форме волны идеально вписалось в живописный ланшафдт датского городка, сформированный холмами, фьордами и морем.
Итальянский архитектор Gaetano Pesce решил облагородить фасад японского здания в Осаке.
Городской пейзаж может быть серым и невыразительным - но не когда художники приправят его захватывающей настенной живописью. Некоторые фрески можно считать реалистическими иллюзиями, у некоторых есть образовательное и историческое значение, но все они - желанные всплески цвета и творческого потенциала в ежедневной жизни города.
"Этот безумный, безумный мир", - скажете вы, когда увидите эти странные и даже шокирующие дома. А ведь в них живут обычные люди, находятся выставочные центры и офисы. Все дело в том, что проектировали эти здания талантливые архитекторы с безграничной, а иногда и сумасшедшей фантазией, цель которых создать среди миллионов домов, такой, который выделялся бы не только в масштабах страны, но всего мира. Предлагаем вашему вниманию необычную подборку.
Изогнутый дом в польском городе Сопот.
Концертный Зал Тенерифе. Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова, Испания.
Торговый центр "Bull ring". Бирмингем, Великобритания.
Публичная библиотека в Канзас-Сити, США.
La Tete au Carre в Ницце, Франция. Внутри необычного здания расположена библиотека.
Проект «Эдем» - ботанический сад в графстве Корнуолл, в Великобритании.
Дом-улитка в Софии.
Наутилус - необычный дом в биоорганическом стиле построенный в пригороде Мехико в 2006 году.
Calakmul building - здание в виде гигантской стиральной машины в Мехико.
Архитектурный шедевр Монреаля, Биосфера, является единственным музеем в Северной Америке, посвященным воде.
Храм Лотоса. Нью-Дели, Индия.
Атомиум в Брюсселе, Бельгия. Был спроектирован к открытию всемирной выставки 1958 архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.
Ресторан "Mammy’s Cupboard" (Мамочкин буфет) в городе Нанчес, штат Миссисипи.
Музей Ripley's Believe It or Not! в районе Ниагарского водопада в Канаде.
Офис фирмы Longaberger basket company ("Корзины Лонгабергера") в городе Ньюарк, штат Огайо.
WonderWorks - здание, которое представляет собой парк развлечений в городе Пиджен Фордж, штат Теннесси.
Известно, что многие архитектурные формы явились результатом творческого воспроизведения форм окружающей природы. Архитекторы древности часто обращались к формам растительного мира. Иногда же они переносили в новый материал (например, камень) традиционные архитектурно-конструктивные формы, возникавшие на основе применения совершенно иного, материала (дерева).
Кандинский Василий Васильевич |
|
Кандинский Василий (Kandinsky Wassily) (1866–1944), русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века; вошел в число основоположников абстрактного искусства. Родился в Москве 22 ноября (4 декабря) 1866 года. Еще в гимназические годы начал активно заниматься музыкой и живописью. С 1885 Кандинский изучал юриспруденцию в университете в Москве, но в дальнейшем решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, яркие впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в 1889 году в этнографической экспедиции по Вологодской губернии, во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где Кандинский был потрясен картинами Клода Моне. С 1897 года жил в Мюнхене, где занимался в местной Академии художеств под руководством Франца фон Штука. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903–1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908–1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины "Пестрая жизнь", "Дамы в кринолинах" и другие). В 1910 году Кандинский создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат "О духовном в искусстве" (книга была опубликована в 1911 на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.). В 1914 Василий Кандинский вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения в искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер ("Москва. Красная площадь", 1916, Третьяковская галерея; "Смутное", там же; "Сумеречное", Русский музей; "Серый овал", Картинная галерея, Екатеринбург; все работы – 1917). В 1918 Василий Кандинский издал автобиографическую книгу "Ступени". Активно включился в общественную и гуманитарно-исследовательскую деятельность, входил в состав Наркомпроса, Института художественной культуры (Инхук) и Российской академии художественных наук (РАХН), преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), однако, не приняв коммунистическую идеологию, навсегда покинул Россию в 1921 году. Проживал в Германии. Его космологические фантазии (графическая серия "Малые миры", 1922) обретают в этот период более рационально - геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность ("В черном квадрате", 1923; "Несколько кругов", 1926; обе картины – в Музее С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1924 мастер образовал вместе с Явленским, Л.Фейнингером и П.Клее объединение «Синяя четверка», устраивая с ними совместные выставки. Выступил как художник сценической версии сюиты М.П.Мусоргского "Картинки с выставки" в театре Дессау (1928). После прихода нацистов к власти в 1933 году переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нёйи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте ("Доминирующая кривая", 1936, "Голубое небо", 1940, Центр Ж.Помпиду, Париж; "Разнообразные действия", 1941, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк). С началом немецкой оккупации (1939) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать, в том числе над проектом комедийного фильма-балета, который намеревался создать совместно с композитором Гартманом. |
ТВОРЧЕСТВО
Творчество Кандинского — целенаправленное стремление художника отойти от изобразительной фигуративной живописи к живописи неизобразительной, абстрактной, в которой «цвет является средством, чтобы осуществить непосредственное влияние на душу». Именно в этом Кандинский видел главное предназначение живописца.
Двое на лошади. 1906г
.
На сложение цветоощущения мастера огромное влияние оказали детские впечатления. Особенно сильно в его память врезался вид предвечерней Москвы: «Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство — лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра».
Краски у Кандинского сочетаются с музыкальным звучанием. После прослушивания вагнеровского Лоэнгрина молодой Кандинский пишет: «…мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешенные, почти безумные линии рисовались передо мной». Это соотношение двух искусств надолго определило основу его художественных исканий.
Интерьер (Моя столовая). 1909г.
Художника заставляет задуматься мнение мюнхенского архитектора А.Энделя: «Нет большего заблуждения, чем мысль, что тщательная передача натуры – это искусство». Но если некоторые картины, такие, например, как «Интерьер» («Моя столовая», 1909г.), написаны под некоторым влиянием фовистских картин Матисса, то в дальнейшем Кандинский оригинален в понимании цвета и формы. Даже картины, имеющие предметные названия («Гора» (1909г.),
«Церковь в Мурнау» (1910г.)), созданные в это время, связаны с постепенным и осторожным завоеванием автономности языка цвета и формы.
Для Кандинского воплощение живописных конфликтов — центральная тема, заданная раздираемым противоречиями временем. Возможно поэтому основным принципом, лежащим в основе его творчества и помогающим решать художественно выразительные темы, стал контраст. Цель формообразования — не гармония цветов, а изображение раздражающих противоречий контрастов. Цвет для него не только средство формообразования, но и мощная сила выражения.
Лирическое. 1911г.
Российский период жизни Кандинского (1914-1921гг.) отмечен его интересом к теософии и религии, отраженном в книге «О духовном в искусстве». Это увлечение объективно отдалило его от русских авангардистов: К.Малевича, И.Клюна, Э.Лисицкого, Н.Пунина.
Однако Кандинский находится в русле культурно-политической жизни — сотрудничает с ИЗО Наркомпроса, работает преподавателем в московских Свободных художественных
мастерских и ВХУТЕМАСе (1918г.), для которого он составил специальный учебный план по цвету и форме. Он организовал и управлял Инсти-
тутом художественной культуры (ИНХУК). Однако идеи Кандинского о взаимоотношениях между живописью и музыкой и анализ элементарных форм и цветов встретили сопротивление коллег. Несмотря на это художнику удалось распространить свою теорию искусства и работы в широких кругах общественности. Его учебные планы, опробованные в ИНХУКе, затем нашли применение в Баухаузе. Он принял приглашение В.Гроппиуса преподавать в Баухаузе в Веймаре.
Параллельно с этим Кандинский вел выставочную деятельность и читал лекции в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение «Синяя четверка».
Черные штрихи I. 1913г.
В 1933г. коллегия Баухауза под давлением национал-социалистов приняла решение о ликвидации объединения. Большинство преподавателей эмигрировало в США. Кандинский переехал во Францию и поселился в парижском предместье. Здесь он сблизился с Р.Делоне, который покорил его своей серией «Бесконечные ритмы».
В работах этого периода Кандинский как будто забывает о конструктивном учении о цвете времен Баухауза, используя рафинированные цветовые комбинации, восходящие к славянскому народному искусству. Свою концепцию «вибрации души» Кандинский дополняет суждением о «внутреннем взгляде»: «Переживанием тайной души всех вещей, которые мы видим в микроскоп или телескоп, я называю «внутренним взглядом». Этот взгляд проходит через твердую оболочку, через внешнюю форму к внутренней сути вещей и позволяет нам почувствовать внутреннюю «пульсацию» вещей нашим разумом», — пишет он в 1935г.
Кандинский вошел в историю как родоначальник экспрессивного абстракционизма. При этом абстракция не являлась самоцелью Кандинского, его язык возник из стремления к максимально исчерпывающему выражению духовного начала, внутреннего мира человека.
Композиция VI. 1913г.
Для воспитания и подпитывания собственного духа Кандинский использовал углубленное изучение цвета, вхождение в силу его внушения. Практика и размышления о сути цвета привели его к созданию собственной цветовой системы как «грамматики живописи», в которой дана характеристика ассоциаций и синестезий, возбуждаемых основными цветами. Несмотря на субъективность и феноменологический подход в изучении цвета, результаты этой работы были с большим интересом восприняты современниками и вызывают искренний интерес сегодня, спустя столетие.
Художник-экспрессионист, более романтического, нежели рационального склада, Кандинский пишет: «Было бы слишком опрометчиво утверждать, что для живописи никогда не будет существовать твердых правил, никогда не будет принципов, напоминающих генерал-бас, или же, что они всегда привели бы к одному лишь академизму. Музыке также присуща своя грамматика,… однако, как и все живущее, изменяющаяся, но и одновременно всегда успешно применявшаяся как пособие, как своего рода словарь». Этот словарь ни в коей степени не должен сковывать творческий порыв художника. «В музыке или живописи не существует «безобразного звучания» и внешнего «диссонанса», то есть всякий звук и созвучия прекрасны (целесообразны), если вытекают из внутренней необходимости…»
Теория цвета Кандинского имеет капитальное значение для современного искусства.
Желтое — красное — синее. 1925г.