Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:41, реферат
В VIII-VI вв. до н. э., по мере роста населения и развития торговли, греки осваивали новые территории, основывая колонии в Сицилии, Италии, на берегах Черного моря. Некоторые полисы и государства Северного Причерноморья – Ольвия, Херсонес просуществовали почти тысячу лет. Другие – италийские поселения Великой Греции – уже через два-три века были подчинены местными народами, а затем завоеваны римлянами.
Введение
Глава 1. Историография
Глава 2. Храм Посейдона (Геры) в Пестуме.
Глава 3. Храм Зевса в Олимпии.
Глава 4. Механизмы возведения храмов в Древней Греции на примере храма Посейдона в Пестуме.
Глава 5. Характеристика архитектурных форм греческих храмов Vв. до н. э. на примере храмов Посейдона в Пестуме и Зевса в Олимпии.
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. Историография
Глава 2. Храм Посейдона (Геры) в Пестуме.
Глава 3. Храм Зевса в Олимпии.
Глава 4. Механизмы возведения храмов в Древней Греции на примере храма Посейдона в Пестуме.
Глава 5. Характеристика архитектурных форм греческих храмов Vв. до н. э. на примере храмов Посейдона в Пестуме и Зевса в Олимпии.
Заключение
Список литературы
Введение
В VIII-VI вв. до н. э., по мере роста населения
и развития торговли, греки осваивали
новые территории, основывая колонии
в Сицилии, Италии, на берегах Черного
моря. Некоторые полисы и государства
Северного Причерноморья – Ольвия, Херсонес
просуществовали почти тысячу лет. Другие
– италийские поселения Великой Греции
– уже через два-три века были подчинены
местными народами, а затем завоеваны
римлянами. В этрусской Италии достижения
греческой культуры, проникшие в процессе
колонизации во все регионы обширного
пространства античной ойкумены, проявились
особенно заметно. Такой вывод можно сделать
из анализа более поздних сооружений на
этих территориях, где синтез греческого
и этрусского искусства создаст искусство
римское. На многих освоенных греками
территориях развивалась архитектура,
греческая в своей основе, но отличавшаяся
местным своеобразием. В Северном Причерноморье
постройки античного времени известны
по руинам, обнаруженным в ходе археологических
раскопок. Воссоздать облик разрушенных
зданий позволяют сохранившиеся фрагменты:
части крепостных стен и других оборонительных
сооружений, фундаменты и цокольные части
жилых и общественных построек, гробницы,
резные каменные и терракотовые архитектурные
детали. В самой Греции сохранившиеся
памятники древней эпохи более многочисленны,
хотя и там картина осложняется тем, что
большинство уцелели лишь частично: разрушению
построек способствовали землетрясения
и войны. Именно поэтому восстановление
этапов развития греческого искусства
и архитектуры представляет собой сложный
процесс исследования сохранившихся фрагментов
и изучения всех косвенных сведений, дающих
представление о художественной жизни
Древней Греции.
Развитие искусства, философии и культуры
Греции второй половины VI – первой половины
IV в. до н. э. тесно связно и во многом обусловлено
историческими факторами. Расцвет греческого
искусства был «спровоцирован» сложением
и существованием полисной системы и связанным
с этим развитием гражданской жизни античного
общества. Греческая демократия, возникшая
в недрах рабовладельческого строя, была
ограниченной, но, по сравнению с укладом
современных ей государств, прогрессивной.
Искусство классической Греции было проникнуто
духом служения идеалам свободы и гражданственности.
Эпоха расцвета Эллады этого времени характеризовалась
небывалым подъемом в развитии философии,
естественных наук, изобразительных искусств
и архитектуры. Высокий уровень культуры
и искусства Древней Греции был связан
с накоплением материальных богатств
и развитием земледелия, строительства
и ремесел. Все масштабные, социально значимые
произведения, за исключением небольших
изделий прикладного искусства, принадлежали
общине. Общественная жизнь вытесняла
личную – граждане большую часть времени
проводили на площадях в народном собрании,
в храмах и театрах. В этом контексте становится
ясна высокая роль архитектуры.
Искусство
Древней Греции было тесно связано
с религиозным культом. Сама греческая
религия и церемонии, связанные с отправлением
культов, были одной из форм общественной
и государственной деятельности. Каждая
община имела своего бога-покровителя,
олицетворявшего единство граждан внутри
нее, причем греки соблюдали эту традицию
и в основанных ими колониях. Часто покровителем
становился Посейдон – бог морей, охранявший
корабли во время путешествий. Храмы, посвященные
этому могущественному богу, известны
в разных частях античного мира – и в восточных,
и в западных регионах Средиземноморья.
Сложная система этических и эстетических
взглядов древних греков воплощалась
в образах, олицетворениях и сюжетах древних
мифов. К мифам и мифологическим образам,
которые имели большое общественное и
этическое звучание, и обращается, в первую
очередь, греческое искусство. Греческие
мастера развивали или перерабатывали
их в соответствии с изменением взглядов
общества. Что отличает искусство греков
от культуры других цивилизаций – Ассирии,
Египта, Месопотамии? У шумеров, ассирийцев,
персов, египтян искусство строго регламентировалось
государственным устройством и было социально
в своей основе: обожествление правителя
диктовало условия его развитию. Греческое
мировоззрение исходило от иных ценностных
ориентиров, возведя человеческую натуру
в ранг божественной, усматривая в природе
божественного и человеческого одинаковые
устремления, одни и те же духовные и даже
физические качества. Идеал греческого
искусства – Природа и человек как ее
квинтэссенция. Греческий пантеон населен
богами, единственное отличие которых
от людей – это бессмертие. «Идея греческого
храма, очевидно, возникла органическим
путем из самого существа греческой религии,
исторической и повествовательной, мыслившей
бога в образе человека». Этот антропоморфизм
является характерной чертой греческого
искусства. Он позволяет понять, что главным
объектом искусства в лице богов, становится
человек. Храм, возведенный во славу божества,
прославляет божественную природу человека.
Наряду, с безусловной, художественной
одаренностью греческого народа, уникальные
для древнего мира свойства искусства
эллинов, его эстетические принципы базировались
на фундаментальной этико-философской
основе. Греческие теоретики и философы
определили ценность понятий «добра»
и «гармонии», сформулировали идею равновесия
между чувственным и рациональным восприятием
жизненных явлений. Человек воспринимался
ими как мерило этого равновесия – средоточие
двух противоположных тенденций: разума
и души, фантазии и порядка. Зодчие эпохи
классики прекрасно чувствовали взаимосвязь
пропорций архитектурных форм, масштаба
здания и его размеров относительно человека
и ландшафта. Для большей выразительности
и достижения гармонии с окружающей природой
соотношения пропорций иногда менялись,
видоизменяя и весь характер здания. Таким
образом, каждый храм классического времени
сочетал в себе общие архитектурные принципы
и решения, свойственные только данному
храму. Это придавало храмам индивидуальность,
своеобразие каждого делало их неповторимыми
произведениями искусства. «Достаточно
сравнить коренастый, тяжелый храм Посейдона
в Пестуме с легким и изящным Парфеноном,
чтобы убедиться, в какой мере одни конструктивные
элементы способны вызвать различные
эстетические впечатления». Даже распространенный
в ту эпоху архаический дорический ордер,
изначально мощный и тяжеловесный, мог
воплощать своими формами устремление
ввысь и изящество, благодаря изменению
пропорций и фактуры колонн, или особому
декору и цветовому решению. «Наиболее
полно типические черты архитектуры ранней
классики воплотились в храме Посейдона
в Пестуме (Великая Греция) и в храме Зевса
в Олимпии (Пелопоннес)». Цели данной работы
– отметить характерные черты греческой
архитектуры и их развитие в классическое
время на примере храмов Посейдона в Пестуме
и Зевса в Олимпии.
Глава 1. Историография
К 600 году до н. э. на территории южной
Италии греческие колонисты основали
город, который на первом этапе своего
развития носил имя «Посейдония»,
так как был посвящен Посейдону,
греческому богу морей. В 400 году до н. э.
местные италийские народы захватили
эти земли, а в 273 г. до н. э. Посейдония стала
римской колонией под латинским именем
«Пестум». К 500 г. н. э. город постепенно
пришел в упадок – из-за извержения вулканов
изменились устья и русла рек – долины
стали превращаться в болота. Однако именно
болота способствовали консервации руин
города, сохранив их практически нетронутыми
вплоть до 1752 года, когда во время строительства
новой дороги вдоль побережья и был открыт
древний Пестум.
Храм
Посейдона (равно посвященный Гере – покровительнице
этого региона) был возведен около 450 г.
до н. э. в дорическом стиле. Это было время
греческой классики, когда черты архитектуры
предыдущего, архаического, периода получили
широкое и свободное развитие.
В пропорциях храмовых сооружений была
преодолена тяжеловесность архаической
архитектуры. В больших храмах внутреннее
помещение (наос) обычно разделялось двумя
продольными рядами колонн на три нефа.
«Стропильными фермами не решались перекрывать
целлу в один пролет; колоннады давали
дополнительные точки опоры». В небольших
же постройках зодчие обходились без внутренних
колонн, принимавших нагрузку балок перекрытия
наоса. На торцевых фасадах перестали
возводить колоннады с нечетным числом
колонн, мешавших расположению входа в
храм в центре фасада. Обычным соотношением
числа колонн торцевого и бокового фасадов
становится 6 к 13 или 8 к 17. Число колонн
боковой стороны было равно удвоенному
числу колонн торцового фасада плюс одна
колонна.
Храм Посейдона возвышается над руинами
древнего города. Перед идущим по Священному
пути, от городских ворот, постепенно раскрывается
панорамный вид на сам храм и зеленую долину
вокруг. Сейчас у храма нет стен, он освещен
солнцем, и общее впечатление кардинально
отличается от того, которое он мог производить
в V в. до н. э. Через золотистые колонны
фасада, через целлу и весь объем храма
сейчас видно море, и вместе с небом оно
создает линию горизонта и общий фон, на
котором резко выделяются мощные колонны,
подчеркнутые светотеневой моделировкой.
Слева от храма поднимаются колонны Базилики,
но храм Посейдона, будучи выше и гармоничнее
по пропорциям, доминирует над долиной.
«Грекам никогда не приходит мысль выровнять
грунт, они принимают с минимальными поправками
тот участок, который дается природой,
и единственной их заботой является связать
воедино архитектурное произведение с
окружающим пейзажем». Храм Посейдона
был рассчитан на восприятие с разных
расстояний. Издали относительно невысокие
колонны создают впечатление несколько
меньшего, чем в действительности, сооружения,
очень компактного и строгого по формам.
Вблизи становятся ощутимыми общие размеры
храма. Контраст впечатления при взгляде
на сооружение издалека и вблизи способствует,
по мере приближения к нему, нарастанию
ощущения его мощи и величия. Этот прием
сопоставления нескольких точек зрения
вообще характерен для архитектуры эпохи
классики: зодчий создает образ, ориентированный
на зрительское восприятие, учитывает
и даже организует его движение.
Глава 2. Храм Посейдона (Геры)
в Пестуме.
Храм ориентирован по оси восток
– запад, как и все греческие
храмы, с входом на восточной стороне.
Это объясняется тем, что храм
был посвящен божеству – в посвященный
герою храм входили с запада, со
стороны Царства мертвых, расположенного,
согласно преданиям, в той стороне.
Здание возвышается на трехступенчатом
основании, и невысокий стилобат подчеркивает
ощущение равновесия и силы. Соотношение
колонн 6 к 14, колонны внушительные, массивные,
но кажутся легкими из-за частого расположения
каннелюр (24 по длине окружности). Каннелюры
сближаются к основанию, а в верхней части
слегка расходятся веером, к тому же вверху
колонна расширяется на 10 сантиметров,
что нивелирует оптическую иллюзию сужения
кверху и создает впечатление уравновешенности.
«Это великолепное и суровое здание с
колоннами, устремленными ввысь. Здесь
материал словно теряет свой вес, а его
золотистый цвет рисует, как по волшебству,
объем и пространство, и все его элементы
кажутся неотделимыми от линии моря, от
полей и от гор. Это произведение чувственной
религиозности эллинской души, воплощенное
на плодотворной почве души италийской».
Внутреннее пространство образовано тремя
нефами; две стены, разделяющие их, практически
полностью разрушены, от них сохранились
пилястры на оконечностях. Эти пилястры
и две центральные колонны разделяют перистиль
и пронаос. В пронаосе сохранилась тёсовая
кладка правильными рядами (два верхних
и два нижних блока лежат точно посередине
центрального). В наосе выделено еще одно
помещение – сокровищница. Уровень целлы
поднят над уровнем пронаоса на 140 сантиметров.
Если пройти в дверь в сохранившейся стене,
разделяющей пронаос и целлу, то можно
заметить справа – три пролета лестницы
из известняка, ведущей на крышу, а слева
небольшое пространство (возможно, для
симметричной лестницы). Деревянное перекрытие
храма опирается на деревянные же балки
и, в свою очередь, покрыто черепицей из
обожженной глины. В храме существовало
также чердачное помещение, которое могло
служить дополнительной сокровищницей.
Это подтверждается расположением лестницы
в самой целле, куда могли заходить только
жрецы.
В храме было два алтаря: один массивный
и величественный, изначально построенный
греками. «Жертвенник храма в Посейдонии
представлял собой каменный массив в виде
продолговатой площадки больших размеров,
на которой могли помещаться несколько
жертв одновременно». Второй – римский,
небольшой по размеру, возведенный вместо
разрушенного греческого, который перегораживал
новую римскую дорогу к форуму.
Глава
3. Храм Зевса в
Олимпии.
Одним
из самых прославленных сооружений классической
Греции был храм Зевса в Олимпии, созданный
архитектором Либоном из Элиды во второй
четверти V в. до н. э.. Олимпия расположена
на юге Греции, где около слияния рек Алфея
и Кладея, у горы Кронос, находится священная
роща Альтис. Храм Зевса высился в центре
священного участка, у склона Кроноса
находились выстроенные в ряд сокровищницы
и архаический храм Геры, возле которого
пролегал путь на стадион. Такая организация
архитектурного пространства и расположение
в нем зданий сокровищниц встречается
в разных комплексах архаического времени,
например, в Селинунте и Пестуме.
В 393 г. до н. э. византийский император
Феодосий I, насаждавший христианство
и преследовавший язычников, запретил
Олимпийские игры, проходившие в Олимпии.
А еще через 30 лет по приказу Феодосия
II Олимпию сожгли. Остатки города пострадали
от сильных землетрясений, а затем были
погребены под речными наносами. В 80-е
годы XIX в. здесь производили раскопки
немецкие археологи. Шесть лет освобождали
античный город от позднейших наслоений:
здесь нашли 130 мраморных статуй и барельефов,
13 тысяч бронзовых предметов, 6 тысяч монет,
до тысячи надписей, множество глиняных
изделий. Оказалось, что все храмы Олимпии
в той или иной мере сохранились. Храм
Зевса, возведенный между 468 и 456 гг. до
н.э., практически полностью разрушен и
сам по себе не может дать точное представление
о том, как выглядел раннеклассический
периптер. От храма сохранился только
фундамент и части колонн и стен. Его разоряли
пожары, землетрясения, а по приказу одного
из завоевателей колонны, диаметром два
метра, были разобраны и вместе со стеновыми
блоками разбросаны вокруг. Однако облик
этого храма можно с достаточной точностью
реконструировать по раскопкам, по описаниям
древних авторов и путем сопоставления
с современными ему храмами – например,
с храмом Посейдона в Пестуме, построенным
из золотистого местного известняка, в
котором канонические черты периптера
сочетаются с новыми тенденциями в архитектуре.
Храм Зевса был исполнен, как классический
дорический периптер (отношение колонн
6 к 13). В архитектуре Олимпии дорический
ордер предпочитали в течение долгого
времени (до ее завоевания Македонией).
Основной материал, из которого сооружен
храм Зевса – известняк твердой породы
(ракушечник), что давало возможность добиться
высокой точности и чистоты исполнения
деталей. «Храм всеэллинского Зевса»,
как называет его Павсаний, был покрыт
мраморной штукатуркой; мраморными были
скульптуры, метопы и черепица, «а самое
замечательное в нем – сто колонн из фригийского
мрамора». Пропорции храма отличались
строгостью и ясностью. Они практически
идеальны, и «можно сказать, что храмы
V века представляют собой варианты храма
Олимпии, отличающиеся большим или меньшим
изяществом, в зависимости от времени
их возникновения». При размерах здания
64 на 28 метров и высоте целлы – 20 метров,
контраст вертикалей и горизонталей, противопоставление
несущих и несомых частей конструкции
сглажены, а сама постройка выглядит более
гармоничной и естественной. Перед храмом
располагался небольшой алтарь – «овальный
холм, насыпанный из пепла жертвоприношений,
остальные жертвенники святилища были
из рогов жертвенных животных». Фронтоны
храма были украшены большими скульптурными
группами. Метопы наружного фриза, как
и в большинстве храмов периода ранней
классики, были лишены скульптурных украшений.
Бронзовые двери со створками высотой
10 метров, открывали вход во внутренние
помещения. 3а наружной колоннадой, над
портиками, на метопах триглифного фриза
были помещены скульптурные композиции,
по шесть на каждом фризе. Сюжеты этих
рельефов были тесно связаны с общественным
назначением храма, бывшего центром обширного
архитектурного ансамбля Олимпии — священного
центра общеэллинских спортивных состязаний.
На фронтонах были изображены сцены приготовления
к легендарному состязанию на колесницах
Пелопса и Эномая и битва лапифов с кентаврами,
на метопах – подвиги Геракла. Внутри
храма с середины V в. до н. э. помещалась
выполненная из золота и слоновой кости
статуя Зевса работы Фидия, облик которой
до нашего времени сохранился только в
изображениях на монетах.