Мобильность и вариабельность форм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 23:39, реферат

Краткое описание

Принципы мобильности в архитектуре и производстве мебели известны давно. Достаточно вспомнить кочевые юрты и походные шатры, складные ширмы и секретеры. В дизайне, основой которого являются принципы компактности и рациональности использования пространства, они приобретают особое значение. Способность элементов изменять свою внешнюю форму, приспосабливаясь под определенные функции и конкретные пространственные ситуации, является привлекательной чертой мобильности и активно используется дизайнерами в своей деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Мобильность и вариабельность форм.docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

Мобильность и вариабельность форм

 

Принципы мобильности в архитектуре  и производстве мебели известны давно. Достаточно вспомнить кочевые юрты и походные шатры, складные ширмы  и секретеры. В дизайне, основой  которого являются принципы компактности и рациональности использования  пространства, они приобретают особое значение. Способность элементов  изменять свою внешнюю форму, приспосабливаясь под определенные функции и конкретные пространственные ситуации, является привлекательной чертой мобильности  и активно используется дизайнерами  в своей деятельности.

 

Известной проблемой массового  индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой  продукции и вследствие этого  – однообразие внешнего вида изделий. На помощь дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых  элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям. Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет  использование различных цвето фактурных решений в отделке элементов. Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделии, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей.

 

Отличительными признаками формообразования объектов дизайна являются компактность и рациональность, мобильность и  вариабельность, использование в  их производстве новейших материалов и технологий, эффектность внешнего вида изделия, возможность его изменения  и адаптации к меняющимся условиям. Все эти качества дизайнер переносит  и на проектируемое им пространство. Кроме того, призванный обеспечить комфортность окружающей человека предметной и пространственной среды, дизайн во главу угла ставит эргономическую составляющую – принцип эргоцентризма. Для обозначения такого пространства, построенного на методах дизайна, в работе вводится понятие «дизайн-пространство». Его основными отличительными признаками являются:

- многофункциональность, а вследствие  этого высокий уровень мобильности  и вариабельности как дизайн-пространства в целом, так и формирующих его элементов;

- компактность и соразмерность  человеку, его геометрические размеры  определяются главным образом  на основе эргономических требований  при выполнении необходимых –  в связи с предназначением  дизайн-пространства – функциональных действий;

- высокий уровень комфорта (физиологического, эмоционально-психологического, эстетического)  и технического оснащения, а следовательно, интерактивность и интеллектуальность дизайн-пространства, способного реагировать на различные типы потребителя и подстраиваться под меняющиеся ситуации.

 

 

Как показывает исследование, использование  таких высококомфортных пространств микроуровня – дизайн-пространств – сегодня все больше выходит за пределы транспорта и производственной сферы, находят распространение при организации жилой среды, интерьеров общественных пространств, градостроительного партера, становясь новым шагом в развитии последнего по уровню комфортности и технического оснащения.

В работе были рассмотрены принципы различного взаимодействия дизайн-пространств с архитектурными пространствами:

- «тождество пространств», когда  дизайн-пространство по своим  габаритам совпадает с архитектурным и фактически является им;

- «дизайн-пространство в архитектуре», выделяясь в архитектурном пространстве  физически (стенами, перегородками,  рельефом и пр.) или условно,  психологически (цвето-графически, светом, фактурой материала, микроппластикой рельефа и пр.);

- «архитектура в дизайн-пространстве» в виде художественной стилистики формообравзования дизайн-пространства в целом, включения в качестве декоративного фрагмента или визуального контакта с архитектурным контекстом (»окно в архитектуру»).

 

Корпусная мебель

Компания "Твой Дизайн" специализируется на производстве корпусной мебели (прихожие, комоды, тумбы, шкафы, письменные столы). Мебель на заказ недорого - это главная идея в миссии нашей компании. Благодаря свой мобильности и вариабельности, корпусная мебель быстро завоевала авторитет среди покупателей. Заказывая корпусную мебель вы выбираете только необходимые для вас секции и отказываетесь от лишних. Вы платите только за то, в чем действительно нуждаетесь и собираетесь использовать. Корпусная мебель от производителя, изготовленная на заказ позволяет избежать громоздкости и задействовать малофункциональные углы дома или квартиры.Наша компания предлагает мебель на заказ, дизайн и производство которой будет реализовано на высоком уровне. Мебель на заказ по индивидуальному дизайн-проекту, производство из высококачественных материалов - мы гарантируем!

-

Мужество и социальный оптимизм этих энтузиастов и пытливых искателей  нового тем более достойны удивления, поскольку их деятельность проходила  в условиях почти полного хозяйственного разорения страны. То, что они  могли дать обществу реально полезного  — проекты совершенной мебели или одежды, в то время было не нужно: всё это почти не производилось. Более же сложные производства этим художникам были недоступны — они  не были технически подготовлены. Резкий разрыв между мечтами, теоретическими устремлениями «производственников» и насущными конкретными задачами, стоявшими перед новым обществом, в конце концов привел к упадку этого течения. Но хотя теории их были подчас беспочвенны и утопичны, их деятельность не прошла бесследно — она внесла в советскую художественную культуру дух истинного новаторства.

 

Параллельно художникам-«производственникам» работали производственники в полном смысле этого слова инженеры-конструкторы, которые в той или иной мере решали реальные вопросы проектирования вещей. Это было как бы другое течение, которое впоследствии вылилось в советский дизайн.

 

Новая Россия располагала хоть и  немногочисленными, но широко образованными  и талантливыми инженерными кадрами, которые уже на заре XX века по-своему решали вопросы эстетики и формообразования.

 Мобильность и вариабельность  форм. Большой потенциал в достижении  разнообразия общего внешнего  вида изделий имеет использование  различных цветофактурных решений в их отделке. Вариабельность -один из принципов формообразования в современном дизайне. Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проектируемых объектов, более точно отвечать тем или иным функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей. Многофункциональность элементов, их мобильность - возможность трансформации в зависимости от ситуации, - отражают суть дизайна, заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства. Рациональность и функциональность. Принципы функциональности и рациональности изначально лежали в основе философии дизайна и являются ведущими в современном дизайн-проектировании. Ориентированный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональные процессы и расположение оборудования. Рациональная компоновка предметов в значительной степени повышает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире. Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-технические мастерские, 1920-1926). Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной).

 Первая всемирная промышленная  выставка 1851 г., Хрустальный дворец  Джозефа Пакстона. Дворец промышленности и башня Эйфеля на всемирной выставке в Париже 1889г. Российская промышленная выставка 19 века. Российская инженерная школа. Гиперболы инженера Шухова. Стилевые направления в индустриальном формообразовании конца 19 века - начало 20 века:инженерный стиль, архитектурный стиль, кич, арт-нуво (модерн). Динамика стилевых направлений арт-нуво.

33. Что такое дизайн. История  становления профессии. «Дизайн  – это процесс производства  вещей, мудрое и творческое  решение человеческих проблем» (Брайен Хорриган). "Дизайн" в переводе с английского означает "замысел", "проект", "узор" ("замышлять", "проектировать"). В более узком, профессиональном понимании Д. означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной. В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" – "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи". Сегодня Д. – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление. Центральной проблемой Д. является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для Д. – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др. Удобство и комфорт в дизайне. Д. тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, Д. с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии Д. – достижение максимального эффекта при минимальных затратах. Мобильность и вариабельность форм. Многофункциональность элементов, их мобильность – возможность трансформации в зависимости от ситуации, – отражают суть Д., заключающуюся в рациональной организации предметов и пространства. Современность и стайлинг. Дизайнер разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы. Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок. Острое чувство современности – обязательная черта успешной деятельности. Целый ряд изделий (мебель, бытовые приборы и посуда), на протяжении десятилетий функционально практически не меняются. Однако дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь стайлингом – формально-эстетической модернизацией, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Гл. цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида. Высокая технологичность. Влияние новейших технологий и материалов на художественное формообразование особо ощутимо со второй половины XX в. Это привело даже к появлению в архитектуре и предметном творчестве нового художественно-стилевого направления "хай-тек" – стиль высоких технологий, принесший с собой новые материалы, новые принципы построения художественной формы. Новаторство. Ориентация на инновации. Законы рынка требуют постоянного поиска и быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение максимального экономического эффекта. Отсутствие традиций. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, где исторические традиции чтятся, оберегаются и имеют зачастую первостепенное значение, в Д. они не только отступают на второй план, но часто отсутствуют вовсе. О традициях в Д. можно говорить скорее применительно к традициям формообразования той или иной фирмы, ее фирменном стиле на рынке. Индустриальный дизайн – отсюда берет начало дизайн как "промышленное искусство". Орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, мебель и др.). Дизайн одежды и аксессуаров. Графический дизайн – одна из старейших и наиболее распространенных областей диз. деятельности. Искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Компьютерный дизайн. Программы не только проводят точные расчеты, определяя оптимальную форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, проверять его функционирование, в том числе и в экстремальных условиях. Компьютерный Д. стремительно развивается – из прикладного и обслуживающего он превращается в самостоятельный вид диз. деятельности. (Компьютерный телевизионный Д. с различными заставками передач, рекламными роликами и музыкальными видеоклипами. Компьютерные фильмы и мультфильмы. WеЬ-дизайн.) Арт-дизайн. Д. в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В Д. появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн". Дизайн архитектурной среды. В современной диз. деятельности все большее распространение получает Д. архитектурной среды: Д. интерьеров и организация предметно-пространственной среды города. Ландшафтный дизайн, когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, как правило, в высокоурбанизированной среде пешеходных улиц и городских центров, а также фитодизайн, как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере. Понятие "фирменный стиль". Понимается стилевое единство содержательных форм всех элементов промышленной фирмы – от среды до продукции. Фирменный стиль представляет собой совокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных приемов и элементов, специально и комплексно спроектированных для фирмы с целью создания определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Функции Д.: - социо-культурная; - эстетическая; - повышение комфортности; - коммуникативная (графический дизайн) История Д. неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, в особенности с историей развития техники и технологий. Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.). Возраст древнейших орудий труда 2,9 млн. лет. Первые орудия труда – ручные рубила – первобытный человек изготавливал из камня, вулканического стекла, кости, дерева. Ими можно было размельчать растительную пищу, очищать кожуру и кору и т.п. Рубило представляло собой универсальный инструмент со множеством функций. Это первый объект, который человек стремился сделать удобным в обращении, другими словами, "эргономичным". Поражает своей эргономичностью появившиеся еще в мезолите (среднекаменный век), лук и стрела. Они стали основным видом оружия вплоть до XVII в. Лук и стрела позволили человеку убивать животных и птиц на расстоянии 100-150 м, а в отдельных случаях длина полета стрелы доходила до 900 м. Лук открыл человеку тайну передачи и преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления, музыкального инструмента. Лук, тетива и стрела являются гениальным изобретением человечества, ставшим, по сути, первым технически сложным орудием. Искусственное добывание огня (ок.40 тыс. лет до н.э.), изобретение весла и лодки (ок. 10 тыс. лет до н.э.), давшее человеку первое транспортное средство; сверление, пиление и шлифовка камня (6 тыс.лет до н.э.), приведшие к настоящей революции в обществе; мотыжное земледелие (ок. 8 тыс. лет до н.э.). В конце каменного века человек создает первые искусственные материалы. Это текстиль и керамика. Земледелие >> глина >> для обмазки плетеных стен, а затем плетеной посуды. Обжиг глиняной посуды >> камневидность, водонепроницаемость и огнестойкость >> гончарное искусство, первые предметы быта из керамики – новые возможности для приготовления и хранения пищи. Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.). Первые дошедшие до нас изображения колесной повозки найдены в Месопотамии (IV тыс. до н.э.). Первые колеса были сплошными, из деревянных чурбаков. В местах, где было мало лесов (Китай, Турция) колеса вытесывались из камня. Колеса со спицами появились позже – примерно в 2000 г. до н.э. Они были легче и использовались для боевых колесниц. В 3 тыс. лет до н.э. люди начали применять металлы. Первым была – медь (ковка). В конце тысячелетия – бронза (медь + олово = больше прочность, лучше литейные качества). Бронзовые изделия имели более сложную форму, их украшали богаче, чем более древние медные. Литье с использованием разъемных каменных форм позволяло изготавливать первые тиражи. Постепенно, кроме ковки и литья, были открыты другие способы обработки бронзы – волочение, клепка, пайка и сварка. С развитием металлургии бронзовые изделия стали вытеснять каменные, но повсеместно распространиться, в отличие от железных, не смогли, поскольку руды цветных металлов имелись далеко не везде. Железный век (с 1 тыс. до н.э.). Античное время (VI в. до н.э. – V н.э.). Рабовладельчество. Появление ремесел как обособленного вида деятельности. Развитие ремесла и торговли >> образование городов >> специализация внутри ремесла >> специализация орудий труда. Специализация работника только на одном виде ремесла создала условия для появления целого ряда новых изобретений (плуг, мельница, прессы для винограда и маслин, грузоподъемные механизмы, способы термической обработки железа, применение пайки, штамповки и травления металла и мн. др.). Греция. Создание триеры >> господство на Средиземном море и торговые пути. Изобретение баллисты, катапульты >> зарождение науки механики. Изобретение «архимедова винта» – водоподъемного устройства, которое использовалось для орошения полей. Особенности применявшихся в античную эпоху технических приспособлений: 1. они применялись в первую очередь для перемещения в пространстве (подъема) предметов труда (груза, воды и т.д.); 2. их изготовляли в основном из дерева; 3. они были снабжены приводами, действовавшими по принципу вращения. Средние века (V в. – середина XV в.). Ранний и развитый феодализм. Изобретение стремени >> волна новых завоеваний. Основой производственных отношений стала собственность феодалов на главное средство производства – землю и труд земледельцев. Трудящиеся города (ремесленники и т. д.) также состояли в различных формах зависимости от отдельных феодалов или феодальных учреждений. Впервые цеховые объединения возникли в Византии (IX в.) и Италии (X в.), несколько позднее – во всех странах Европы, в том числе на Руси. Цех объединял городских ремесленников одного или нескольких близких промыслов. Цехи выполняли ряд функций: 1. утверждали монополию на данный вид ремесла; 2. устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий; 3. регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками. Цехи не были производственными объединениями, каждый ремесленник работал в собственной мастерской, со своими инструментами и сырьём. В большенстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось. В мастерской обычно работали её владелец - мастер, один-два подмастерья и несколько учеников, но членом цеха являлся только мастер. Взаимоотношение мастеров, учеников и подмастерьев регулировались цехом. В с/х. Колесный плуг. Бесколесные деревянные плуги. Железный тяжелый колесный плуг (приводился в движение быками, волами, лошадьми << хомут Х в.). Книгопечатание появилось в Китае в XI веке. Вырезанные из дерева доски, затем деревянные литеры, потом – чугунные литеры, изобретателем которых считается кузнец Би Шен. В Европе книгопечатание, по-видимому, было открыто независимо, его создателем был ремесленник Иоганн Гутенберг из Страсбурга. Чтобы получить качество, не уступающее рукописным образцам Библии, Гутенберг отлил 299 литер и знаков. В 1440 году Гутенберг изготовил свой первый печатный станок, а в 1455 году напечатал первую книгу – 42-строчную Библию >> распространение светской образованности. Эпоха Возрождения (IVX – XVI вв.). Начиная с XVI века происходит укрупнение цехового производства посредством кооперации цехов в мануфактуры (от лат. manus – "рука", factura – "изготовление"). Оно позволило провести еще большее разделение труда внутри предприятия. Это дало значительный рост производительности труда, при использовании тех же простых орудий производства, обеспечило вместе с ней рост заработка рабочих и уменьшение себестоимости изделий. Сужение видов деятельности каждого рабочего внутри мануфактуры до одной или нескольких операций привела к появлению специализированных орудий труда, наиболее полно отвечающих требованиям тех или иных операций. В России появилась во второй половине XVII века и действовала до первой половины XIX века. Была основана на крепостном труде и собственности государства. Способствовала развитию товарно-денежных отношений, усилению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.

 

     История искусства

Стиль в искусстве

Канон в искусстве

Истоки современной культуры

Архитектура Древнего Египта

ИЗО Древнего Египта

Архитектура античной Греции

Древнегреческая скульптура

Римская культура

Архитектура Византии

ИЗО Византии

Романский стиль

Готический стиль

Франция

Искусство Древней Руси

Храм св. София

Искусство 12-13 веков

Искусство 14-15 веков

Искусство 16-17 веков

Эпоха Возрождения

Средоточие культуры

Архитектура Возрождения

Художники и меценаты

Архитектура Италии

Живопсиь Италии

Скульптура Италии

Барокко

Классицизм

Русское искусство

ИЗО в России

Архитектура классицизма

Русская живопись

Реализм и романтизм

Новые направления

Модерн

Русский модерн

Стилевые формации

Советский период

История дизайна

Промышленная революция

Российские пионеры

Особенности модерна

Конструктивизм

Функционализм

Немецкий дизайн

Баухауз

Советский дизайн

Предвоенный дизайн

Дизайн США

Скандинавский дизайн

Послевоенная эпоха

Государственный дизайн

Дизайн постмодернизма

 


Информация о работе Мобильность и вариабельность форм