Московский Кремль. Архитектура Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:36, реферат

Краткое описание

Далеко в глубину веков уходит корнями история Московского Кремля.Первые упоминания о Москве появились на страницах древних летописей более восьми веков назад.
В Х1 — Х11 веках на западной окраине Суздальского княжества, на высокомхолме, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосеовый бор, в которомнаходилось небольшое укрепленное поселение.

Вложенные файлы: 1 файл

Московский Кремль.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

3 октября 1974 года в 14 часов59 минут  обновленные куранты были вновь  включены.

Ныне Московский Кремль-нетолько уникальный историко архитектурный памятник.Теснейшими узами он связан ссовременностью.Он живет полнокровной, динамичной жизнью, которая дает резонанс всамых отдаленных уголках планеты.                                                                                                                                                                                   Архетиктурный  ансамбль Кремляживописен и гармоничен. Его композиционным центром является величаваяколокольня Ивана Великого. Центральную, Соборную площадь Кремля, сложившуюся вконце XV — начале XVI века, образуют наиболеедревние постройки московского зодчества   соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения,Грановитая палата, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов извонница.Древние соборы Кремля- замечательные памятники русской национальнойархитектуры, сокровишницы ценейших произведений древней живописи и декоративно-прикладного искусства. Каждый собор   превращен  ныне в музей со своейнеповторимой коллекцией, которая собиралась в течениие столетий.

Главное место среди музеев-соборов занимает УСПЕНСКИЙ СОБОР ( 1475-1479). Он был  построен итальянским архитектором  Аристотелем Фиораванти. За образец  был взят Успенский собор города Владимира. Возведению собора придавалось огромноезначение. Великие   московские князьястремились  подчеркнуть и утвердитьмогущество столицы складывающегося централизованного Русского государства, а также  преемственность власти  от великих князей владимирских.Величавостьархетиктуры Успенского собора — в цельности и строгости его пропорций, вмогучем пятиглавии куполов. Внутри собора — высокие своды, удивительныйпростор, обилие света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбойпо дереву, драгоценой утварью, шитьем, Успенский собор поражал современниковсвоим великолепием, пышностью убранства, красочностью.                   Документы  рассказывают, что  в 1481 году художники Дионосий, Тимофей, Яреци Коня выполнили иконостас  собора.  Вероятно, эти же  мастера украсили его алтарь фресками. Изчастично  дошедшмх до нас живописныхкомпозиций Xvвека  интересны  фрески с изображением  «преподрбных»  на алтарной преграде, а такжекомпозиции: « Семь спящих эфесских», «Сорок  мучеников севастийских», и росписи Похвальского придела. Впервые  полностью собор был расписан в 1513- 1515годах.            Значительный интерес представляет сохраниваяся настенная живописьсобора  1642- 1643 годов, выполненнаябольшой артелью мастеров ( их было более ста). Лучшие живописцы земли Русскойбыли приглашены в столицу  государства.                                                        Стариннаянастенная живопись неоднократно поновлялась, записывалась маслом во времяремонтных работ,

при подготовке кторжественным церемониям.Первые попытки реставрации стенописи Успенского соборастали предприниматься с середины Х1Х века. Однако использованная мастераминесовершенная реставрационная техника тех времен привела к значительномуповреждению красочного слоя первоначальной живописи.   

      В 1960 годы из-под записей ХУ111- Х1Хвеков были раскрыты фрески ХУ11 века. Среди них вызвала интерес специалистовалтарная композиция «Успенье богоматери». Реставрационные работы в Успенском соборе ведутся и в настоящеевремя.        

 Иконы для главного собора  Кремляписали лучшие иконописцы.         

 В Успенском соборе веками  собиралисьтакже замечательные произведения декоративно-прикладного искусства работыталантливых русских мастеров.          

 Монументальные южные двери  соборапокрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполненыбиблейские сцены, затейливые орнаменты, славянские надписи. Легендарассказывает, что привезены они были из Корсуни Владимиром Мономахом.Однакоизображения московских митрополитов, художественный стиль не подтверждают этулегенду.Скорее всего, они выполнены в конце ХУ-начале ХУ1 века.            

 Ближе к южной стороне  соборанаходится резное деревянное царское место Ивана Грозного работы 1551 года.Натрех стенках трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походахвоинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царьграда в Москву царскихрегалий.У западного входа в собор помещен ажурный медный шатер, отлитый искуснымлитейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году.         

 

 

          Двадцать два огромных  паникадилаосвещают собор.Необычна центральная люстра, выполненная в виде огромного снопапшеницы.Как рассказывает легенда, она отлита из серебра, отбитого унаполеоновских войск русскими солдатами в 1812 году.         

 Успенский собор был не  только первымпо значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русскогогосударства, рассчитанным на проведение пышных, торжественных церемоний.ВУспенском соборе оглашались государственные акты.Здесь присягали на верностьмосковскому великому князю удельные князья, венчались на царство цари икороновались императоры.В соборе похоронены московские митрополиты ипатриархи.Их гробницы расположены вдоль стен.         

 В 1979 году исполнилось 500 лет  современи основания Успенского собора.          

 Архитектурно-археологическиеобследования здания, включившего в себя при сооружении фрагменты ряда древнихпостроек, выявили полную картину застройки собора: остатки древнейцеркви, фрагменты храма конца ХУ111 века, выполненные из белого камня, частикаменной кладки, относящиеся к 1326 году, и фрагменты известного только полетописи собора 1472-1474 годов, возведенного московскими зодчими Кривцовым иМышкиным.         

 Несколько лет велась комплекснаяреставрация ценейшего  памятникаархетиктуры Кремля. Для  предотвращенияосадки древние стены стянули стальными тросами, произвели цементацию контактафундамента с грунтом. Восстановили позолоченные покрытие кровель. Обновилинаружные росписи. Завершили раскрытие и реставрацию древних фресок XV- XVII веков внутри собора.         

 В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ  СОБОР-домовая церковь русских царей.Онявляется памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраныдостижения национальной архитектуры той эпохи. Построенный в стилераннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484-1489 годах, хрампервоначально был небольшой, увенчанный тремя главами. В 60-х годах ХУ1 векабыли возведены четыре одноглавые церкви(приделы) над галереями собора и двеложные- над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавоездание. В 70-х годах ХУ1 века для царя Ивана Грозного с южной стороныпристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом.С севера и запада собор имелкрасивые белокаменные резные порталы, выполненные русскими мастерами в ХУ1веке.Южный портал восстановлен в 1950 году в формах ХУ века по сохранившимсядеталям.              

 Внутри Благовещенский соборневелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах.Узападной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры доя царицы ицарских детей. Обращает на себя внимание необычный пол этого здания, набранныйиз плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.            

 В Благовещенском соборе  сохранилсяодин из древнейших русских иконостасов- памятник огромнойисторико-художественной ценности. В двух его ярусах( праздничном и деисусном )расположены произведения православных живописцев- А.Рублева, Ф.Грека и Прохора сГородца.Созданные в 1405 году, иконы перенесены в современный собор из древнегонесохранившегося храма.Большая часть икон написана Ф.Греком, замечательныммастером монументальной живописи.            

 Позже, в ХУ1 веке, псковские  мастерасоздают еще один, верхний, четвертый ряд иконостаса.Изображения пятого рядаотносятся к Х1Х столетию.В нижнем (местном) ряду иконостаса сохранилисьинтересные произведения древнерусской и византийской живописи начала Х1У века-«Спас на престоле» и «Богоматерь Одигитрия».Оклад иконостаса выполненмосковскими мастерами в Х1Х веке из золоченой чеканной бронзы с красочнойэмалью.           

 Почти все иконы этого  соборанеоднократно записывались, поновлялись.Считалось, что многие из них погибли вовремя пожаров.Начатые в 1918 -1920 годах реставрационные работы дали бесценнымтворениям новую жизнь.И по сей день советские реставраторы ведут в соборе и наобходной галерее комплексные научно-реставрационные работы.           

 Настенная фресковая живописьБлаговещенского собора, выполненная в 1508 году, принадлежит кисти художникаФеодосия.Северная и западная галереи собора расписывались в ХУ1 веке.Однакопозже, в ХУ11-Х1Х столетиях, эти работы проводились еще неоднократно.           

 Несколько столетий фрескинаходились под поздними записями-под слоями красок, нанесенными напервоначальную живопись.В 1946-1961 годах художники Центральных реставрационныхмастерских и села Палеха восстановили древнюю настенную роспись.На отдельныхучастках стен этого собора было снято до пяти и более поздних наслоенийкрасок.В 1970-1980-х годах специалисты Всесоюзного объединения Союзреставрацияраскрыли росписи 40-60-х годов ХУ1 века в северной и западной галереях.          

 В процессеремонтно-восстановительных работ в соборе были укреплены несущиеконструкции, изучена структура сводов, в трех верхних пределах отреставрированыкаменные полы ХУ111 века.Специалисты выполнили также золочение куполов иподзоров.           

 С западной стороны Успенскогособора расположена маленькая одноглавая ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ. Ее построилипсковские мастера в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры.Врезультате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церквизначительно изменился. Реставрационные работы, проведенные в 1920-х,1950-х и1960-х годах, позволили восстановить ее первоначальный архитектурный облик.           

 Храм стоит на высокомподклете.Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенкикоторых выше и шире боковых.Карниз заканчивается килевидной формызакомарами.Живописность зданию придают и фриз-пояс в виде декоративныхбалясинок и орнамента из обожженной глины (терракоты), и щелевидныеокна, расположенные на фасаде и барабане главки.           

 Интересно внутреннее убранствохрама.Свод покоится на четырех столпах.Стены и столпы сплошь покрыты живописьюстрого канонического содержания. Ее выполнили в 1644 году живописцы СидорПоспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а такжеСемен Абрамов.Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностьюисполнения, композиционно же фигуры росписейна столпах несколько великоваты длястоль камерного пространства храма.          

 В 1955-1956 годах настенная живописьцеркви Ризположения была расчищена от позднейших записей, промыта и закреплена.Вэто же время реставрировался иконостас, иконы которого были выполнены в 1627году артелью живописцев под руководством известного художника НазарияИстомина-Савина.Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированныеоклады, высокое мастерство исполнения ставят иконостас  в ряд замечательных произведений искусствапервой половины ХУ11 века.           

 Интерьер церкви украшают  двевеликолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанныекрасками  «тощие свечи». Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказупри патриархе Иосифе в 1643 году.            

 В древности церковь Ризположенияпримыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а ссередины ХУ11 века стала также дворцовой церковью.            

 В северо-западной части церкви  внастоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры.Здесь ввитринах представлены интересные и редкие экспонаты -резныеобразки, иконы, кресты, культовая скульптура ХУ-ХУ111 веков работы талантливыхнародных мастеров.            

 Напротив Благовещенского соборанаходится АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. Он построен в 1505-1508 годах итальянскимархитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при ИванеКалите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавогохрама, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные длявенецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса.Архангельский соборотличается нарядностью, обилием декоративных деталей.Фасады разделены стройнымипилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа.Полукружиязакомар декорированы белокаменными раковинами.            

 Северный и западный входы  собораукрашают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный входсобора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображениемсцены «Крещение Руси», находится в широкомуглублении-лоджии.             

 В конце ХУ1-начале ХУ11 века  свосточной стороны собора были пристроены два придела- святого Уара и ИоаннаПредтечи.В 1773 году, при закладке Большого Кремлевского дворца по проектуВ.И.Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены двамощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный обликпамятника.            

 Наряден интерьер Архангельскогособора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся нашести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два — в алтаре.Внутреннее пространство здания освещают двухъярусные щелевидные окна.             

 Собор был расписан во  второйполовине ХУ1 столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живописьсохранилась лишь фрагментарно ( в алтаре, на западной паперти ). В 1652- 1666годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководствомСимона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетнуюканву живописи ХУ1 века. Долгие годы эта стенопись находилась под грубымизаписями ХУ111 — ХХ веков, под слоем копоти и пыли. Во время научныхреставрационных работ 1953 -1956 годов поздгие наслоения были удалены и открытахорошо сохранившаяся живопись ХУ11 столетия. Ее изумительная красочная гамма,декоративнисть и жизнерадостность, разнообразие и богатство орнаментовсвидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве русских живописцевтого времени.              

Информация о работе Московский Кремль. Архитектура Москвы