Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:30, реферат
Лишь в конце XIX века в Россию пришли теории Виолле-ле-Дюка, которые пропагандировал, в частности, Н. В. Султанов (проект реставрации дворца царевича Димитрия в Угличе). Тем не менее предпринятая на рубеже XIX и XX вв. реставрация Мстиславова храма во Владимире-Волынском и Васильевской церкви Овруча далека от современных представлений о первоначальном облике этих храмов.
Историко-культурное наследие России понесло огромный урон от неумелых попыток реставрации обветшавших памятников старины, которые предпринимались в XVIII и XIX веках. Например, в 1722 г. архиерей распорядился прорубить огромные окна в домонгольском соборе Боголюбского монастыря, после чего тот рухнул. В 1830-е гг. во время варварской реставрации Дмитриевского собора во Владимире были снесены древние галереи и лестничные башни, заодно смыты фрески XII века. В 1860-е гг. в порядке реставрации собора Рождественского монастыря Н. А. Артлебен снёс его до фундамента и построил заново. В 1870-е гг. под видом реставрации была практически уничтожена Якиманская церковь конца XIV или начала XV века. Реставрация палат Романовых в Москве и в Костроме обернулась их основательной перестройкой.
Лишь в конце XIX века в Россию пришли теории Виолле-ле-Дюка, которые пропагандировал, в частности, Н. В. Султанов (проект реставрации дворца царевича Димитрия в Угличе). Тем не менее предпринятая на рубеже XIX и XX вв. реставрация Мстиславова храма во Владимире-Волынском и Васильевской церкви Овруча далека от современных представлений о первоначальном облике этих храмов.
Никола́й Влади́мирович Султа́нов (1850, Санкт-
Биография
Николай Владимирович Султанов
родился в 1850 году в Санкт-
До 1868 года обучался в Санкт-Петербургской пятой гимназии, после чего поступил в Строительное училище (с 1882 — Институт гражданских инженеров). В 1873 году выпущен из училища с аттестатом I-го разряда.
По окончании училища работал на государственной службе, преподавал в ИГИ. В 1878—1879, не достигнув тридцати лет, опубликовал «Курс истории архитектуры», в 1895 году занял должность директора ИГИ. С ранней молодости, был сторонником и вскоре идеологом византийского пути в развитии архитектуры. Под его руководством ИГИ стал фактическим центром проектирования в византийском стиле.
Для русских архитекторов
византийский стиль имеет громадное
значение, во-первых, потому, что он
может служить превосходным подспорьем
при проектировании православно-русских
церквей, для тех художников, которые почему-либо
не желают обращаться к нашему московскому
зодчеству XVII века, а во-вторых, потому,
что он послужил основой нашей первоначальной
архитектуры, а стало быть, его изучение
может служить для выяснения многих тёмных
и ещё не разгаданных сторон нашего национального
зодчества
История архитектуры. Курс лекций, 1879
Как практический архитектор, Султанов выдвинулся благодаря случайному знакомству с графом С. Д. Шереметевым. В 1878—1891 Султанов — домашний архитектор Шереметевых, затемЮсуповых; работал он и по заказам Д. С. Сипягина, И. И. Воронцова-Дашкова и др. высшей знати.
В Москве вместе с арх. В. Д. Померанцевым отреставрировал исторические Палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, пристроив к 1895 хозяйственные корпуса, конюшни и устроив ограду по образцу ярославской церкви Николы Мокрого.
Реставрировал имения и храмы по всей России, собрал массу материалов по истории российской, византийской и западноевропейской архитектуры, издал важнейшие для своего времени монографии по истории архитектуры.
С 1893 — действительный член Императорской академии художеств, активный участник российских и европейских научных обществ.
Общественная и научная деятельность Султанова, совпавшая с идеологией дома Романовых, сделала его имя хорошо известным при дворе. В 1892 Александр III лично пригласил Султанова, вместе с тремя другими архитекторами, к участию в «конкурсе» проектов будущего Петропавловского собора в Петергофе. В марте 1893 император выбрал из четырёх проектов именно султановский; постройкой собора, начатой в 1895, руководил его ученик Василий Косяков (1862—1921), вскоре — главный архитектор Морского собора в Кронштадте. Как следует из переписки двух архитекторов, именно Султанов побудил Косякова взять за основу Морского собора константинопольский Софийский собор.
Был женат на писательнице Екатерине Павловне Летковой, пережившей мужа почти на тридцать лет.
Могила Н. В. Султанова находится в Висбадене на погосте русской церкви.
Постройки
Наряду с перестройкой больших зданий и ансамблей, Н. В. Султанов работал и над небольшими сооружениями, но они не менее интересны по своим художественным качествам. В Донском монастыре им была построена изящная часовня (не сохранилась). "4 июня 1888был приглашен А. А. Козловой устроить часовню над могилами ее родных в Донском монастыре в Москве — часовня из чугуна вся покрыта орнаментом, в стиле ярославских «царских мест» и напрестольных «сеней». Проект был утвержден настоятелем монастыря. Часовня — лучшее произведение зодчего в этом жанре — стояла на затесненном участке некрополя Донского монастыря над семью надгробиями семейства Козловых и Хрущевых.
Реставрация
Нижегородский кремль
Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления — глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и посады его.
Первая попытка замены деревянной
крепостицы на каменный кремль относится к 1374 году, к эпохе Нижегородско-
При Иване III Нижний Новгород играет роль сторожевого города, имея постоянное войско и служа местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь начинаются работы над крепостными стенами. Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала постройка в 1500 году в прибрежной части города Ивановской башни, но основные работы развернулись с 1508 года и в короткие сроки — к 1515 году — грандиозное строительство было завершено. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьетро Франческо (Пётр Фрязин). Разрушению старых оборонительных сооружений — дубовых стен — способствовал огромный пожар 1513 года.
Двухкилометровая стена подкреп
С падением Казани Нижегородский кремль утратил своё военное значение, и в дальнейшем в нём размещались органы власти города, княжества и губернии.
При Екатерине II в 1785—1790 годах был произведён ремонт Кремля, в ходе которого была разобрана кровля, лежавшая на зубцах стены, а сами зубцы были укорочены более чем наполовину. После снятия кровли под воздействием атмосферных осадков кладка кремлёвских стен стала постепенно разрушаться. В конце 1930х по генеральному плану города часть стен и башен планировалось снести.
Во время Великой Отечественной войны кровли Тайницкой, Северной и Часовой башен были разобраны и на верхних площадках установлены зенитные пулемёты.
30 января 1949 года выпущено распоряжение
Совета Министров РСФСР о
С 1973 года отмечается начало практики передачи помещений крепости под коммерческие объекты. С 2005 года крепость подвергается интенсивным переделкам, которые существенно исказили её облик.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.
Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
В конце XVII века к храму
была пристроена новая широкая трапезная
с приделом великомученика Феод
В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век[6]. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.
В 1930-х годах в храме
служила братия Высоко-
Храм троици живоначальной в останкине
Первая деревянная церковь в селе Осташково (позднее Останкино) была построена в 1584 году при дьяке Щелкалове и была разрушена в Смутное время. Новая деревянная церковь строится с 1625 года по 1627 год князем Иваном Борисовичем Черкасским, которому поместье было пожаловано в 1617 году царем Михаилом Федоровичем.
Прошение о постройке
Шатровая колокольня храма в 1739 году была разобрана и к 1754 году вместо неё была построена колокольня в стиле барокко. В 1877 году по указанию графа А. Д. Шереметева она также была разобрана и к 1878 году на её месте вновь построена шатровая, более подходящая по стилю к храму, по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова.
Силуэт храма тогда был