Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:11, курсовая работа
Основная цель проектирования супермаркета (гипермаркета) – обеспечить удобство и привлекательность покупателям, обеспечить эффективное использование площадей для достижения планируемого уровня товарооборота и прибыли владельца. Технологическое проектирование предприятия торговли должно с
Такое планировочное решение не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.
В магазине установлено современное торговое оборудование и средства механизации, позволяющие максимально эффективно использовать торговую площадь, совмещая схемы пристенного и островного его размещения. Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара. Причем зона торгового зала четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе. Кроме того, каждая зона имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада.
Общая площадь 979 кв.м;
Торговая площадь 600 кв.м;
Складские помещения 379 кв.м.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.
В магазинах электронные торговые весы используются как продавцами, так и работниками склада. В последнем случае используется предварительная фасовка развесного товара до его попадания на полку магазина. Торговые электронные весы и предварительная фасовка позволяет увеличить конечную отпускную цену. Существует возможность увеличения стоимости товара в небольшом объеме. Также весы торговые электронные дают возможность ускорить обслуживание покупателей (все товары предварительно взвешены и запакованы).
Для оснащения магазинов используются кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные карты.
Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег непосредственно продавцом или кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг продавцы и кассиры проводят с применением кассовых аппаратов. Все применяемые кассовые аппараты зарегистрированы в государственной налоговой инспекции, как и книги кассира-операциониста. Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (товары, работы, услуги) перед применением зарегистрированы в налоговых органах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности. Они пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью или же на концы шпагата наклеивается плотный четырехугольник и по его углам поставлена чернильная печать, а на последней странице написано прописью количество листов и ставятся подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах – первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами.
Исправления в кассовой книге оговорены («Исправлено») и подписаны кассиром и бухгалтером. Ежедневно в кассовой книге подсчитываются обороты за день и остаток денег на конец дня.
Проанализировал наличие и правильность заполнения сертификатов или деклараций соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации или декларированию соответствия, а также удостоверение качества. Приложил по возможности копии сертификатов, деклараций на 2-3 наименования товара. Установил наличие сертификатов добровольной сертификации на пищевые продукты.
Санитарное
состояние предприятия торговли
соответствует установленным
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, к которому относятся различные инструменты, приборы, приспособления, устройства, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует:
• ускорению торгово-оперативного процесса;
• повышению культуры обслуживания покупателей;
• улучшению условий труда торговых работников;
• сокращению издержек обращения и др.
1. Рассчитаем
площадь универсама по его
составным функциональным
Определим помещения для приема, хранения и подготовки продовольственных товаров к продаже в зависимости от группы товара
Таблица 1
Расчет площади кладовой для продовольственных товаров
Наименование групп товаров |
Торговая площадь для этой группы товаров |
Норма площади кладовых на 10м2 площади торгового зала |
Норма площади кладовых на 1м2 площади торгового зала |
Расчетная площадь кладовой для требуемой площади торгового зала |
Мясо |
41 |
0,9 |
0,09 |
4 |
Рыба |
19 |
2,5 |
0,25 |
5 |
Гастрономия |
69 |
3,0 |
0,3 |
21 |
Молоко |
46 |
3,5 |
0,35 |
16 |
Фрукты |
22 |
4 |
0,4 |
9 |
Овощи |
55 |
8 |
0,8 |
44 |
Вина, пиво, напитки |
14 |
4,5 |
0,45 |
6 |
Хлеб |
32 |
5 |
0,5 |
16 |
Бакалея |
55 |
5 |
0,5 |
28 |
Кондитерские изделия |
28 |
3 |
0,3 |
8 |
Итого |
381 |
156 |
Определим помещения для приема, хранения и подготовки непродовольственных товаров к продаже.
Таблица 2
Расчет площади кладовой для непродовольственных товаров
Наименование групп товаров |
Торговая площадь для этой группы товаров |
Норма площади кладовых на 10м2 площади торгового зала |
Норма площади кладовых на 1м2 площади торгового зала |
Расчетная площадь кладовой для требуемой площади торгового зала |
Белье |
9 |
4 |
0,4 |
4 |
Обувь |
5 |
4 |
0,4 |
2 |
Трикотажные изделия |
23 |
4 |
0,4 |
9 |
Галантерея |
60 |
4 |
0,4 |
24 |
Посудохохяйственные товары, электротовары |
51 |
4 |
0,4 |
20 |
Культтовары |
27 |
4 |
0,4 |
10 |
Спортивные товары |
9 |
4 |
0,4 |
4 |
184 |
73 |
Определим площадь подсобных помещений.
Таблица 3
Площадь подсобных помещений
1 Для хранения
тары и обменного фонда |
Площадь, м2 |
-для продовольственного отдела (площадь 381м 2) |
=381*0,08=30 |
-для непродовольственного отдела (площадь 184 м2) |
=184*0,05=9 |
2 Моечная |
|
-для продовольственного отдела (площадь 381м 2) |
8 |
3 Бельевая |
|
-для продовольственного отдела (площадь 381м 2) |
8 |
4 Для хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств |
|
-для продовольственного отдела (площадь 381м 2) |
4 |
Итого |
59 |
Определим торговую
площадь (продовольственные и
Определим состав
и площадь административных и
бытовых помещений для
Таблица 4
Состав и площадь административных и бытовых помещений для персонала
Помещение |
Площадь, м2 |
Кабинет директора |
6 |
Контора |
16 |
Комната персонала |
20 |
Гардеробные |
30 |
Уборные |
9 |
Душевые |
4 |
Помещение для личной гигиены женщин |
6 |
Итого |
91 |
Определим общую площадь универсама.
Таблица 5
Общая площадь универсама
Наименование помещения |
Площадь, м2 |
Площадь торгового зала для продовольственных товаров |
381 |
Площадь торгового
зала для непродовольственных |
184 |
Площадь для дополнительных услуг |
35 |
Площадь кладовой для продовольственных товаров |
156 |
Площадь кладовой
для непродовольственных |
73 |
Площадь подсобных помещений |
59 |
Площадь административных и бытовых помещений |
91 |
Итого |
979 |
Рассчитаем соотношение торговой и неторговой площади.
Таблица 6
Соотношение торговой и неторговой площади
Наименование площади |
Показатель, м2 |
Доля, % |
Торговая |
650 |
66 |
Неторговая |
329 |
34 |
Итого |
979 |
100 |
Отношение торговой площади к общей: K= Sm / Sо,
где Sm – торговая площадь; Sо – общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая площадь
магазина «Иволга» составляет 979 м2, из
них 600 м2 – торговая площадь. Находим
коэффициент соотношения торгов
К = 600/979 ≈ 0,6 %
Следовательно, торговая площадь магазина составляет 60% общей площади, а неторговая площадь – 40%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как значительная ее часть предназначена для обслуживания покупателей, а не для выполнения функций складского звена.
Планировка торгового зала магазина представлена в приложении 1.
Торговый зал магазина разделен на зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла. Товары в магазине группируются по секциям в зависимости от ассортиментной группы товаров. При выкладке товаров используют вертикальный способ выкладки. При вертикальном способе выкладки («ленточная» выкладка) одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Преимущество этого способа — хорошая обозримость и более четкое разграничение выложенных товаров. Для размещения отдельных групп товаров (мясо, рыба, сыры, колбасы) используются холодильные установки.
Продажа товаров в магазине на принципах самообслуживания. Кроме того осуществляется и традиционным способом, через прилавок когда производится нарезка и взвешивание товара на рабочем месте продавца. Для ознакомления покупателей с ассортиментом товар выкладывается на прилавках.
При размещении продукции в магазине соблюдаются следующие принципы:
наиболее продаваемую продукцию располагать на уровне глаз покупателя;
размещать на стеллажах и стендах не более 3-5 экземпляров одного вида продукции, остальную располагать на складе или в подсобном помещении;
размещать продаваемую продукцию по цветовой гамме;
Информация о работе Организация и проектирование торгового предприятия