Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:51, реферат
Первоначальный эскиз 1861 года значительно отличался от осуществленного памятника. Очевидно, предназначение памятника: запечатлеть матушку-царицу в ее любимой загородной резиденции — подсказало художнику изящную камерную композицию. Микешин представил Екатерину обаятельной женщиной, с непринужденной грацией держащей в руках венок и лиру - символы славы и искусства. На четырехгранном постаменте, прихотливо изогнутом в стиле рококо, должны были разместиться медальоны с портретами Румянцева, Суворова, Потемкина и воспевавшего победы екатерининских орлов Державина, но профессора Академии нашли, что пропорции пьедестала не соответствуют величине фигуры, проект недостаточно монументален, а лира в руках императрицы
Завершая обход памятника, зритель подходит к фигурам Державина и Дашковой, символизирующим искусства и науки, процветавшие в век Екатерины.
Гавриил
Романович Державин (1743—1816) обратил
на себя благосклонное внимание императрицы
напечатанной в 1783 году одой «Фелица».
Царица сочинила для своего двухлетнего
внука Александра сказку о царевиче Хлоре,
которому мудрая Фелица дает на помощь
своего сына, по имени Рассудок, чтобы
юноша смог найти розу без шипов — символ
ничем не омрачаемого счастья. Поэт, получивший
за свою оду золотую табакерку с 500 червонцами,
мог, казалось, рассчитывать на то, чтобы
войти в круг влиятельных царедворцев.
Некоторое время он даже был статс-секретарем
императрицы и пользовался правом входить
в ее кабинет с докладами. Однако карьера
чиновника Державину не удалась. Его стремление
решать дела по справедливости, излишнее
усердие в поисках истины оказались неуместными,
и царица велела отставить его от всех
дел, сохранив ж за
ним чин сенатора. «Пусть пишет стихи»,
— сказала Екатерина, и, действительно,
имя Державина навсегда осталось в первом
ряду русских поэтов.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова
Княгиня
Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810)
изображена скульптором углубившейся
в чтение книги. Благодаря ее увлечению
серьезной литературой, за ней рано утвердилась
репутация ученой девушки — она знала
три языка, была знакома с философией французских
просветителей. Этим отчасти компенсировались
изъяны ее внешности: она была маленького
роста, движения ее были быстры и резки,
у нее был приплюснутый нос и толстые щеки.
Екатерина Романовна происходила из семьи
графов Воронцовых, известной рядом европейски
образованных, либерально мыслящих деятелей,
занимавших важные дипломатические посты.
Познакомившись в пятнадцать лет с великой
княгиней Екатериной Алексеевной, она
стала ее восторженной и романтической
почитательницей. Муж Екатерины Романовны,
князь Михаил Иванович Дашков, был близок
к кругу графа Никиты Ивановича Панина,
воспитателя великого князя Павла Петровича.
В этом кругу зрели намерения отстранить
от престола Петра III и до совершеннолетия
Павла передать власть его матери, Екатерине.
19-летняя княгиня Дашкова искренне считала,
что является главной пружиной заговора,
в котором, однако, играла второстепенную
роль. После смерти мужа в 1764 году Дашкова
переехала в Москву, долго путешествовала
за границей, где познакомилась с Д. Дидро,
Вольтером, А. Смитом и другими известными
мыслителями того времени. В 1783 году Екатерина
II назначила свою давнюю приятельницу
директором Петербургской Императорской
Академии наук, и тогда же, по замыслу Дашковой,
была основана Российская Академия —
учреждение, занимавшееся составлением
словаря русского языка. Как президент
этой академии и директор Петербургской
Академии наук Дашкова много сделала для
организации различных исследований и
научных экспедиций. В 1794 году императрица
отправила ее в отставку, недовольная
тем, что в издававшемся Дашковой журнале
«Российский феатр» была опубликована
антимонархическая трагедия Я.Б. Княжнина
«Вадим Новгородский».
События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война (1877—1878) — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Архитектор Д.И.Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Перед Александрийским театром предполагалось устроить фонтан, также украшенный скульптурой. Это еще ярче выявило бы сходство петербургского памятника с близкими ему по времени сооружениями в Европе. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах. В рост должны были быть изображены: граф Н.И. Панин, адмирал Г.А. Спиридов, писатель Д.И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А.А. Вяземский, фельдмаршал князь Н.В. Репнин и генерал А.И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н.И. Новиков, путешественник П.С. Паллас, драматург А.П. Сумароков, историки И.Н. Болтин и князь М.М. Щербатов, художники Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, архитектор А.Ф. Ко-коринов, фаворит Екатерины II князь Г.Г, Орлов, адмиралы Ф.ф. Ушаков, С.К. Грейг, А.И. Круз, военачальники: граф З.Г. Чернышев, князь В.М. Долгоруков-Крымский, граф И.Е. Ферзен, граф В.А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М.Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я.И. Сивере, дипломат Я.И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П.Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П.И. Панин и И.И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И.И. Меллер-Закомельский. На изготовление моделей было отпущено в Академию художеств 185 525 рублей, но, кроме трех бюстов, изготовленных скульптором М.П. Поповым, ничего не было сделано, и проект остался неосуществленным.