Понятие "архитектурное
проектирование" в отличие от
понятия "архитектура" имеет всего
два смысла:
1) Это наименование творческой
деятельности архитектора в границах
его непосредственной профессиональной
задачи, и уже потому оно не
охватывает массу конкретных задач
практики (чертежи, памятные записки, финансовые
документы, нередко технические расчеты
и т.п.).
2) Обозначение взаимосвязанных
видов профессиональной деятельности,
включающего собственно архитектурное
проектирование, инженерию, экономику,
планирование, управление, вспомогательные
службы – все то, что вместе образует "архитектурно-проектный
институт" или иную форму (бюро, отдел)
коллективной работы над созданием проекта.
Непосредственным результатом проектных
действий дизайнера и архитектора
является преобразование одних моделей
в другие. Это осуществляется до тех пор,
пока некоторая модель не оказывается
решением исходной проектной задачи. Художественные
модели и есть тот материал, с которым
имеет дело проектировщик в процессе своей
деятельности.
В системе художественно-проектного
мышления модель выполняет четыре функции,
позволяя:
- модельно изображать объект проектирования;
- конструктивно переформировывать объект, приводя его в соответствие с идеалом формы (выбранной системы мышления);
- выражать свое отношение к объекту проектирования (и предполагаемое отношение потребителя);
- наконец, выявлять идею проекта, то идеальное содержание, которое посредством деятельности проектирования вносится в предметную реальность.
Все эти четыре функции
присущи одному материалу — моделям.
Модель строится всякий
раз, когда проектировщик сталкивается
с проблемной ситуацией.
Проверка правильности
и оригинальности проектного решения
проводится на 3-ех уровнях:
1) Тектоническая структура,
композиция
2) Уровень ассоциативного восприятия: а) стремление
к более проверенным, апробированным сочетаниям
, которые более понятны потребителю.
б)стремление следовать
к более понятным сочетаниям для
потребителя
в) стараться исключать
аналоги, которые способны отвлечь
зрителя.
3) Стилистические характеристики.
Стиль является совокупностью
визуальных образных характеристик,
выражающих художественными средствами
определенную систему ценностей,
присущей к какой-либо группе.
Это многослойное явление,
формируемое комплексом жизненных обстоятельств, составляющей которого
являются природные композиционные системы
и характеристики: а) стремление
к новизне;б) понимание системы ценностей
данного общества или группы людей; использование,
восприятие новых технологических
инженерных систем..
В процессе А/п всегда немаловажной составляющей в проектировании
является не только фантазия,
вкус и мастерство автора, а также его
личное отношение к какому-либо стилю.
Выделяется 4-ре не художественных стиля
в архитектуре:
1) Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре
— направление в архитектуре, доминировавшее
в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.
Использование элементов так называемых
«исторических» архитектурных стилей
(неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) называют эклектикой в советской
и российской практике. Эклектике присущи,
с одной стороны, все черты европейской
архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально
другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.
Формы и стили здания
в эклектике привязаны к его
функции. Так, в российской практике,
русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства,
но практически не применялся в частных
постройках.
2)Готика —период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной
и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готический стиль, в основном, проявился
в архитектуре храмов, соборов, церквей,
монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. Для готики характерны арки
с заострённым верхом, узкие и высокие
башни и колонны, богато украшенный фасад
с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля
подчёркивают вертикаль.Церковь монастыря Сен-Дени - первым готическое архитектурное
сооружение..
3) Классика - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты,
строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность
планировки и четкость объемной формы.
Основой архитектурного языка классицизма
стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.
Для классицизма свойственны симметричн-осевые композиции, сдержанность декоративного
убранства, регулярная система планировки городов.
4) Техно - хай-тек В 1990-е возникло новое направление
в архитектуре – техно стиль, который
иногда рассматривают как направление
хай-тек. Для техно стиля характерно гротескное
изображение повсеместного технологизма.
Здания прозрачные, стеклянные стены изгибаются
по сложной кривой, а элементы коммуникаций
вынесены за стену – трубы служат своеобразным
элементом декора, что дает вызов традиционному
уюту и гармонии .
До настоящего времени
формальным основанием для организации
А/п является "типология", осуществляемая
по предметному основанию: деление
на архитектуру жилых, общественных,
промышленных и сельскохозяйственных сооружений и стоящее особняком
градостроительство.
В данном случае, типология
- это не просто типология, а классификация
по предметному признаку, так как
в ней отсутствуют действительные
содержательные основания для выделения
качественно различных типов архитектурного решения
и архитектурного проектирования. Во-вторых,
это предметное основание для классификации
опирается на случайные "функционально-технологические"
признаки сооружаемых объектов и не выдерживается
строго даже в рамках формальной организации
А/п. Наконец, в-третьих, это расчленение
чрезвычайно бедно и не включает целые
классы задач, которые практически решаются
в системе архитектурного проектирования:
интерьеры, сооружения-приборы (обсерватории,
радарные станции, лаборатории и т.п.),
дорожные и ландшафтные сооружения.
- -