Постмодернизм в архитектуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Теоретические концепции архитектуры, появившиеся во второй половине XX в., не представляют собой целостной концепции, скорее, это отдельные идеи, эссе, саморефлексия новаторов строительной практики или попытки придать философскую окраску отдельным поискам. Так, например, в книге американского архитектора Р. Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» («Complexity and Contradiction in Architecture», 1967) автор провокационно писал о том, что ясные и четкие формы в архитектуре «скучны и неинтересны», а «гибкие и двусмысленные, компромиссные» ему нравятся больше.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические концепции архитектуры.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

Тезис о том, что постмодернистская теория складки  перенесла акцент архитектурного искусства  с готовой формы на стадию ее становления  и созревания авторской идеи очевидно ложный. В архитектурной теории категорию композиции всегда рассматривали не столько в качестве готового продукта, сколько в развитии. Иными словами, композиция «мыслится, реализуется и воспринимается как процесс, регулирующий развертывание идеи» [12]. Об этом писали классики теории архитектуры, многие зарубежные и отечественные исследователи, в том числе и автор настоящей статьи в одном из предыдущих выпусков журнала [13]. В художественном творчестве процесс важнее результата, мысль художника важнее ее материализации, как правило, несовершенной и неполной. Этот закон распространяется как на традиционное, так и на модернистское и постмодернистское искусство, в том числе на «органическую» и на фрактальную архитектуру, на метаболизм «органического роста и становления здания как живого организма».

Можно подвести следующие итоги:

1. В результате  усиления многообразия методов,  способов и приемов проектирования, уравнивания разнообразных источников  и прототипов на рубеже XX –  XXI вв. очевиден коллапс стиля.  Архитектура более не подчиняется законам преемственности форм.

2. Типичная  для эстетики постмодернизма  компиляция источников создает  эстетическую нейтральность проектируемых  объектов, они как бы выводятся  из области традиционных оценочных  категорий пропорциональности, масштабности, уравновешенности, целостности, тектоничности, гармонии и красоты. Это, в свою очередь, порождает социальное равнодушие.

3. Изучение  истории архитектуры в границах  идеологии постмодернизма не  имеет значения, поскольку каждое  новое направление начинается  с чистого листа. Накопления опыта работы над формой не происходит.

4. Содержание  традиционного образования архитектора  также теряет смысл, ведь каждое  новое направление, в отличие  от истории классических архитектурных  стилей, имеет собственную историю  и цикл развития, не превышающий жизни одного поколения зодчих. Эти направления не имеют корней в прошлом и продолжения в будущем.

5. Дальнейшее  развитие методологии архитектурного  проектирования, в том числе с  использованием компьютерных технологий, оказывается возможным лишь на путях программного (системного) дизайна. Таким образом, современное дизайн-проектирование поглощает традиционно-архитектурное. Исключение составляют неотрадиционализм и ретроспективизм.

1 The Language of Post-Modern Architecture, Rizzoli, NY 1977, revised 1978, Third Ed. 1980, Fourth Ed. 1984, Fifth Ed. 1988, Sixth Ed. 1991, Academy Editions London 1977, 1978, 1980, 1984, 1991.

2 Jencks, Ch. The Presence of the Past // Catalogue to the First International Exibition of Architecture. La Biennale di Venezia. Milan, 1980. Цит. по: Добрицына И. А. / И. А. Добрицына. Эволюция теоретических концепций постмодернизма // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени. – СПб.: Коло, 2009. – С. 556.

 

Библиография

  1. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. – С. 253–254.
  2. Дженкс, Ч. Язык архитектуры постмодернизма  / Ч. Дженкс. – М.: Стройиздат, 1985.
  3. Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста / У. Эко. – М.: Симпозиум, 2005. – С. 117–121.
  4. Добрицына, И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки /  И. А. Добрицына. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.
  5. Kurokava, K. Intercultural Architecture. The Philosophy of Simbiosis  / K. Kurokava. – London, 1991. – P. 312.
  6. Добрицына, И. А. Осмысление нелинейной парадигмы в архитектуре и моделирование новой целостности: теория «складки» и концепция «формы-движения» / И. А. Добрицына // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени. – СПб.: Коло, 2009. – С. 599.
  7. Делёз, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Ж. Делёз. – М.: Логос, 1997. – С. 171–172.
  8. Ганжа, Р. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко : рецензия [Электронный ресурс] / Р. Ганжа // Русский журнал 3.11.98.: http://old.russ.ru/journal/kniga/98-11-03/ganzha.htm  (дата обращения: 25.02.13).
  9. Кудрявцев, П. Теория и практика Грэга Линна [Электронный ресурс] / П. Кудрявцев  // Современный дом, 2005. – URL:http://archi.ru/files/press/kudryavtsev/dom_09_02_2005_04.htm 
  10. Соколкова, Е. М. Дигитальная архитектура как метафора человеческого организма [Электронный ресурс] / Е. М. Соколкова. – URL: // http://www.karaul-club.ru/index.php/digitalnaya-arkhitektura/item/38html
  11. Орлова, Э. А. Художественное проектирование как мировоззрение / Э. А.  Орлова // Проблемы дизайна-6: сб. ст. – М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2011. – С. 123–162.
  12. Даниэль, С. М. Картина классической эпохи: Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века / С. М. Даниэль. – Л.: Искусство, 1986. – С. 122.
  13. Власов, В. Г. Архитектурная композиция: опыт типологического моделирования [Электронный ресурс] / В. Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2012. – №3 (39).  – URL: http://archvuz.ru/2012_3/1

 


Информация о работе Постмодернизм в архитектуре