Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Содержание

Введение
Версальский ансамбль
Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом
Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Введение
  2. Версальский ансамбль
  3. Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом
  4. Дворцово-парковый ансамбль Шёнбрунн близ Вены
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Дворцово-парковый ансамбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана  с господством стилей барокко и особенно классицизма. В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок — шпалер.

Позднее на их основе сложились  основные типы парков:

  • террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);
  • регулярные «французские» (с боскетами, аллеями, партерами и водоёмами геометрически правильных форм);
  • пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта — с лужайками);
  • миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испано-мавританских дворах; японские сады — символические композиции из воды, растений и камней).

Первые в  России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.

 

 

 

  1. Версальский ансамбль

Дворец и  парк Версаля - один из выдающихся архитектурных  ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец - первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров, которые создали сложный и законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века.

История парка и дворца тесно связана с развитием  абсолютизма. Строительство Версаля  было задумано и осуществлено во второй половине XVII века, когда абсолютизм достиг высшей ступени своего могущества. В строительстве выражены идеи прогрессивной для своего времени централизованной монархии, покончившей с феодальной раздробленностью государств и объединившей Францию. Искусство Версаля является выражением законченного и последовательного мировоззрения эпохи классицизма.

В 1662 году Версаль начал  строиться по плану Андре Ленотра, который к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт,Со, Сен-Клу и др.). В качестве образца была принята архитектура дворцово-паркового ансамбля Во-ле-Виконт, принадлежавшего Николя Фукэ, великолепный замок, и роскошный парк которого вызвали зависть Людовика XIV.

Ленотр начал со строительства  города, рассчитанного на тридцать тысяч человек,  в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа: в Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же на место относительно небольших городских ворот Ленотр поставил грандиозный королевский дворец, приподнятый на террасе; в Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале - около ста; в Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24градусам, а в Версале 30 градусам.

Далее Ленотр сохранил двухчастность  общей планировочной композиции, делящейся на городскую и загородную: парковая зона Версаля была создана в виде гигантской композиции общей протяженностью около 3 км, что определялось предельной видимостью самых отдаленных участков парка. Парк разделялся на три части: партерную, прилегавшую непосредственно ко дворцу, боскетную и лесопарковую. Протяженности этих частей последовательно нарастали по мере удаления от дворца к периферии парка.

Вся композиция парка подчинялась  главной оси, начинавшейся в центре дворца и пересекавшей партерную  часть, где по ее сторонам располагались огромные плоские зеркала водных бассейнов. Далее на главной композиционной оси находился партерный спуск длиной 300 м, шириной 60 м, называвшийся «Зеленым ковром», который рассекал боскетную часть парка на две половины. Затем на этой оси находился огромный крестообразный канал протяженностью 1600м, длиной поперечной его части 1000 м, шириной свыше 50 м, располагавшийся в центре лесопарковой зоны. И, наконец, вся композиция парка заканчивалась широкой тополиной аллеей, уводившей взгляд к далеким окрестным горизонтам.

Немаловажно так же значение поперечных осей. Первая из них (с севера на юг) проходит мимо паркового фасада дворца, заканчивается к северу фонтаном Нептуна, а к югу – озером Швейцарцев. Вторая поперечная ось представлена каналом, завершенным к югу небольшим зверинцем, а к северу – Трианоном, самостоятельным маленьким ансамблем.

Непосредственно у дворца на террасе расположены два водных зеркала, по сторонам от них находятся  южные и северные партеры, которые  занижены на 1 метр. Такая разница  уровней имеет целью провести четкую грань между центральной частью и боковыми участками, а так же слегка нарушить монотонность плоского рельефа. Стриженые конусообразные пирамиды, окаймляющие партеры, создают определенный ритм.

 Значительные размеры  подчеркивают величие первой части парка, они определяются не только масштабом самого дворца, но и функциональной ролью – они служат для толпы придворных во время прогулок и праздников и для восприятия прекрасной перспективы.

К югу от партеров начинается понижение территории, достигающее 13 метров. Вследствие этого были воздвигнуты подпорная стена и монументальная лестница, известная под названием лестницы ста ступеней. Заниженный участок был использован для устройства оранжереи и специального «оранжерейного партера», за которым был устроен искусственный водоем – озеро Швейцарцев. Таким образом, был использован рельеф, осушено болото и раскрыта интересная перспектива на юг.

Северный отрезок первой поперечной оси также имел небольшой  уклон. Стараясь по возможности использовать пластику рельефа, Ленотр устроил аллею Детей, расположенную  между боскетами и завершающуюся обширным бассейном Нептуна с множеством водометов. Такое расположение бассейна было весьма удачным, так как благодаря понижению этой части территории к нему обеспечивается большой приток воды.

При разработке композиции парка были очень удачно использованы природные условия. Это особенно касается приспособления неблагоприятных  условий: местность, на которой был  создан парк, представляла огромную болотистую низину, огражденную возвышениями с севера и юга. При устройстве парка, прежде всего, были проведены мелиоративные работы, в ряд которых входило создание каналов, предназначенных для прогулок на лодках, для праздников на воде, также он открывает величественный вид на окружающий ландшафт и дает представление о грандиозной парковой композиции. 
Весь ансамбль Версальского парка был ориентирован Ленотром на запад, с тем, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности большого канала. Вообще весь ансамбль был построен на контрасте живой природы с ее постоянными сменами времен года, дней и ночей, с искусственной природой парка, подчиненной строгим законам классической композиции.

В классицизме Ленотра  преобладало зрительное начало: сад  был как бы продолжением дворца, а дворец – непременным центром сада, его частью. Отсюда разбивка сада по такому принципу, чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада. Пространство было открытым, не заслоненным. Большие водные «партеры» как бы служили гигантскими зеркалами, увеличивавшими пространство. Присущий барокко и Древнему Риму принцип осевого пространства реализован здесь в грандиозной осевой перспективе спускающихся террасами зеленых партеров и аллей, уводящих взгляд наблюдателя вглубь к находящемуся вдалеке крестообразному в плане каналу и далее в бесконечность. Подстриженные в форме пирамид кусты и деревья подчеркивали линейную глубину и искусственность созданного ландшафта, переходящего в естественный лишь за границей основной перспективы.

Всё творчество Ленотра шло в этом направлении, и перспективность явилась у него средством выражения принципа абсолютизма. Вся садово–парковая семантика Версаля служила прославлению «короля солнца».

Версаль как архитектурно - парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним строителем подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. Его строительство сложилось за несколько периодов. В1661 году перестройку маленького замка Людовика XIII поручили архитектору Лево, одному из лучших зодчих эпохи. В результате этого западный, парковый фасад удлинился втрое. Южный и северный фасады тоже удлинились за счет двух изысканных по формам корпусов. Лево умер, не закончив оформления передней части дворца, которую осуществил Франсуа д'Обрэ, поставивший по линии восточных торцов дворца решетку с двумя павильонами. Так был образован «Королевский двор».

В результате второго строительного  цикла Версаль сложился в целостный  дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза  искусств - архитектуры, скульптуры, и  садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии.

Поэтому для перестройки  Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса. Он еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. 

Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца приобрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами.

В Версальском  ансамбле пространственный размах Барокко  сочетается с характерной для  классицизма рациональностью построения, это оказало определяющее влияние  на развитие градостроительства и паркового  искусства многих европейских стран

 

  1. Дворцово-парковый ансамбль в Стрельне под Санкт-Петербургом

Дворцово-парковый ансамбль Стрельны расположен в 27 км от Санкт-Петербурга. Название места связано с речкой Стрелкой, которая впадает здесь  в Финский залив.

Когда победы русских войск над  Швецией надежно обеспечили безопасность Петербурга и окружающих его земель, а недавно основанный город превратился в столицу России, начались работы по созданию летних царских резиденций на южном берегу Финского залива.

Во время своих путешествий  Петр I имел возможность видеть большую часть европейских садов. В Версале он был принят с особенным блеском, и впечатление было настолько сильным, что Петр решил устроить и у себя сад не хуже того, что у французского короля. Таким образом, под влиянием Версаля была задумана Стрельна.

Это место было выбрано Петром I в 1710 году в виду того, что протекающую  здесь речку Стрелку легко  было использовать для устройства фонтанов.

Тогда же началось сооружение будущего Орловского (Заводского) пруда - основного  резервуара для действия будущих каскадов и фонтанов, подготовка местности для строительства дворца и Нижнего сада. Царь заказал грандиозный план дворца и парка в 1716 году принятому на русскую службу архитектору Б. К. Растрелли, затем Ж.-Б. Леблону, который положил в основу своей композиции уже строящуюся систему каналов и своеобразный водный партер у подножия будущего Большого каменного дворца. Склон от дворца к партеру решено было террасировать, а затем превратить в водный каскад с фонтанами. По его проекту началось преобразование обширных территорий в районе Стрельны. На основе лесного массива к юго-востоку от реки Кикенки создавали Большой парк, распланированный с помощью системы параллельных и радиальных просек, которые были "стянуты" в две гигантские звезды. Между реками Стрелкой и Кикенкой на верхней террасе разбивали Малый парк, или Лабиринт, а также "овощной сад". Продолжали подготовку к устройству регулярного Нижнего сада: выравнивали и подсыпали территорию, подрезали склон террасы, укрепляли берега каналов, засыпали русло Стрелки, прокладывали продольные и поперечные дороги, вдоль которых сажали тысячи деревьев. В июле 1717 г. после визита во Францию Петр фактически отменил реализацию леблоновского проекта Нижнего сада.

Информация о работе Сравнительный анализ Версальского ансамбля и дворцово-парковых ансамблей в Стрельне под Санкт-Петербургом и Шёнбрунн близ Вены