Становление особенностей стиля Антонио Гауди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

Основными вехами биографии испанского зодчего стали годы работы над главными его произведениями. В них можно проследить развитие творческой манеры мастера, его же характер и внутренний мир уже были сформированы.
Долгое время перед теоретиками архитектурного искусства стояла проблема трактовки творческого метода Антонио Гауди. Дело в том, что сам мастер не оставил после себя ни одной записи, свидетельствовавшей о том или ином поиске художественного метода и стиля. Испанским зодчим не было также сделано ни одной попытки проанализировать свои работы и рассказать о предпосылках их создания.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление особенностей стиля Антонио.docx

— 31.83 Кб (Скачать файл)

Особенный интерес представляет тот  факт, что при создании витражей для собора на Мальорке, накладывая стекло одного цвета на другое и  используя игру светового луча, мастер стремился достичь нового цветового  эффекта, который рождался бы в потоке света, то есть естественным путем.

Анализируя стиль архитектуры  храма в Пальма-де-Мальорке, можно  с уверенностью говорить о том, что  Антонио Гауди остался верен  своим творческим принципам. Среди  них необходимо назвать следующие: уверенность в правоте своих  решений, касавшихся вопросов использования  тех или иных способов реконструкции  здания и выбора элементов его  декорирования, понимание существующего  материала как естественного  и пластичного, а также богатство  творческого замысла и авторской  фантазии как в отношении построения общей композиции, так и в создании отдельных элементов.

Среди декоративных деталей, разработка стиля которых принадлежит Антонио  Гауди, следует упомянуть различные  надписи, например сделанные по принципу так называемой суперграфики на колокольнях Саграда Фамилиа, а также надписи на скамье парка Гуэль (прочесть которые можно только с близкого расстояния) или поручнях и ступеньках лестницы храма в Пальма-де-Мальорке.

Традиция делать надписи на поверхности  деталей архитектурных сооружений была воспринята Гауди из народного  творчества и культуры Каталонии. Подобная народная сакрализация обыденных понятий  и предметов гармонично сочетается в произведениях Гауди с символикой, призванной обозначать стороны света. Так, например, фриз северо-западной части  галереи дома Висенс украшает следующая надпись: «О летняя тень», юго-восточной – «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня» и юго-западной – «Домашний очаг, да здравствует очаг любви». Все эти надписи сделаны на родном для архитектора каталонском языке (диалект района Реуса).

Народный элемент в творческой манере Гауди понимали и принимали  все его заказчики. Они принимали  его, наверное, потому, что всем им, несмотря на образованность и городской образ  жизни, народная стихия была близкой  и родной. Черты народной культуры в творчестве Гауди можно обнаружить, например, в стиле интерьера дома Кальвет.

Наряду с надписями, встречающимися в доме Кальвет, в качестве отдельной детали интерьера присутствует также и молоточек, укрепленный на одной из стен и использующийся вместо звонка. Этот молоток имеет весьма сложную форму. Рукоятка его выполнена в форме греческого креста. Она ударяет по сделанному из металла насекомому. В целом композиция олицетворяет справедливость, карающую порок.

Подобная часто имеющая примитивную  трактовку символика нередко  наполняется в произведениях  Антонио Гауди личным авторским  содержанием. В связи с этим необходимо вспомнить подъемные окна большого зала дворца Гуэль. Для каждого из них мастер подобрал отдельные противовесы с тем, чтобы при подъеме каждое из окон издавало свой неповторимый звук.

Особенный интерес представляют и  витражи, установленные в вестибюле  епископского дворца в Асторге. Все они сложены из разноцветной смальты. Однако центральную часть стеклянной композиции составляют более толстые кусочки материала, а периферийную – тонкие.

Таким образом, по-разному преломляясь  в потоке световых лучей, участки  смальты создают свой собственный  колорит, часто зависящий от интенсивности  светового потока, что, в свою очередь, влияет на степень насыщенности и  яркость красок композиции.

Не менее интересно и цветовое решение оставшейся неосуществленной скульптурной группы, предназначенной  для храма, находящегося в Пальма-де-Мальорке. В данной композиции, так же как  и в предыдущей, решающее значение имеет свет. Планировалось, что нимб, окружавший голову Марии, будет выполнен из мозаики, имеющей золотисто-желтый цвет, а покрывало и остальные  фигуры – из полупрозрачного алебастра, сквозь слой которого можно было бы разглядеть разноцветную смальту.

С 1914 года Гауди оставил работу над частными заказами и целиком  посвятил себя строительству храма  Саграда Фамилиа. Все более углубляясь в себя, он становился более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение. Он жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство храма. В эти годы он жил только своим детищем.

Нередко Гауди, пытаясь каким-либо образом охарактеризовать и объяснить  окружающим суть своего художественного  метода, говорил о том, что он является последователем традиций готики и византийской архитектуры.

Итак произведения, созданные известным испанским мастером, красноречивее всяких слов говорят о связи их архитектуры со стилем «мудехар» (модерн) и традициями национального народно-каталонского зодчества. Ставшие своеобразным воплощением творческих устремлений автора-новатора, они выбивались из целого ряда идеологических установок, разработанных представителями самых разных создававшихся в то время в архитектурном искусстве направлений и течений.

Художественный метод, выработанный Антонио Гауди, на рубеже XIX–XX веков  был известен только узкому кругу  близких друзей, меценатов и зодчих. Не описанные в литературе художественные принципы испанского мастера в течение  долгого времени оставались неизвестными европейским зодчим. Становление  и развитие художественного метода Гауди происходило в тот период, когда в Западной Европе процветал  стиль функционалистов и пуристов, провозвестников доминирующего  начала прямой линии, прямых углов и  упрощенных форм в архитектуре.

Особенное значение в творческом методе испанского мастера имеет такой  прием, как использование гиперболических  параболоидов, гиперболоидов и геликоидов. На самом деле за столь замысловатыми  названиями скрываются достаточно простые  для восприятия формы. 
Для того чтобы иметь представление об указанных выше формах, необходим небольшой экскурс в геометрию. Итак, гиперболическим параболоидом называется геометрическая пространственная фигура, которая образуется при скольжении прямой по двум другим, непараллельным прямым в пространстве. При этом направляющие прямые оказываются параллельными.

Гиперболоид – это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или действительной). А  геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью  вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с  постоянной скоростью вдоль данной оси.

Подобные пространственные фигуры и стали основой художественного  метода, выработанного Антонио Гауди. При этом архитектор не просто копировал  объекты природы, но и видоизменял  их.

Причин тому было две: первой являлась авторская фантазия, а второй –  сами заимствованные формы, которые  в природе обязательно рельефны и фактурны, то есть покрыты растительностью, усыпаны камнями и имеют определенный цвет.

Таким образом, копировать эти формы и без изменений помещать их в архитектурную композицию было невозможно. Именно поэтому Антонио Гауди заимствовал у природы только геометрическую форму и геометрический принцип и уже затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.

Ярким примером использования заимствованного  из природы геометрического принципа стала архитектура знаменитого  барселонского собора Саграда Фамилиа.

Подобный перенос образов природы  в архитектурное сооружение на рубеже XIX–XX столетий стал эпохальным и революционным  для развития не только национального  испанского, но и мирового зодчества. Антонио Гауди стал новатором, который  без лишних теоретических рассуждений  и высоких слов смог продвинуть архитектурное  искусство мира на шаг вперед.

Постоянное изменение первоначального  проекта также стало характерной  чертой творческого метода испанского мастера. Во время строительства  того или иного сооружения создавалось  впечатление бесконечности творческого  процесса. Казалось, что проект никогда  не будет завершен, настолько часто  автор вносил изменения в свой первоначальный замысел. Таким образом, можно с уверенностью говорить о  том, что все произведения, созданные  Гауди, являются результатом неустанных поисков автора на пути к созданию совершенного по архитектуре и стилю  сооружения.

 

Литература:

Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006 

 

 


Информация о работе Становление особенностей стиля Антонио Гауди