Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:46, контрольная работа
Для памятников барокко, рассчитанных на острое эмоциональное воздействие, были характерны динамика и напряженность, декоративность и живописность, а также крупные криволинейные формы. Скульптура и живопись активно применялась, дополняя еще большей пышности архитектурным формам. Итальянская архитектура начала XVIII века представляла собой позднее барокко. Четко прослеживается классицистические тенденции – обращение к античной архитектуре, поиск более спокойных, уравновешенных и строгих форм. Молодой Ринальди впитал опыт своего учителя, которого тот, безусловно, ценил, иначе как объяснить его столь активное участие в проектах Винвителли.
Российская академия художеств
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
Факультет теории и истории искусств
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «История русской архитектуры XVIII века»
тема: «ТВОРЧЕСТВО РИНАЛЬДИ»
Работу выполнил:
студент 2 курса ФТИИ ОЗО ВО
Преподаватель:
Ст. пр. Белоножкин А.Е.
Санкт-Петербург
2014
Антонио Ринальди
Барельеф работы Ф.И. Шубина, 1777 год
Антонио Ринальди – итальянский архитектор, в числе многих иностранных зодчих, приехал в Россию в 1756 году и работал как придворный архитектор в 1756 – 1790 годах. Сведения о жизни зодчего крайне скудны. О детских и юных годах будущего архитектора практически ничего не известно, даже дата его рождения называется приблизительно – около 1799 года. Предполагают, что он принадлежал к почтенному дворянскому роду и проживал на юге Неаполя. Учился у Л. Винвителли. Метод Винвителли заключался в практической работе, поэтому юный Ринальди принимал непосредственное участие во многих постройках своего учителя. В 1740-1745 годах ему было поручено руководство строительства объектов по проектам Винвителли : собора монастыря Св. Магдалены в Пезаро, дворца неаполитанских королей в Казаре, монастыря Св. Августина в Риме. Л. Винвителли - представитель позднего итальянского барокко, непосредственно предшествовавшего классицизму.
Для памятников барокко, рассчитанных на острое эмоциональное воздействие, были характерны динамика и напряженность, декоративность и живописность, а также крупные криволинейные формы. Скульптура и живопись активно применялась, дополняя еще большей пышности архитектурным формам. Итальянская архитектура начала XVIII века представляла собой позднее барокко. Четко прослеживается классицистические тенденции – обращение к античной архитектуре, поиск более спокойных, уравновешенных и строгих форм. Молодой Ринальди впитал опыт своего учителя, которого тот, безусловно, ценил, иначе как объяснить его столь активное участие в проектах Винвителли.
В середине XVIII века в России работают выдающиеся архитекторы – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Баженов, Старов, Казаков. Стиль барокко постепенно уступает место классицизму, широкое распространение получают новые архитектурные принципы, которые развивались и находили затем свое воплощение в творчестве Кваренги, Камерона, Соколова и других зодчих. Приехав в Россию, Ринальди попал в уже сформировавшийся мир русского классицизма, с его особенностями. Таким образом Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине XVIII века нашли в России свою творческую родину.
Первыми заказами Ринальди были - резиденция правителя Украины в Батурине и проектирование дворца Разумовского в Глухове. «Искусный архитектор» - так охарактеризовал его граф Вьельке в переписке с графом Воронцовым.
Творчество Ринальди принадлежит периоду строгого классицизма. Ринальди был одним из тех русских зодчих, чье творчество ознаменовало поворот от барокко к стилю классицизм. Одновременно с ним в этом направлении работали Кокоринов, Деламот, Фельтен, Львов и другие.
С 1768 по 1785 года зодчий работал над возведением Мраморного дворца в Санкт-Петербурге (Рис.1). Дворец должен был стать одной из доминант набережной столицы, должен был привлекать внимание благородством форм и пропорций, величием размеров и красотой декора. Для каменной облицовки стен использован русский мрамор, который добывали в карьерах у Ладожского и Онежского озер.
В построенные А. Ринальди для графа Г.Г. Орлова Мраморный и Гатчинский дворцы, были помещены скульптурные барельефные портреты архитектора, по желанию князя. Один из них принадлежит работе Ф.И. Шубина.
Рисунок 1.
Мраморный дворец
Одновременно с Мраморным дворцом, строится Гатчинский дворец (1766-1781гг.), где проявилось, по мнению многих исследователей, не только его мастерство, но и поэтическое чутье, понимание природы и красоты не броского, на первый взгляд, северного камня. В эти же годы Ринальди работает в Царском селе над проектами Китайского павильона (Рис. 2) и Китайского театра(Рис.3).
Рисунок 2.
Китайский павильон
Рисунок 3.
Китайский театр
Нужно отметить факт путешествия Ринальди в Англию и Германию. Свои впечатления о немецкоий архитектуре он применял в своих архитектурных проектах, преломляя на свой итальянский вкус. Так, в проектах загородный построек Китайского дворца в Ораниенбауме, в планировке Гатчинской резиденции заметно влияние немецкой архитектуры того времени.
В 1754 году Ринальди был удостоен чести стать архитектором «малого двора», он строит дворец для будущего императора Петра III в Ораниенбауме, оперный дом. Китайский дворец в Ораниенбауме (Рис. 4.), является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II, который включал в себя собственно Китайский дворец и развлекательный комплекс «Катальная горка» (Рис.5). По проекту Ринальди перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.
Рисунок 4.
Вид на Китайский дворец в Ораниенбауме.
Рисунок 5.
Катальная горка в Ораниенбауме
Вершиной творчества Ринальди исследователи признают его мемориальные сооружения в Царском селе. Это Чесменская (Рис.6) и Морейская (Рис. 7), ростральные колонны, а так же Кагульский обелиск (Рис.8) и Крымская колонна (Рис.9).
Рисунок 6.
Чесменская колонна - памятник
в честь морских побед русского оружия
Проектирование английского сада в Царском Селе совпало с начатом Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, а его строительство — с разгромом турок. Победа в этой войне имела огромное политическое значение для России. Идею российского триумфа можно было выразить, лишь обратившись к величественным формам древней классики. Возникла необходимость в создании памятников торжественных и в то же время благородно-сдержанных. Так с памятников, посвященных победам над Турцией, началась «царскосельская античность».
Рисунок 7.
Морейская растральная колонна является памятником победам России в русско-турецких войнах Колонна поставлена в 1771 году по указу императрицы Екатерины II в честь победы русского флота под предводительством графа Ф. Г. Орлова у полуострова Морея в Средиземном море.
Рисунок 8.
Кагульский (Румянцевский) обелиск расположен среди густых деревьев, недалеко от пандуса Камероновой галереи, напротив Зубовского корпуса Екатерининского дворца. Он является первым памятником воинской славы Царского Села. Он был воздвигнут в память победы русской армии в войне с Турцией (1768—1774 гг).
Рисунок 9.
Крымская (Сибирская) колонна
была воздвигнута в память присоединения
Крыма к России, по условиям мирного договора
в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов.
В 1772 году по проекту Ринальди завершается возведение здания на Тучковом буяне (пеньковые склады). Тучков буян - пример блестящего решения задачи строительства здания утилитарного назначения (Рис. 10.)
Рисунок 10.
Тучков буян
В 1766 году Ринальди получает одобрение на проект достройки Князь - Владимирского собора – одного из первых пятиглавых храмов в Санкт-Петербурге. В этом же году, рядом с Исаакиевской площадью им была построена Церковь Вознесения.
Архитектор был полон сил и энергии, мог бы еще многое сделать во славу России и ее столицы, но нелепая трагическая случайность при строительстве Большого театра (он упал с лесов) заставляет его отойти от дел. Ринальди ушел на пенсию и вернулся в Италию, где занимался систематизацией своих работ и рисунков.
Ринальди проработал в России 40 лет. На его творчество не могли не повлиять национальные особенности, русская культура, работы русских мастеров изобразительного искусства, памятники древнего зодчества и архитектура Петербурга, с его принципом регулярной застройки и особенностями пространственных композиций.
Для русского барокко характерны большая, чем в европейском, простота и четкость решения, поэтому при переходе от барокко к классицизму в русском зодчестве не приходилось преодолевать сложные и изломанные композиции. Ринальди нашел в России благоприятную почву для работы.
Для сооружений Ринальди характерна любовь к закругленным линиям, стремление к смягчению строгих архитектурных форм, это придает им особую живописность. Особенностью Ринальди, его «знаком», была деталь орнаментики – это , так называемый, «цветок Ринальди» - особым образом переплетающиеся цветы лилий и колосьев. Так, при реставрации дворца в Ораниенбауме в 2006 году был найден фрагмент подлинной решетки Ринальди с характерным цветком, по мнению архитектора летнюю увеселительную резиденцию императрицы должна была украшать только решетка, повторяющая пейзаж места. К слову сказать, в конце XVIII века вокруг дворца были посажены лианы, но в наши дни любые попытки пересадить лианы в другое место не увенчались успехом. Капризные растения не прижились даже в Ботаническом саду Петербурга, так что поныне они растут вблизи Китайского дворца. Именно поэтому столь сложный - растительный и витиеватый - узор украсил решетки террас и балкона «собственной дачи» императрицы. Цветочные узоры, сплетение лилий и ветвей с лентами Ринальди использовал и при оформлении внутренних помещений дворцов, как, например, в Гатчинском дворце (Рис. 11).
Рисунок 11.
Растительные узоры применены в оформлении Туалетной комнаты в Гатчинском дворце по бокам наддверников и на карнизах, лепниной в виде ветвей, листьев и цветов декорировано и перекрытие зала. Такой же растительный орнамент Ринальди использовал и в рисунке паркета (Рис.12).
Рисунок 12.
Манументальные сооружения Ринальди, его памятники и дворцы, выполненные в естественном камне имеют черты классицизма, в то время как его парковые павильоны и небольшие загородные дворцы несу в себе черты барокко, с их изысканностью и сложностью композиционных решений.
Ринальди по праву занимает почетное место в ряду выдающихся русских зодчих, он сумел не только вписаться в русскую культуру, но и талантливо «вплетал» ее черты, ее атмосферу, дух в в свои архитектурные произведения. Но он оставался при этом художником с ярко выраженной индивидуальностью.
Творческие поиски Ринальди и современных ему российских зодчих заложили новый архитектурный стиль русского (петербургского) классицизма, где отразились тенденции барокко, соединенные с эстетикой классицизма. Это нашло отражение в архитектуре, ее новых композиционных приемах, и в новом декоре интерьеров.
ЛИТЕРАТУРА: