Театр как архитектурное сооружение в античной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 10:10, реферат

Краткое описание

Театр был неотъемлемой составляющей культурной жизни античности. Для начала следует сказать, что же такое театр как искусство. Театр (от греческого δέατρον) - это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями, причем искусство синтетическое, в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств. Театр как архитектурное сооружение предназначен для проведения театрализованных действий, представлений, место для зрелищ.

Вложенные файлы: 1 файл

Театр как арх сооружение в античной культуре.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Театральные представления считались  школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. Смотрели с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.

В период расцвета греческой культуры (VI — V вв. до н. э.) в Афинах жили и  творили самые выдающиеся греческие  трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву называют отцом трагедии за его бессмертные произведения («Прикованный Прометей», «Персы»); Софокл, создавший трагедии «Царь Эдип», «Электра», и др.; Еврипд — автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в Авлиде». Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: «Мир», «Женщины в народном собрании», «Всадники» и др.

Изменения, которые  произошли в римскую эпоху

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней  Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур  народов древнего Востока.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями — храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, — особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоёванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счёт грабительских войн.

Римский театр отличался от греческого. Он формировался как под влиянием последнего, так и имел собственные истоки. В более значимой форме он стал обнаруживать себя, начиная с III в. до н.э. и был связан с постановкой произведений Гнея Невия, Ливия Андроника, а позже - Плавта и Теренция. Длительное время в Риме постоянных театральных помещений не было (вплоть до I в. до н.э.), чему противился Сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания.

 В период поздней республики в Риме уже сложился тип театрального здания. К сооружениям этого типа относятся Большой театр в Помпеях, театр Помпея на Марсовом поле в Риме (55—52 гг. до н. э.), вмещавший 40 тысяч человек, и временный театр Марка Скавра, известный по описанию Плиния. Чуть позже появились помещения  театров Бальба и Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Принципиальным отличием римского театра от греческого было то, что римский театр представлял  собой самостоятельное здание, а не вырубался в скале, как греческий; второй особенностью было наличие здания сцены, тогда как в греческом театре классической эпохи за сценической площадкой развертывался реальный ландшафт. Таким образом, внутреннее пространство римского театра было замкнуто, изолировано; греческий театр органически связан с природой, римский театр— в большей мере сооружение городского типа. Субструкции* (в данном случае — система сводчатых галерей) использовались как система фойе и способствовали быстрому заполнению и освобождению театра зрителями.

Изменения, внесенные  в римскую эпоху, заключались  в перенесении хора на трибуну  и в допущении зрителей на площадку орхестры. Это изменение повлекло прежде всего расширение трибуны. Для  улучшения слышимости, в целях отражения звука, нужно было поднять стену арьерсцены, рискуя загородить открывающийся за нею вид. Само собой разумеется, что в связи с наплывом зрителей на орхестру алтарь, ставившийся в центре, исчезает.

На рисунке слева показан пример театра, отвечающего новым требованиям (план); на рисунке ниже – теоретическая схема построения и планы (чертежи).

 

Первое время трагические  и комические роли исполнялись актёрами - любителями, в основном из числа  вольноотпущенников. Позже - появились  профессионалы (гистрионы). Игра римских актёров не была столь впечатляющей как греческих. Их сценические действия сопровождались мимикой, жестами, при необходимости драками. Главным в игре был звучный голос. Но при этом передачи нюансов трагической или комической ситуации, женского, детского или старческого голосов, не требовалось. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, глубины, монументальности, психологичности. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, гротеск, остроумные шутки, доходящие до непристойностей. Сюжет многих драматических постановок выглядел запутанным, не совсем ясным зрителю. Плутовство, обман, сплетни, хитроумные проделки фактически составляли театральную доминанту. Актёры явно увлекались этой стороной дела, подменяя подлинное мастерство. Не было в римском театре и состязательности между авторами, актёрами, что явно снижало стимулы к совершенству. Социальное положение и авторитет римских актёров были явно ниже, нежели греческих.

К концу I в. до н.э. трагические  постановки стали весьма редким явлением. На передний план выдвинулись цирковые представления, гладиаторские бои. В подобном деле римляне проявили себя в полной мере. Для этого в 80 году специально соорудили амфитеатр Флавиев - гигантский Колизей, вмещавший 50 тыс. зрителей, - наиболее известный амфитеатр. Амфитеатр (от греч. άμφιθέατρον — досл. «двойной театр») — древнеримская постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши. Вокруг круглой или овальной арены ступенеобразно возвышаются ряды сидений. Всё строение окружено высокими стенами либо углублено в землю. На его сцене проводились масштабные сражения гладиаторов, экипажей кораблей, колесниц, схватки диких зверей. Театрально-цирковая жизнь в Риме достигала апогея во время Патрицианских и Плебейских игр, праздников в честь Юпитера, Юноны, Аполлона, Минервы, по случаю побед римской армии, празднеств в честь императоров. Амфитеатр, представлявший собой как бы соединение полукружий двух театров и предназначавшийся для различных зрелищ был всецело римским изобретением и достиг наиболее полного развития именно в императорскую эпоху.

 

 

Планы

Ниже приводится сопоставление  планов греческих и римских театров  по Витрувию.

Греческий театр

Опишем окружность радиусом, равным радиусу орхестры. Разделим ее на двенадцать равных частей и, соединяя точки разделения через три в  четвертую, получим квадрат ABCD; сторона AB отмечает переднюю сторону трибуны; линия MN, касательная к общей окружности ограничивает трибуну сзади. Две дуги, описанные из точек O и O' радиусом, равным диаметру орхестры, определяют длину трибуны; оси дверей определяются проектированием точек деления окружности на сторону. Лестницы, ведущие на орхестру, расходятся радиусами из тех же точек деления окружности; далее количество делений удвоится.

Видоизмененный театр римской эпохи

Здесь окружность орхестры делится на двенадцать частей. В  прошлом примере точки деления  группировались через три в четвертую, чтобы получить вписанный квадрат, здесь – через четыре в пятую; получается равносторонний вписанный треугольник abc; диаметр o и o' – граница передней части трибуны; сторона ab – глубина сцены. Таким образом, трибуна получается гораздо глубже, чем в греческом театре. Увеличение глубины вызвано необходимостью предоставить место хору; в этом лежит основное различие.

Остальное убранство  в греческом и римском театрах  одинаково. Ни один из известных нам  театров не осуществляет этих теоретических  планов со всей строгостью, но они свидетельствуют о методическом характере ума древних, в чем следует отдать им справедливость.

В особенности следует  отметить употребление равностороннего  треугольника, в частности в отношении  распределения дверных пролетов, которые, соответственно сказанному ранее, не подчиняются никаким модульным законам, потому что только чисто геометрическая зависимость соединяет одни части с другими, придавая композиции единство и ритм.

УСТРОЙСТВО ДЕТАЛЕЙ

Машины

На рисунке  приведено  аксонометрическое изображение сцен театров в Сиракузах (S) и в Помпеях (R), где хорошо сохранились части, по-видимому, театральных машин; может быть, удастся среди этих остатков определить футляр органа и даже восстановить вид и действие самых машин. Конечно, они были очень несложны – сложность не свойственна грекам, и можно с уверенностью сказать, что греки, как настоящие моряки, применяли здесь механизмы, употреблявшиеся для морской оснастки. В конце рва, идущего вдоль сцены театра Сиракуз, имеются остатки ворота. Подшипники, укрепленные в подвале, аналогичные которым обнаружены в театре Диониса, заставляют предполагать существование вращающихся валов, предназначенных для смены декораций.

Мы не рискуем на реконструкцию, представляющую более интереса для  истории механики, чем для истории архитектуры; из анализа театра S в Сиракузах мы можем извлечь указание на существование подвижной конструкции самой сцены.

Трибуна сцены

 В театре Сиракуз  нет никаких следов постоянной  трибуны с мраморным основанием; наоборот, место, которое должна была бы заменить трибуна, замощено плитками, и в нем замечаются дыры, расположенные на равном расстоянии друг от друга, и желоб в виде дуги окружности; это доказывает отсутствие всякой постоянной трибуны; трибуна театра в Сиракузах была подвижная. Театр в Эпидавре также не имеет признаков неподвижной трибуны.

Единственный пример такой неподвижной трибуны дорийского времени находится в Делосе; надписи  позволили Омоллю с достоверностью установить, что трибуна Делоса относится  к III в. до н.э. и что она сообщалась с орхестрой при помощи передвижной лестницы. Не будь этого аргумента, все заставляло бы склоняться к мнению Дерпфельда о том, что в эллинскую эпоху представления происходили целиком на самой площадке орхестры.

Треугольные призмы и декорации переднего и заднего планов

В Сиракузах, Помпеях, Арле, Таормине вдоль края трибуны имеются  прямоугольные углубления, по-видимому, пазы для декоративных ваз, украшавших авансцену.

Что же касается декорации  заднего плана, то дело обстояло следующим  образом, – по крайней мере во времена Витрувия. Позади центральной части сцены виднелась богато украшенная задняя стена сцены. Широкие двери были снабжены деревянными створками, расписанными пейзажами, подобными тем, навстречу которым двери, казалось, открывались.

Декорация в полном смысле слова, декорация, скрывающая архитектуру и изменяемая в соответствии с требованиями драмы, существовала в противоположных концах задней стены авансцены; она представляла собой живопись, распределенную на трехгранных вращающихся призмах, поворачиваемых к зрителю нужной стороной.

Занавес

 Известно существование  театров, в которых занавес,  натянутый перед сценой, опускался  во время действия. Мазуа построил  очень искусную гипотезу об  устройстве занавеса: полые стержни,  входящие один в другой, помещались в углублении перед авансценой и выдвигались, как в бинокле. Конструкция слишком сложна, чтобы можно было приписать ее грекам. Впрочем, высота занавеса, возможная при этой конструкции, закрывала бы сцену только от первых рядов зрителей; по всей вероятности, занавес составлял принадлежность театров с закрытой сценой, как например театра в Оранже; он был, в известном подобии нашему, прикреплен к деревянной раме авансцены, и единственная разница заключалась в том, что он опускался, а не поднимался, как наш.

Акустические приспособления

Слышимость в греческих  театрах, даже в разрушенном состоянии, изумительна. Возможно, что отчасти  она обусловливалась скалистым  характером местности, в которой  располагались театры.

Уже указывалось, что в эллинскую эпоху для звукоотражения использовалась площадка орхестры, роль которой переходит к задней стене сцены с тех пор, как толпа допускается на площадку орхестры и своим присутствием заглушает звук.

Задняя стена сцены  во многих античных театрах, в частности в Оранже, Арле и Помпеях (рисунок 294, P), имеет в центре углубление в форме вогнутого рефлектора, несомненно придуманного для ограждения распространения звука.

Витрувий сообщает, что  даже створки дверей задней стены  сцены были расположены таким  образом, чтобы углубить голос; они соответствовали деке струнных инструментов, и актеры, как он указывает, поворачивались к ним, чтобы усилить звучание своего голоса.

Витрувий указывает  еще на одно приспособление: удаление массива из-под сидений скамей и помещение туда с акустическими целями ваз в качестве резонаторов. Они усиливали не безразлично все звуки, а только те, которые играли в музыкальной схеме главную или характерную роль.

Греческое богослужение может дать нам представление  об этом эффекте. Оно строится, как и античная музыка, на сочетании групп созвучий из четырех нот, «тетрахорд», и, в то время как мелодия развивается то в одной, то в другой из них, певец выдерживает ноту, характеризующую тетрахорд.

Информация о работе Театр как архитектурное сооружение в античной культуре