Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:01, реферат
Ульмская высшая школа формообразования была специально открыта для подготовки дизайнеров. С одной стороны, она явилась продолжателем идей и практики Баухауза, с другой - образцом, по которому строились многие другие центры дизайнерского образования в мире. V200 001 прославил германские дизель локомотивы после второй мировой войны и открыл новое направление в локомотивном строительстве.
Биография Ханса Гугелота
Гугелот, Ханс Gugelot, Hans - дизайнер
и педагог, один из создателей ульмской
школы в дизайне. Родился в Индонезии в
семье голландцев. Получил архитектурное
образование в Высшей технической школе
в Цюрихе. Вынашивал идеи строительства
с применением типовых промышленных элементов.
Не получив возможности в течение десяти
лет реализовать свои архитектурные идеи
на практике, обратился к дизайну. Начал
с проектирования комбинированной, сборно-разборной
мебели из типовых элементов и постоянно
разрабатывал все новые ее варианты, более
простые и дешевые. Первую мебель Гугелот
спроектировал в период совместной работы
с М. Биллом (1948-50).
Когда Билл стал ректором Высшей школы
формообразования в Ульме, он пригласил
сюда Гугелота. С 1954 года и до конца своей
жизни Гугелот преподает в Ульме, возглавляя
отделение проектирования промышленной
продукции. После ухода из школы Билла
в 19 году входит в первый состав ее коллегиального
ректората.
Педагогический процесс в Ульме был ориентирован
на проектирование комплексов и систем
продукции, а не штучных изделий, и при
этом - на проектирование прежде всего
технических приборов, машин, инструментов,
то есть такой продукции, изготовление
кото-рой практически не имело традиций
художественного ремесла. И Гугелоту принадлежит
самая непосредственная и активная роль
в разработке методики дизайнере кого
проектирования с разбивкой его на знакомые
теперь всем профессионалам этапы - сбор
информации, предпроектный анализ и т.
д., методики, определившей своеобразие
педагогической деятельности Ульма. В
своей собственной дизайнерской практике
Гугелот реализовывал принципы функциональности,
модульности, системности и т. п. - из них
в совокупности и сложился феномен ульмской
школы в дизайне. Ханс Гугелот, равно как
и Томас Мальдонадо и Отл Айхер, стал ее
олицетворением.
В середине 50-х годов Гугелот вместе с
В. Вагенфельдом и О. Айхером, тоже педагогами
Ульма, становится консультантом фирмы
„Макс Браун". Ее руководство задумало
перейти к новой программе в сфере дизайна
и встретило в дизайнерах из Ульма своих
единомышленников. Новую программу по
радиоприемникам фирма впервые показала
на радиотехнической выставке в Дюссельдорфе
(1955). Спроектированные Гугелотом модели,
а также специально разработанная Айхером
экспозиция произвели настоящую сенсацию.
Гугелот коренным образом изменил привычный
облик радиоприемников: ввел простые,
прямоугольные формы, использовал новые
искусственные материалы, предложил светлые
тона вместо темных, одним словом - на смену
„мебельному" стилю оформления предложил
новый, „технический". Коллекция изделий
„Макса Брауна" была отмечена Гран-при
на Триеннале в Милане (1957) и премией „Золотой
циркуль" (12).
Успешная политика фирмы в сфере дизайна
заложила основу для рождения знаменитого
„браунстиля". Его разработку осуществил
Дитер Рамс, первый дизайнерский проект
которого - радиоприемник со встроенным
проигрывателем модели „SK 4" (19) - был
результатом совместной работы с Гугелотом.
Дизайн Гугелота, отличавшийся простотой
форм и вниманием к деталям, несомненно,
оказал большое влияние на профессиональное
становление Рамса.
В начале 60-х годов Гугелот вместе со своими
недавними учениками и в тесном контакте
с инженерами-конструкторами участвовал
в разработке поездов для гамбургского
метро. Дизайнеры спроектировали внешний
вид состава, профиль вагонов и интерьеры,
уменьшили вес поезда, упростили его уборку,
увеличили число сидячих мест.
Гугелот проектировал также мебель, швейные
машины, музыкальные инструменты, множительно-копировальные
аппараты и т. д. Шедевр его дизайна - диапроектор
„Карусель" (фирма „Кодак", 12).
Томас Мальдонадо (Tomas Maldonado) (род.1922)
Томас Мальдонадо - итальянский дизайнер, живописец,
педагог, автор статей и книг по вопросам
теории культуры и дизайна.
Аргентинец по происхождению, с 1954 года
работает в Европе. А с 1957 года возглавляет
Ульмскую школу (Германия), основанную
в 1951 году Максом Биллом. Школа была открыта
специально для подготовки дизайнеров.
С одной стороны она явилась продолжателем
идей Баухауза, с другой - образцом по которому
строились другие центры дизайнерского
образования в мире.
Наиболее полно взгляды Мальдонадо на
возможности и методы дизайна были выражены
в период, когда он был ректором Ульмской
школы. Так называемая ульмская концепция
ориентировалась на теорию антикоммерческого
дизайна. То есть дизайнеры должны использовать
научно обоснованные методы проектирования,
при этом их произведения должны иметь
гуманистическую направленность. Как
педагог этой школы Мальдонадо большое
внимание уделяет соединению в дизайне
научно-технического прогресса и эстетики.
Также он пытается выявить особенности
дизайна как общественного явления, активной
социальной силы, воздействующей на сознание
людей и на организацию окружающей среды.
Чтобы повлиять на жизнь, дизайнеры должны
использовать, прежде всего, возможности
большой индустрии, укрупнять цели дизайна.
Отсюда вытекает и тактика дизайнерской
деятельности: сталкиваясь с требованиями
конкуренции и другими особенностями
производства и потребления, дизайнер
должен освоить все инструменты воздействия
на них - прагматические, коммерческие,
эстетические - и подчинить их главной,
культурно-гуманистической цели. Он утверждает,
что предмет потребления не может выполнять
функции художественного произведения,
а судьбы искусства не могут совпадать
с судьбами промышленных изделий.
Мальдонадо ввел и развил принцип системного
подхода в дизайне, исследовав связь дизайна
и науки. Он разработал теорию уровней
сложности проектируемых изделий - от
чашки до вертолетов и ЭВМ. В практической
работе дизайнера Мальдонадо считал необходимым
широко использовать различные математические
дисциплины такие как, теория соединений
(в области агрегатирования станков из
унифицированных узлов и координации
модульных размеров), групповая теория
(теория симметрии и управляющих сеток),
теория кривых (математическая разработка
переходов и преобразований), геометрия
многогранников (конструирование правильных
и неправильных форм), топология (метрическое
и аметрическое построение объектов)и
другие. Ему принадлежит вклад в развитие
теории "структурной комплексности"
(совместно с А. Молем), в рамках которой
отдельные технические объекты рассматриваются
как системы, состоящие из подсистем, членящихся,
в свою очередь, на элементы. Однако кроме
расчленения необходимы были еще анализ
и синтезирование связей, что вызывало
необходимость создания систем более
высокого уровня.
Мальдонадо известен проектами в области
дизайн-графики, и особенно разработки
визуальных символов для электроники.
С 1976 по 1980 год Мальдонадо был главным
редактором крупнейшего итальянского
журнала по проблемам архитектуры и дизайна
"Casabella". Он опубликовал в эти годы
большое число собственных статей по проблемам
культуры и ввел в журнале методологически
заостренные рубрики по актуальным проблемам
архитектуры и дизайна, способствуя их
творческому сближению.
Как и все представленные
выше авторы, Мальдонадо ставит те же принципиальные
вопросы: роль и место дизайнера, характер
профессии, возможности и ограничения;
однако для Мальдонадо характерно постоянное
движение одновременно в различных уровнях
рассмотрения дизайна - профессиональном
(изнутри дизайна) и мировоззренческом
(дизайн рассматривается и оценивается
извне). Отсюда вся работа Мальдонадо над
поисками научной методологии дизайна
как профессионального решения проблем.
Одновременно Мальдонадо ставит вопрос
об ответственности дизайнера как специалиста,
призванного решать проблемы: "В большинстве
случаев дизайнер хочет ставить и решать
проблемы для пользы человека, но зачастую
он вынужден ставить и решать проблемы
во вред человеку" (44).
В этих двух вопросах: научная методология
дизайна и ответственность дизайнера
- содержатся все основные противоречия
позиции Мальдонадо. Очевидно, что решение
первого вопроса зависит от решения второго,
а это решение в свою очередь неизбежно
приводит к невозможности создания "хорошего
дизайна" в существующих на Западе социально-экономических
условиях. Констатируя, что конфликты,
разногласия и отсутствие взаимопонимания
характерны для повседневного существования
дизайна, Мальдонадо утверждает, что это
является следствием незрелости профессии,
не определившей своих собственных границ.
Отрицая наличие профессиональной этики
у дизайна, Мальдонадо суммирует: "Нужно
иметь мужество, чтобы заявить во всеуслышание
то, о чем до сих пор говорилось в тесном
кругу: то, что хорошо для бизнеса, не всегда
хорошо для общества, и то, что хорошо для
общества, не всегда хорошо для бизнеса"
(45).
Как непосредственная эмоциональная реакция
содержание этого утверждения совершенно
ясно, но для полемики оно решительно не
подходит: говоря об обществе вообще, как
о чем-то целом, так же как и о человеке
вообще, повторяя аргументацию классического
гуманизма, он практически ничем не защищен
от противоположной аргументации. Ведь
бизнес вообще является неотъемлемой
частью того общества, о котором говорит
Мальдонадо. В этом случае очень несложно
доказать в конечном счете идентичность
интересов общества и бизнеса. Нас не должно
удивлять обилие противоречий в позиции
Томаса Мальдонадо, более того, эти противоречия
ни в коей мере не умаляют значения его
непрерывного поиска решения в ситуации,
которая не оставляет места для такого
решения. С одной стороны, Мальдонадо стремится
к построению дизайна, реализующего определенный
этический идеал удовлетворения действительных
потребностей человека, - отсюда поиск
единственности решения и научной методологии.
С другой стороны, Мальдонадо остается
художником, осознающим специфичность
художественного творчества, его неразрывную
связь с дизайном, - отсюда непрерывная
критика попыток научить дизайн, подменить
художника набором нормативных методов
решения задач. Однако Мальдонадо отдает
себе отчет в том, что дизайнеры-художники
типа Джорджа Нельсона вырабатывают свою
методологию дизайна как особой формы
массового искусства и что эта методология
находится в неразрывной связи с постановкой
задач, резко чуждых его этическому идеалу
профессии. Поэтому эта линия поиска методологии
не может быть им принята - отсюда снова
попытки обращения к различным областям
современной науки в поиске средств объективной
научности решения задач в соответствии
с идеалом. Без осознания этой противоположности,
заключенной в неустанных поисках решения,
невозможно ни попять внешние противоречия
в утверждениях Томаса Мальдонадо, ни
его действительную роль в идеологическом
уровне современного дизайна.
Фердинанд Александр Порше родился 11 декабря 1935 года. Он окончил престижную Ульмскую школу дизайна и с 1958 года работал в компании, созданной дедом. Начав с работы в отделе инжиниринга, уже через четыре года он возглавил дизайнерское направление Porsche, а в 1963 под его руководством была создана первая модель Porsche 911, ставшего одной из наиболее знаменитых автомобилей марки.
В дальнейшем Порше разрабатывал дизайны спортивных и гоночных автомобилей марки и покинул компанию в 1972 году, когда она стала акционерным обществом. До 2005 он входил в наблюдательный совет Porsche, пока на этом посту его не сменил сын Оливер, а сам Фердинанд Порше получил титул Почетного Президента наблюдательного совета.
Фердинанд Александр
Порше будет похоронен на