Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:38, статья
Завиток - такая привычная для нас форма. Каждый знает, что обозначает это слово. Нас окружает бесчисленное количество завитков. Мы встречаем их в различных орнаментах и украшениях: в оформлении книг, резьбе по дереву, вышивке, коврах, архитектурных деталях, керамике, ювелирных изделиях, чеканке и, конечно же, в художественной ковке. Но все эти завитки - творение рук человеческих.
А много ли завитков в природе?
Завиток в историзме снова становится одной из главенствующих частей композиции.
Интересно, что в тех решетках историзма, которые копируют линейную композицию барокко и рококо - на завитках обычно отсутствует характерный для этих стилий гребень, а используются акантовые листья и венки, более присущие классицизму.
Наряду с классическими стилями историзм использует мотивы ренессанса и готики, хотя обращается к ним намного реже.
Историзм - это период исканий, смены приоритетов. Старые стилевые рамки не отвечают духу времени, а новые идеи еще не сформировались. Поэтому историзм как бы «достает из сундука прошедших эпох» все, что было накоплено, и заново пересматривает и примеряет - не подойдет ли что-нибудь. В результате даже удается создать несколько вполне оригинальных орнаментов. Но орнаменты эти больше подходят для техники литья. В кузнечном же деле историзм не показал ничего нового и интересного.
Дальнейшее развитие художественной ковки
Конец XIX начало XX века - модерн (Агt Nouveau)
В конце XIX века на смену классическим формам и «раскопкам» историзма приходит новая яркая изобразительная идея - модерн.
Направления и разновидности стиля модерн очень разнообразны. Это обширный растительный стиль, более строгий геометрический модерн, по-своему интересный исторический модерн, переработавший идеи изобразительного искусства Египта, античности, готики и развившийся в целое направление - русский стиль.
Однако все направления модерна объединяет особая декоративная идея.
Во-первых, модерн в большинстве своих направлений не является продолжением и развитием классических стилей, в основе которых лежало использование достижений античной культуры. И если античная культура, черпая свои художественные образы из жизни и системы верований, была вполне искренней и первичной, то классицизм XVII-XIX веков, имея другую систему религиозных ценностей и, смешав ее с античной мифологией и эстетикой, как 6ы любуясь культурными достижениями античности, был вполне вторичен. Модерн - это новая, первичная, как например, готика для своего времени, художественная концепция.
Во-вторых, модерн, вырвавшись
из оков классического ордера и тисков
прямоугольной геометрии и
В-третьих, модерн - гораздо внимательнее, чем предшествующие стили, рассмотрел красоту линий и форм живой природы и применил это в своей эстетике. Своеобразие работ и заслуга мастеров и художников эпохи модерна, в том числе и мастеров художественной ковки, состоит в том, что они, не копируя буквально тот или иной предмет дерево или птицу), использовали в своих композициях сам принцип природного формообразования. К завитку художники модерна также подошли многопланово. В различных направлениях модерна - роль завитка в композиции имеет различную значимость. В растительном модерне - традиционный завиток практически отсутствует, да он стилистически и не нужен. В некоторых случаях плавная спираль завитка заменена особыми ломаными формами. В геометрическом модерне завиток иногда присутствует как важный элемент композиции, а иногда отсутствует вовсе.
В некоторых композициях
модерна завиток в его
Иными словами, модерн пользуется завитком как своеобразной «краской» своей палитры - применяя ее там, где это нужно.
Однако, в формообразовании и соединении завитков модерна можно заметить следующее - в большинстве случаев оно вполне традиционно, такое же, как в романском стиле, ренессансе или классических стилях. Тем не менее, эта традиционность не мешает композициям модерна иметь свою ярко выраженную идею стиля.
Здесь, пожалуй, еще раз
можно удивиться той
Возвращаясь к модерну, можно отметить, что, по сравнению с другими стилями изобразительного искусства - в художественной ковке модерн, пожалуй, наиболее интересен.
В модерне было найдено огромное многообразие весьма различных художественных решений и идей. Кузнечные технологии обогатились массой новых приемов, которых требовали новые линии модерна. Идеи модерна вполне актуальны и сегодня.
В последние несколько лет интерес к модерну особенно возрос. Многие архитекторы и дизайнеры решают фасады и интерьеры современных зданий и особняков именно в стиле модерн, и это, несомненно, продиктовано вкусами заказчиков.
XX век - Арт деко.
Некоторые художественные решения, относящиеся к модерну, уже содержат элементы арт деко. Однако между этими стилями существует принципиальная разница.
Арт деко - это шаг от модерна к конструктивизму. Поэтому арт деко четко геометричен и, композиции этого стиля, в большинстве своем, симметричны. В них нет форм, присущих растительному модерну, нет пластической свободы модерна. Тем не менее, это очень интересный и своеобразный стиль. В художественной ковке арт деко весьма ярок и значителен.
Не все композиции в стиле арт деко включают в себя завиток, однако там, где завиток используется, на него возложена, пожалуй, главная изобразительная задача.
Наряду с обычным, в арт деко был выработан новый, характерный именно для этого стиля, метод. Завитки «вырастают» не плавно один из другого, а соединяются между собой под резким углом, как бы ломая плавность линии. Другая характерная особенность завитков в арт деко - волнистость.
Вообще, завиток в арт деко часто используется для заполнения некоторой декоративной поверхности, своеобразного создания пятна из завитков как части общей композиции рисунка
В арт деко очень широкое применение получило декорирование поверхности металла различными текстурами и фактурами. Это, в частности, характерно и для завитков. В некоторых композициях арт деко завитков так много, и они так плотно соединены, что сами завитки превращаются в фактуру или текстуру.
С точки зрения кузнечного ремесла - вещи, сделанные в этот период, отличаются очень высоким уровнем мастерства и своеобразными кузнечными технологиями, позволяющими соединять огромное количество мелких и крупных деталей.
Тщательная проработка поверхностей, четкость соединений, наличие большого количества элементов, различные фактуры, интересные и сложные композиционные ходы - делают произведения декоративно-прикладного искусства периода арт деко значительным шагом в развитии художественной ковки.
Арт деко - это, пожалуй, последний своеобразный стиль XX века, выработавший в ковке свои новые, интересные особенности и характерные черты. Последующие три четверти XX в. и начало XXI в. не показали в художественной ковке ничего нового и интересного: либо ковка была чужда последующим стилям XX в., либо повторялось нечто старое и хорошо известное.
В последние два десятилетия можно отметить появление значительного интереса к художественной ковке. Интересно, что в это время используются изобразительные средства и приемы всех вышеперечисленных стилей, однако в последние годы можно отметить особый интерес к модерну и совсем уж недавно к арт деко. Тем не менее, дальше идей арт деко значительных шагов в художественной ковке не просматривается.
Сегодняшнее время в России
представляется некоторым культурным
упадком по сравнению с началом
XX столетия, и значительным подъемом
художественного и
Тем не менее, прослеживаются некоторые тревожные явления, которые на вербальном уровне свидетельствуют об изменении мировоззрения. Так, например, последние несколько лет в нашем языке в знак одобрения вместо слова «красиво» все чаще звучит слово «прикольно». Это говорит о некоторой смене приоритетов. Такой взгляд на изобразительное искусство может привести к потере профессионализма художников, к потере культуры и школы и к расцвету «циркачества» и «фокусничества». Может даже возникнуть своеобразный «прикольный, дикий стиль» - соответствующий культурным запросам современного общества. Возможно, это проявление внедряемого нам западного мировоззрения. Возможно - форма социального протеста, попытка уйти от реальности жизни в мир игры, в мир фантастических вещей, не важно - красивые они или не очень, главное, чтобы были «прикольные», - развлекающие и отвлекающие.
А может быть, наблюдаемое в последние годы, достаточно последовательное увлечение идеями далекого прошлого - и есть своеобразное пробуждение от эпохи советского одичания - обращение к собственной истории, к собственным культурным корням.
Подводя итог всего вышеизложенного, хочется подчеркнуть, что целью данной статьи было сфокусировать внимание читателя на такой, казалось бы, известной и привычной форме в природе и искусстве как завиток, показать, что в художественной ковке завиток - это очень интересная и универсальная фигура, выступающая как знак, как краска, как звук для создания разнообразнейших орнаментально-художественных композиций в нужном стиле и в нужном ключе, способ создать определенное настроение и определенный стиль.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
Факультет технологии и предпринимательства
Реферат на тему:
Художественная ковка
По дисциплине «декоративно-прикладное искусство»
Группы 1113 Уланков Степан