Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:58, реферат
Чикагская школа - условное название деятельности архитекторов, новаторское творчество которых составило важный этап в развитии архитектуры конца XIX — начала XX в. Начало деятельности архитекторов чикагской школы связано с уникальной ситуацией, сложившейся в результате пожара 1871 г., уничтожившего значительную часть старого города.
Развернувшееся в Чикаго после пожара строительство выявило необходимость новых решений. Предшественником небоскреба Чикагской школой стало здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. в Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832—1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпичом.
Работа
над проектами небоскребов
Изучавший “философию жизни” Ницше и труды Гегеля, ценивший поэзию Уитмена, Салливен рассматривал свои здания как истечение некой вечной жизненной силы, которая находит себя в структуре здания и его орнаментации. Его известный принцип нашел свое выражение в здании Гэренти-Билдинг в Буффало (1895 г.), где орнаментальная “жизненная сила” “распускается” на стенах, метафорически отражая механическую систему здания. Эта “органическая школа” создала основу для работы Ф. Райта. Л. Салливен создал теорию Чикагской школы и заложил традицию американской архитектуры, которая отталкивалась от идей Эмерсона о природной самодостаточности. Основные принципы своей философии архитектуры Салливен опубликовал в двух книгах “Разговоры в детском саду” (1918 г.) и “Автобиография идеи” (1924 г.).
Однако
подлинного признания при
Влияние
Чикагской школы на
Влияние
Чикагской школы оборвалось с
наступлением волны эклектики.
В тот момент, когда ее представители
достигли мастерства в
Салливан, Луис Генри
Рис 3. Салливан, Луис Генри
Луис Генри Салливен (3 сентября 1856 — 14
апреля 1924) — американский
После возвращения в США Салливен стал снова работать архитектором. Немного позже стал работать совместно с Данкмаром Адлером, в 1883 году они стали равноправными партнерами. Их фирма носила имя Adler&Sullivan, в таком виде просуществовала до 1895 года. Салливен был автором декора, который он придумывал по французским примерам, в основном по Flore Ornamentale от Victor Ruprich-Robert.
Первое
крупное произведение —
Рис 4. Национальный фермерский банк (1908)
Wainwright Building. Одна из канонических архитектурных форм чикагской школы.
Wainwright Building – одно из самых ярких и известных творений чикагской архитектурной школы. Можно сказать, WB претендует на статус канона чикагского функционализма: именно на него очень часто ссылаются, когда хотят вспомнить чикагскую школу в целом. Особая ирония исторической ситуации: вспоминая Чикаго – вспоминают Сент-Луис. – Wainwright Building был возведён именно в этом городе, в 1891 году.
Здание
имеет 10 этажей; располагается в
форме русской буквы «П» (
После начального двухэтажного основания здание имеет чётко выраженную вертикальную направленность, символически соответствующую устремлённости здания ввысь и визуально подчёркивающую эту устремлённость. Эти вертикальные ритмы несколько уравновешиваются горизонтальным декоративным фризом и козырьком, относительно небольшим. Внутри здания размещались 9 магазинов и более 200 офисов.
Внутренний дизайн здания достаточно строг; при этом используются (на первом этаже) новаторские дизайнерские решения, обоснованные исключительно необходимостью. По степени новационности дизайн WB сопоставим с дизайном модерна, но диктатура прямой линии резко противопоставляет стиль WB манерам модерна; обнаруживается разность двух культур – европейской и американской: в то время как европейская культура ориентирована на «погружение в мир чувственности», американская культура декларирует стремление к рациональности и рационализму; Европа стремится к «переживанию реальности», Америка – в лице Чикагской школы – к конструированию, т.е. к преобразованию реальности.
Главной стилистической чертой Wainright Building является строгий, выверенный баланс между функционалистскими элементами и декоративной эстетикой. И если в случае с Home Insurane Building декор – дань традиции, то подчёркнутый, акцентированный декор Wainright Building – личный выбор самого Салливена.
Декор и функционализм противоречат друг другу; с точки зрения функционализма присутствие декора в архитектуре нефункционально и избыточно; но Салливен идёт на это алогичное действие. По сути Wainright Building – это канонизация противоречия между функцией и декоративностью в эстетике Чикагской школы в версии Луиса Генри Салливена.
Сознательно сочетая функционализм и декоративность, Салливен ещё и интенсифицирует проявление каждого из этих элементов.
Появление чикагской архитектуры в Сент-Луисе – и появление достаточно раннее: прошло всего 6 лет с момента возведения Home Insurane Building, ставшего началом стиля, - свидетельствует, что чикагская школа начинает превращаться в школу национального масштаба, начинает становиться общеамериканской школой.
Стоит отметить и скорость освоения архитектурных новаций американским обществом: эта скорость была явно выше, чем в Европе. В Европе тот же модерн в 90-е годы XIX века – очень чувствителен к региональным особенностям. И такую зависимость от места по большому счёту модерн преодолеть не сможет никогда. В Америке же архитектурные новации транслируются по всему континенту и при этом стиль новаций высказывает полное безразличие к традициям того места, в котором эти новации укореняются.
Особое значение Л.Г. Салливена для истории архитектуры связано с тем, что в нём талантливый практик соединился с талантливым теоретиком: именно Салливен дал теоретическое и идеологическое обоснование принципов чикагской школы. Случилось это позже, в 1896 году. Статья Салливена, написанная на эту тему, называлась «Высотное конторское здание с художественной точки зрения». Принципы, изложенные в этой статье, стали основополагающими для практики строительства небоскрёбов в будущем. Всего таких принципов пять: 1) необходимость подземного этажа; этот этаж – «технический», в нём собраны службы, обеспечивающие функционирование здание (бойлерные, силовые установки, и пр.); 2) первый этаж отдаётся коммерческим структурам, нуждающимся в большом пространстве, освещённости и многочисленным входам с улицы – магазинам и банкам; внутренняя планировка этого первого этажа – индивидуальная, отличающаяся от внутренней планировки других этажей здания; 3) второй этаж должен иметь ту же степень освещённости и свободы внутренних пространств, как и первый; по сути – это тоже «магазинно-банковская территория»; он так же должен обладать индивидуальной внутренней планировкой. На практике это привело к тому, что первые два этажа небоскрёба выделяются в самостоятельный сектор. 4) планировка всех остальных этажей – идентична; 5) последний этаж – так же как и первый – является техническим этажом; здесь располагаются системы вентиляции и механизмы, обеспечивающие работу лифтов.
Интенсификация
импульсов функционализма
Рис 5. Wainright Building
Wainright Building стал прототипом большого числа небоскрёбов, построенных в Америке, и одним из шедевров чикагской школы.
Wainright Building – это «канон» чикагской школы в авторской версии – в версии Льюиса Генри Салливена (15).
Огюст Перре ( AUGUSTE PERRET )
|
Рис 6. Огюст Перре |
Огюст Перре (1874—1954) – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.
Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.
Огюст
начал свою деятельность в
годы господства эклектики и
брожения идей, когда новаторские
предложения в области
В
1903 году он построил жилой дом
на улице Франклина, вошедший
в историю архитектуры как
здание, в котором железобетонная
каркасная конструкция,
Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.
Дом напоминает некие металлические
конструкции, которые становятся все
легче по направлению к основанию.
Это впечатление хрупкости