Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:36, доклад
Иконостас
(от икона и греч. stasis - место  стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной  части православного храма. Иконостас  пришёл на смену низкой алтарной  преграде византийского типа. В  развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405; иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерархической последовательности; внизу ряд так называемых местных икон, выше - "деисусный" чин (включал иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, "отцов церкви" и др.), ещё выше - "праздничный" (с изображениями гл. эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и "пророческий" чины. В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), тябла и стойки украшают резьбой, басмой, чеканкой. С появлением в XVII в.
Иконостас
(от икона и греч. stasis - место 
стояния), перегородка с рядами (чинами) 
икон, отделяющая алтарь от основной 
части православного храма. 
 
Схема древнерусского иконостаса: 1 - 
царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный 
чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий 
чин; 6 - праотеческий чин.
Литература: Русское декоративное искусство, т. 2, М., 1963; Древнерусское искусство, (в. 5), М., 1970; В. Н. Лазарев, Русская средневековая живопись, М., 1970.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
иконоста́с
(от греч. eikṓn – изображение, 
образ и stа́sis – место стояния), 
в православном храме преграда 
в виде стены с расположенными 
в определённом порядке рядами 
икон, отделяющая алтарь 
от помещения для молящихся. Иконостас 
возник из алтарной преграды, которая 
существовала уже в раннехристианских 
постройках. Она представляла собой невысокую 
мраморную балюстраду в виде колонного портика, 
в центре которого находился проход в 
алтарь. В Византии существовал тип алтарной 
преграды, называемый темплоном; его украшали 
орнаментами и изображениями крестов, 
фигурами святых. Самые ранние из сохранившихся 
иконописных изображений, помещавшихся 
на темплоне, относятся к 11 в. С увеличением 
размера и числа икон темплон постепенно 
терял самостоятельное значение, становясь 
своего рода «подставкой» для живописных 
образов.  
Царские врата. Иконостас Успенского 
собора. Троице-Сергиева лавра. Сергиев 
Посад 
На Руси в домонгольский период были также 
распространены невысокие одноярусные 
алтарные преграды по типу византийских 
темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас 
состоял уже из трёх рядов, в 16 в. к ним добавился 
четвёртый, в 17 в. – пятый. В кон. 17 в. были 
попытки увеличить число рядов до шести-семи, 
но это не стало системой. Классический 
русский высокий иконостас насчитывает 
пять рядов – т. н. «чинов». Иконостас как 
целостная композиция представляет собой 
проповедь христианского вероучения и 
спасительного пути в Царство Божие средствами 
живописи. Он скрывает от глаз верующих 
священные таинства, совершающиеся в алтаре, 
и в то же время обозначает незримое присутствие 
в пространстве храма изображённых на 
иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды 
иконостаса выстраиваются подобно ступеням, 
рассказывая о духовном восхождении к 
горнему (высшему) миру. Мастерская 
Троице-Сергиева монастыря. Иконы деисусного 
чина. 17 в.  
Апостол Пётр Архангел Михаил Богоматерь 
Нижний ряд иконостаса называют местным; 
там находятся иконы, посвящённые чтимым 
в данной местности святым или праздникам. 
В центре местного ряда располагаются 
царские врата, символизирующие вход в 
Рай; на их створках изображаются Благовещение 
и фигуры четырёх евангелистов (Луки, Марка, 
Иоанна и Матфея). Справа от царских врат 
в ряду икон обязательно расположен образ 
Спасителя, слева – Богоматери; это означает, 
что Христос и Царица Небесная встречают 
всех у входа в Рай. Икона, следующая за 
образом Спаса, изображает святого или 
событие, в честь которого назван храм; 
поэтому такой образ именуют храмовым 
(в Троицком соборе это икона Св. Троицы, 
в Никольском – св. Николая Чудотворца 
и т. д.). По сторонам от царских врат находятся 
меньшие по размеру двери, ведущие в расположенные 
в боковых апсидах 
дьяконник и жертвенник; на этих дверях 
обычно помещали фигуры архангелов или 
святых архидьяконов Стефана и Лаврентия.  
 
 
Спас в силах 
 
Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас 
Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева 
лавра. Сергиев Посад 
Следующий, самый главный и самый большой 
по размеру ряд иконостаса – Деисус (от 
греч. dе́ēsis – моление). В центре Деисусного 
чина представлен Христос Судия, восседающий 
на троне в окружении небесных сил во время 
Страшного суда (иконографический тип 
«Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне 
обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча, 
архангелы, апостолы и святые. Это молитва 
за весь род 
человеческий перед Спасителем мира. 
Икона 
«Спас в силах» – центральный образ 
не только иконостаса, но и всего храма.  
Иоанн ПредтечаАрхангел Гавриил Апостол 
Павел 
Третий, праздничный ряд состоит из икон 
двунадесятых праздников (12 главных церковных 
праздников), образов Страстной и Пасхальной 
недель. В ранних русских иконостасах 
праздничный чин располагался выше Деисуса, 
но со временем иконы этого ряда стали 
помещать под деисусным чином, что позволяло 
лучше рассмотреть священные сюжеты. Два 
верхних ряда – пророческий и праотеческий. 
В центре чина, представляющего ветхозаветных 
пророков, обычно помещали икону Богоматерь 
Знамение: к ней, олицетворяющей исполнение 
древних пророчеств, обращены те, кто предрёк 
людям явление Спасителя. Библейских пра́отцев 
называют также «отцами веры». В верхнем 
ряду иконостаса они поклоняются образу 
Троицы Ветхозаветной.  
 
 
Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские 
врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин; 
4 – праздничный чин; 5 – пророческий чин; 
6 – праотеческий чин 
Центральные иконы («средники») всех рядов 
иконостаса образуют символическую связь: 
за образом Троицы, дающей начало жизни 
(поэтому её называют также Живоначальной), 
следует напоминание о явлении Христа 
в земной мир (икона «Богоматерь Знамение»). 
Пожертвовав собой во искупление людских 
грехов, Христос будет в конце времён судить 
человечество во время Страшного суда 
(икона «Спас в силах»), а по окончании 
последнего суда праведники войдут во 
врата Царствия Небесного (царские врата). 
Иконостас всегда увенчан образом Голгофы – 
Крестом с распятым Спасителем. Иконостас 
может «прочитываться» как снизу вверх, 
так и сверху вниз. Ряды иконостаса снизу 
вверх олицетворяют путь духовного восхождения. 
В нижнем ряду повествуется о земной жизни 
и подвигах святых, выше изображены земной 
путь Христа, его жертва и грядущий Страшный 
суд; затем на Небесах древние пророки 
и пра́отцы встречают праведников. Если 
рассматривать иконостас сверху вниз, 
он становится образом духовной истории 
мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных 
предков к настоящему времени, к ежедневно 
совершающейся церковной службе.  
 
Пророческий чин. 16 в. Новгород
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)