Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:36, доклад
Иконостас
(от икона и греч. stasis - место стояния), перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас пришёл на смену низкой алтарной преграде византийского типа. В развитой форме (высокий иконостас), известной на Руси с конца XIV-XV вв. (Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, 1399 или 1405; иконы приписывают Феофану Греку, Рублёву Андрею, Прохору с Городца), чины устанавливались на расписных балках-тяблах и располагались один над другим в строго иерархической последовательности; внизу ряд так называемых местных икон, выше - "деисусный" чин (включал иконы с изображениями Христа и обращённых к нему в молитвенных позах Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов, "отцов церкви" и др.), ещё выше - "праздничный" (с изображениями гл. эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и "пророческий" чины. В XVI-XVII вв. в иконостас включают новые ряды (страстной, апостольский, праотеческий и др.), тябла и стойки украшают резьбой, басмой, чеканкой. С появлением в XVII в.
Иконостас
(от икона и греч. stasis - место
стояния), перегородка с рядами (чинами)
икон, отделяющая алтарь от основной
части православного храма.
Схема древнерусского иконостаса: 1 -
царские врата; 2 - местный ряд; 3 - деисусный
чин; 4 - праздничный чин; 5 - пророческий
чин; 6 - праотеческий чин.
Литература: Русское декоративное искусство, т. 2, М., 1963; Древнерусское искусство, (в. 5), М., 1970; В. Н. Лазарев, Русская средневековая живопись, М., 1970.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
иконоста́с
(от греч. eikṓn – изображение,
образ и stа́sis – место стояния),
в православном храме преграда
в виде стены с расположенными
в определённом порядке рядами
икон, отделяющая алтарь
от помещения для молящихся. Иконостас
возник из алтарной преграды, которая
существовала уже в раннехристианских
постройках. Она представляла собой невысокую
мраморную балюстраду в виде колонного портика,
в центре которого находился проход в
алтарь. В Византии существовал тип алтарной
преграды, называемый темплоном; его украшали
орнаментами и изображениями крестов,
фигурами святых. Самые ранние из сохранившихся
иконописных изображений, помещавшихся
на темплоне, относятся к 11 в. С увеличением
размера и числа икон темплон постепенно
терял самостоятельное значение, становясь
своего рода «подставкой» для живописных
образов.
Царские врата. Иконостас Успенского
собора. Троице-Сергиева лавра. Сергиев
Посад
На Руси в домонгольский период были также
распространены невысокие одноярусные
алтарные преграды по типу византийских
темплонов. На рубеже 14–15 вв. иконостас
состоял уже из трёх рядов, в 16 в. к ним добавился
четвёртый, в 17 в. – пятый. В кон. 17 в. были
попытки увеличить число рядов до шести-семи,
но это не стало системой. Классический
русский высокий иконостас насчитывает
пять рядов – т. н. «чинов». Иконостас как
целостная композиция представляет собой
проповедь христианского вероучения и
спасительного пути в Царство Божие средствами
живописи. Он скрывает от глаз верующих
священные таинства, совершающиеся в алтаре,
и в то же время обозначает незримое присутствие
в пространстве храма изображённых на
иконах Христа, Богоматери, святых. Ряды
иконостаса выстраиваются подобно ступеням,
рассказывая о духовном восхождении к
горнему (высшему) миру. Мастерская
Троице-Сергиева монастыря. Иконы деисусного
чина. 17 в.
Апостол Пётр Архангел Михаил Богоматерь
Нижний ряд иконостаса называют местным;
там находятся иконы, посвящённые чтимым
в данной местности святым или праздникам.
В центре местного ряда располагаются
царские врата, символизирующие вход в
Рай; на их створках изображаются Благовещение
и фигуры четырёх евангелистов (Луки, Марка,
Иоанна и Матфея). Справа от царских врат
в ряду икон обязательно расположен образ
Спасителя, слева – Богоматери; это означает,
что Христос и Царица Небесная встречают
всех у входа в Рай. Икона, следующая за
образом Спаса, изображает святого или
событие, в честь которого назван храм;
поэтому такой образ именуют храмовым
(в Троицком соборе это икона Св. Троицы,
в Никольском – св. Николая Чудотворца
и т. д.). По сторонам от царских врат находятся
меньшие по размеру двери, ведущие в расположенные
в боковых апсидах
дьяконник и жертвенник; на этих дверях
обычно помещали фигуры архангелов или
святых архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Спас в силах
Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас
Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева
лавра. Сергиев Посад
Следующий, самый главный и самый большой
по размеру ряд иконостаса – Деисус (от
греч. dе́ēsis – моление). В центре Деисусного
чина представлен Христос Судия, восседающий
на троне в окружении небесных сил во время
Страшного суда (иконографический тип
«Спас в силах»). К нему в молитвенном поклоне
обращены Богоматерь, Иоанн Предтеча,
архангелы, апостолы и святые. Это молитва
за весь род
человеческий перед Спасителем мира.
Икона
«Спас в силах» – центральный образ
не только иконостаса, но и всего храма.
Иоанн ПредтечаАрхангел Гавриил Апостол
Павел
Третий, праздничный ряд состоит из икон
двунадесятых праздников (12 главных церковных
праздников), образов Страстной и Пасхальной
недель. В ранних русских иконостасах
праздничный чин располагался выше Деисуса,
но со временем иконы этого ряда стали
помещать под деисусным чином, что позволяло
лучше рассмотреть священные сюжеты. Два
верхних ряда – пророческий и праотеческий.
В центре чина, представляющего ветхозаветных
пророков, обычно помещали икону Богоматерь
Знамение: к ней, олицетворяющей исполнение
древних пророчеств, обращены те, кто предрёк
людям явление Спасителя. Библейских пра́отцев
называют также «отцами веры». В верхнем
ряду иконостаса они поклоняются образу
Троицы Ветхозаветной.
Схема пятиярусного иконостаса: 1 – царские
врата; 2 – местный ряд; 3 – деисусный чин;
4 – праздничный чин; 5 – пророческий чин;
6 – праотеческий чин
Центральные иконы («средники») всех рядов
иконостаса образуют символическую связь:
за образом Троицы, дающей начало жизни
(поэтому её называют также Живоначальной),
следует напоминание о явлении Христа
в земной мир (икона «Богоматерь Знамение»).
Пожертвовав собой во искупление людских
грехов, Христос будет в конце времён судить
человечество во время Страшного суда
(икона «Спас в силах»), а по окончании
последнего суда праведники войдут во
врата Царствия Небесного (царские врата).
Иконостас всегда увенчан образом Голгофы –
Крестом с распятым Спасителем. Иконостас
может «прочитываться» как снизу вверх,
так и сверху вниз. Ряды иконостаса снизу
вверх олицетворяют путь духовного восхождения.
В нижнем ряду повествуется о земной жизни
и подвигах святых, выше изображены земной
путь Христа, его жертва и грядущий Страшный
суд; затем на Небесах древние пророки
и пра́отцы встречают праведников. Если
рассматривать иконостас сверху вниз,
он становится образом духовной истории
мира, истории земной Церкви – от ветхозаветных
предков к настоящему времени, к ежедневно
совершающейся церковной службе.
Пророческий чин. 16 в. Новгород
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)