Экспрессионизм в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Expressionizm (1).docx

— 75.75 Кб (Скачать файл)

В начале 1930-е приблизился к стилю «новой вещественности» (Neue Sachlichkeit). Причисленный нацистами к представителям «дегенеративного искусства», «искусства вырождения», ушел во внутреннюю эмиграцию, уединившись в своей берлинской мастерской. После того как последняя была разрушена бомбами авиации союзников (1944), переехал в Хемменхофен на Боденском озере. С окончанием войны, равнодушный к новейшим течениям, Хеккель варьировал свои излюбленные мотивы, в том числе аллегорическую тему клоуна (Клоун перед зеркалом, 1946, Музей Фолькванг, Эссен).

С 1911 возглавлял бывшую берлинскую мастерскую О.Мюллера; среди  тех, кто пользовался его советами, был будущий кинорежиссер А.П.Довженко. В 1949–1956 преподавал в Академии искусств в Карлсруэ.

Умер Хеккель в Радольфцелле (близ Хемменхофена) 27 января 1970.

Ветряная мельница, Дангаст


Яркие, свободно наложенные цвета ритмическими волнами захлестывают холст, собираясь вокруг композиционного  центра картины – изображения  ветряной мельницы на гребне холма. Красные, желтые, синие, зеленые и черные тона борются в яростном столкновении друг с другом, создавая вибрирующее  напряжение, но сама композиция обладает странно лирическим равновесием. 

Карл Шмидт-Ротлуф- немецкий художник-экспрессионист, один из теоретиков модернизма в живописи.

 

Со школьных лет был дружен с  Э. Хеккелем. В 1905 начал изучать архитектуру в Техническом университете Дрездена, но в том же году оставил учебу. Практически самоучка, обратившись к живописи и графике, стал (вместе с Хеккелем, Э. Кирхнером и др.) одним из основателей группы `Мост`, положившей начало немецкому экспрессионизму. С той поры подписывал свои работы `Шмидт-Ротлуф`, добавив к фамилии топоним. Как и его соратники по `Мосту`, уже в ранний период выдвинулся не только как живописец, но и как мастер грубовато-выразительной, примитивистской гравюры на дереве (Дама в шляпе, 1905). В живописи его увлекала чистая, органическая стихия контрастных форм и красок (Сельский дом среди лип, 1907, Национальная галерея, Берлин; Пейзаж в Дангасте, 1910,Государственный музей, Амстердам; Лето на море, 1919, Музей Фолькванг, Эссен); этот стиль, обозначенный в критике как "монументальный импрессионизм", нашел наиболее последовательное воплощение в пейзаже. Писал также и сюжетно-фигурные композиции, был одаренным портретистом (Автопортрет с моноклем, 1910, Национальная галерея, Берлин). Работал вместе с Э. Нольде в Дангасте, на побережье Северного моря (1907-1910), а с 1911 - в основном в Берлине. Под влиянием кубизма и футуризма формы его живописи и графики стали более структурно-кристалличными, но не менее красочными. В Первую мировую войну был на Восточном фронте; посвятил ряд гравюр на дереве своим русским впечатлениям (Русский пейзаж под солнцем, 1919). Создал в этот период наиболее значительные из своих религиозных композиций (ксилографический цикл Страстей Христовых, т.н. Христов альбом, 1918), в томчисле известный Путь в Эммаус. Проявил себя как мастер весьма широкого профиля: помимо станкового искусства (Купальщицы на берегу, 1922, частное собрание, Киль), обращался к монументальной живописи, скульптуре, книжному дизайну и ювелирному делу. После того как пришедшие к власти нацисты объявили его искусство "дегенеративным", "искусством вырождения", Шмидт-Ротлуф ушел в мир "тихого искусства" и малых форм (меланхолически-созерцательные, безлюдные композиции в технике акварели или живописи тушью - в основном по мотивам балтийского побережья). По окончании войны вернулся к масляным краскам и более крупным по образному масштабу картинам, однако лишь изредка достигающим прежней экспрессии (Лунный свет, 1962, Музей группы "Мост"). В 1946 стал президентом союза "За демократическое обновление Германии". Получив пост профессора Высшей школы изобразительных искусств в Берлине-Шарлоттенбурге (1947), жил в Западном Берлине. Выступил здесь инициатором создания Музея группы "Мост" (1967), куда передал много своих работ. Умер Шмидт-Ротлуф в Западном Берлине 9 августа 1976.

Эми́ль Но́льде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen), 7 августа 1867, Нольде, ныне Дания — 13 апреля 1956, Зеебюль) — один из ведущих немецких художников-экспрессионистов[1], считается одним из величайших акварелистов XX в. Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям.

Биография 


Юность 

Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей[1]. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.

Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в  бедности и были заполнены тяжёлым  трудом.

Образование 

В 1884—1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника. Нольде участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе. В ознакомительную поездку Нольде побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине.

Живопись 

После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», «Троица», «Осмеяние». В 1910—1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где периодически проживала его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрморты измасок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913—1914 годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие как член Медицинско-демографической германо-новогвинейской экспедиции при имперском колониальном ведомстве. В 1916 году Нольде переехал в Утенварф на западном побережье близ Тондера. Нольде негативно отнёсся к столкновениям и установлению германо-датской границы после Первой мировой войны, и несмотря на то, что считал себя немцем, в 1920 году он принял датское гражданство.

Все тут правильно. И опора  на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и  суровое субстанциональное как  антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него - мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.

Жанровые пристрастия  Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр. 

Зеебюль 

После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же.

При национал-социализме 

Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей.

Позднее творчество 

После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 годаНольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.

Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса.

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкимиэкспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

«Вид Мурнау»

Пейзаж написан художником в Мурнау (Бавария) где Кандинский жил с 1908 по 1914 год. В предельной цветовой насыщенности этого произведения ощущается влияние фовизма на живопись Кандинского. Дисонирующие тона синего, желтого, зеленого, красного создают яркую, мажорную цветовую гамму. Вместе с тем в пейзаже сохраняются элементы традиционной светотени; столь же традиционно его пространственное решение.

О́скар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) — австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.

По отцу принадлежал к  роду известных пражских ювелиров. В 1903—1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт. В1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).

Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос, к этому периоду относятся портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.

В 1911—1913 гг. Кокошка пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер, на тот момент — вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом, а затем — за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в 1919 заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (1925).

Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным. В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В1919—1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана операЭрнста Кшенека (1923).

В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.

О художнике отрицательно отзывался Муссолини, которого поддержали пронацистские власти в Вене. В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.

В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения — в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С1947 г. жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.

В 1952—1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа». В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драмеИбсена, 1961).

В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 — в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма

Макс Пехштейн (нем. Max Pechstein, 31 декабря 1881 года, Цвиккау — 29 июня 1955, Берлин) — немецкий художник, один из лидеров немецкого экспрессионизма.

Родился в Эберсбахе (пригород Цвиккау) 31 декабря 1881. Приехав в Дрезден (1900), занимался в Художественно-промышленном училище (с 1902). В 1906 вошел в состав группы «Мост». Переселившись в Берлин (1908), стал членом Берлинского сецессиона, а в 1910 основал «Новый берлинский сецессион». Увлеченный экзотикой «примитивных» народов, совершил в 1913–1914 путешествие на острова Палау в Микронезии, вернувшись на родину через США. В 1916–1917 воевал на Западном фронте. В период Ноябрьской революции (1918) входил в состав Рабочего совета по делам искусств.

От ранних вещей, более сдержанных по колориту и ритмике, перешел (под воздействием французского фовизма, а также своих тихоокеанских впечатлений) к ярким красочным композициям, внешне-декоративным, но взвинченно-нервным по внутреннему образному строю (Девушка в красном у стола, 1910, Музей Фолькванг, Эссен; Три нагие фигуры в пейзаже, 1911, Национальный музей современного искусства, Париж;Палауский триптих, 1917, не сохранился; Автопортрет с трубкой, 1918, Кунстхаус, Цюрих). Исполнил ряд антимилитаристских и агитационно-политических работ «левого» толка (цикл офортов Битва на Сомме, 1916–1917; плакат К солидарности с Советской Россией!, 1927). В целом гравюра (офорт, ксилография и литография) всегда была одной из его излюбленных творческих сфер. Работал также как скульптор, в качестве материала предпочитая дерево (нарочито-«примитивные» фигуры 1910-х годов). Позднее занимался и монументально-декоративным искусством (мозаики и витражи в женевском Международном рабочем бюро, 1930). В межвоенный период его манера стала более умиротворенной.

Информация о работе Экспрессионизм в искусстве