Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:30, реферат
В изобразительном искусстве экспрессионизм отличается необычной силой, мощью и энергией в работе с различными материалами и техникой, а также яркими, резко контрастирующими друг с другом цветами, использованием грубой, шероховатой поверхности, искажением естественных форм и пропорций предметов и человеческих фигур. До 20 в. художники не стремились специально работать в такой манере, но тем не менее значительное число произведений прошлого могут быть названы экспрессионистическими. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т.ч. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки, или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы, и т.п.
В начале 1930-е приблизился к стилю «новой вещественности» (Neue Sachlichkeit). Причисленный нацистами к представителям «дегенеративного искусства», «искусства вырождения», ушел во внутреннюю эмиграцию, уединившись в своей берлинской мастерской. После того как последняя была разрушена бомбами авиации союзников (1944), переехал в Хемменхофен на Боденском озере. С окончанием войны, равнодушный к новейшим течениям, Хеккель варьировал свои излюбленные мотивы, в том числе аллегорическую тему клоуна (Клоун перед зеркалом, 1946, Музей Фолькванг, Эссен).
С 1911 возглавлял бывшую берлинскую мастерскую О.Мюллера; среди тех, кто пользовался его советами, был будущий кинорежиссер А.П.Довженко. В 1949–1956 преподавал в Академии искусств в Карлсруэ.
Умер Хеккель в Радольфцелле (близ Хемменхофена) 27 января 1970.
Ветряная мельница, Дангаст
Яркие, свободно наложенные цвета ритмическими волнами захлестывают холст, собираясь вокруг композиционного центра картины – изображения ветряной мельницы на гребне холма. Красные, желтые, синие, зеленые и черные тона борются в яростном столкновении друг с другом, создавая вибрирующее напряжение, но сама композиция обладает странно лирическим равновесием.
Карл Шмидт-Ротлуф- немецкий художник-экспрессионист, один из теоретиков модернизма в живописи.
Со школьных лет был дружен с
Э. Хеккелем. В 1905 начал изучать архитектуру
в Техническом университете Дрездена,
но в том же году оставил учебу. Практически
самоучка, обратившись к живописи и графике,
стал (вместе с Хеккелем, Э. Кирхнером и
др.) одним из основателей группы `Мост`,
положившей начало немецкому экспрессионизму.
С той поры подписывал свои работы `Шмидт-Ротлуф`,
добавив к фамилии топоним. Как и его соратники
по `Мосту`, уже в ранний период выдвинулся
не только как живописец, но и как мастер
грубовато-выразительной, примитивистской
гравюры на дереве (Дама в шляпе, 1905). В
живописи его увлекала чистая, органическая
стихия контрастных форм и красок (Сельский
дом среди лип, 1907, Национальная галерея,
Берлин; Пейзаж в Дангасте, 1910,Государственный
музей, Амстердам; Лето на море, 1919, Музей
Фолькванг, Эссен); этот стиль, обозначенный
в критике как "монументальный импрессионизм",
нашел наиболее последовательное воплощение
в пейзаже. Писал также и сюжетно-фигурные
композиции, был одаренным портретистом
(Автопортрет с моноклем, 1910, Национальная
галерея, Берлин). Работал вместе с Э. Нольде
в Дангасте, на побережье Северного моря
(1907-1910), а с 1911 - в основном в Берлине. Под
влиянием кубизма и футуризма формы его
живописи и графики стали более структурно-кристалличными,
но не менее красочными. В Первую мировую
войну был на Восточном фронте; посвятил
ряд гравюр на дереве своим русским впечатлениям
(Русский пейзаж под солнцем, 1919). Создал
в этот период наиболее значительные из
своих религиозных композиций (ксилографический
цикл Страстей Христовых, т.н. Христов
альбом, 1918), в томчисле известный Путь
в Эммаус. Проявил себя как мастер весьма
широкого профиля: помимо станкового искусства
(Купальщицы на берегу, 1922, частное собрание,
Киль), обращался к монументальной живописи,
скульптуре, книжному дизайну и ювелирному
делу. После того как пришедшие к власти
нацисты объявили его искусство "дегенеративным",
"искусством вырождения", Шмидт-Ротлуф
ушел в мир "тихого искусства" и малых
форм (меланхолически-
Эми́ль Но́льде (нем. Emil Nolde, настоящее имя Ганс Эмиль Хансен (нем. Hans Emil Hansen), 7 августа 1867, Нольде, ныне Дания — 13 апреля 1956, Зеебюль) — один из ведущих немецких
художников-экспрессионистов[1]
Эмиль Нольде родился 7 августа 1867 года в местечке Нольде в нескольких километрах от Тондера и был в семье четвёртым из пяти детей[1]. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии и тем самым в Северогерманский союз. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Его отец по национальности был северным фризом. Эмиль посещал немецкую школу и считал, что в нём течёт смесь шлезвигской и фризской кровей.
Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом.
В 1884—1891 годах Эмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел
на резчика и художника. Нольде участвовал
в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском собо
После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в
честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную
группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 году Нольде стал членом Берлинского сецессиона. В это
время появились его первые работы на
религиозные темы: «Причастие», «Троица», «
Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него - мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.
Жанровые пристрастия
Нольде, понятно, не ограничивались исключительно
возвращением к своей детской изобразительной
традиции. Писал он и, скажем так, жанр.
После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. На высоком холме Зеебюль в Нойкирхене чета Нольде приобрела сначала старый домик, а спустя несколько лет Нольде построил на его месте по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. В доме нашлось место и для мастерской, и для работ, написанных здесь же.
Нольде давно был убеждён в превосходстве
«германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую
рабочую организацию Северного Шлезвига
(NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты при
После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 годаНольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.
Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.
Васи́лий Васи́льевич
Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Фр
Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкимиэкспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.
«Вид Мурнау»
Пейзаж написан художником в Мурнау (Бавария) где Кандинский жил с 1908 по 1914 год. В предельной цветовой насыщенности этого произведения ощущается влияние фовизма на живопись Кандинского. Дисонирующие тона синего, желтого, зеленого, красного создают яркую, мажорную цветовую гамму. Вместе с тем в пейзаже сохраняются элементы традиционной светотени; столь же традиционно его пространственное решение.
О́скар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. В 1903—1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт. В1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту. Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).
Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос, к этому периоду относятся портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.). В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.
В 1911—1913 гг. Кокошка пережил бурный роман с известной венской красавицей Альмой Малер, на тот момент — вдовой знаменитого композитора и дирижёра Густава Малера (позже она была замужем за архитектором Вальтером Гропиусом, а затем — за Францем Верфелем). Неспособный избавиться от мучительных воспоминаний о ней, Кокошка в 1919 заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш» (1925).
Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным. В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В1919—1924 гг. Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана операЭрнста Кшенека (1923).
В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.
О художнике отрицательно отзывался Муссолини, которого поддержали пронацистские власти в Вене. В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.
В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения — в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С1947 г. жил в Швейцарии. После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.
В 1952—1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа». В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драмеИбсена, 1961).
В 1981 г. большие ретроспективные выстав
Макс Пехштейн (нем. Max Pechstein, 31 декабря 1881 года, Цвиккау — 2
Родился в Эберсбахе (пригород Цвиккау) 31 декабря 1881. Приехав в Дрезден (1900), занимался в Художественно-промышленном училище (с 1902). В 1906 вошел в состав группы «Мост». Переселившись в Берлин (1908), стал членом Берлинского сецессиона, а в 1910 основал «Новый берлинский сецессион». Увлеченный экзотикой «примитивных» народов, совершил в 1913–1914 путешествие на острова Палау в Микронезии, вернувшись на родину через США. В 1916–1917 воевал на Западном фронте. В период Ноябрьской революции (1918) входил в состав Рабочего совета по делам искусств.
От ранних вещей, более сдержанных по колориту и ритмике, перешел (под воздействием французского фовизма, а также своих тихоокеанских впечатлений) к ярким красочным композициям, внешне-декоративным, но взвинченно-нервным по внутреннему образному строю (Девушка в красном у стола, 1910, Музей Фолькванг, Эссен; Три нагие фигуры в пейзаже, 1911, Национальный музей современного искусства, Париж;Палауский триптих, 1917, не сохранился; Автопортрет с трубкой, 1918, Кунстхаус, Цюрих). Исполнил ряд антимилитаристских и агитационно-политических работ «левого» толка (цикл офортов Битва на Сомме, 1916–1917; плакат К солидарности с Советской Россией!, 1927). В целом гравюра (офорт, ксилография и литография) всегда была одной из его излюбленных творческих сфер. Работал также как скульптор, в качестве материала предпочитая дерево (нарочито-«примитивные» фигуры 1910-х годов). Позднее занимался и монументально-декоративным искусством (мозаики и витражи в женевском Международном рабочем бюро, 1930). В межвоенный период его манера стала более умиротворенной.