Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:17, статья
В 2013-м году лауреатом Притцеровской архитектурной премии стал японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito, 伊東 豊雄, род. 1941). Начав работать в 70-х годах 20-го века, самые известные это проекты были выполнены уже в новом тысячелетии.
Тойо Ито (Toyo Ito, 1941)
В 2013-м году лауреатом Притцеровской архитектурной премии стал японский архитектор Тойо Ито (Toyo Ito, 伊東 豊雄, род. 1941). Начав работать в 70-х годах 20-го века, самые известные это проекты были выполнены уже в новом тысячелетии.
Тойо Ито родился 1 июня 1941-го года в Кэйдзё (Сеул), когда Корея находилась под управлением Японии. Отец Ито был предпринимателем, интересующимся ранней керамикой эпохи корейской династии Ли и картинами в традиционном японском стиле. Кроме того, отец Ито был фанатом игры в бейсбол и гольф. В 1943-м году Ито со своей матерью и двумя старшими сёстрами вернулись на историческую родину в Японию. Два года спустя, после окончания Второй мировой войны, его отец также вернулся в Японию, и семья будущего архитектора стала жить на малой родине отца в Симосува в префектуре Ногано. В 1953-м году, когда Ито было 12 лет, его отец умер. После этого семья стала работать на фабрике по производству мисо (соевой пасты — традиционной основы многих японских блюд). [...]
Как в последствии признавался Тойо Ито, в подростковом возрасте он не питал интереса к архитектуре, и связывал свою будущую жизнь с бейсболом. Однако в детстве он испытывал на себе влияние деда, работавшего дилером по распространению строительных пиломатериалов, и отца, любившего рисовать схемы домов для своих друзей.
Кроме того, когда Ито учился ещё в школе, его мать заказала проект дома в Токио японскому архитектору-модернисту Ёшинобу Ашихара (Yoshinobu Ashihara, 芦原 義信, 1918—2003), только что вернувшемуся в Японию из США, где он работал в мастерской Марселя Бройера (Marcel Breuer, 1902—1981).
Только после поступления Ито в Токийский университет архитектура стала главным для него интересом. В качестве выпускной бакалавровской работы он представил проект реконструкции парка Уэно в Токио. Проект был удостоин главного приза Токийского университета.
После окончания Факультета
Архитектуры в Токийском
В 1971-м году Ито открыл свою собственную архитектурную мастерскую, назвав её Urban Robot (Urbot), а через год женился. Дочь Ито сейчас работает редактором журнала Vogue Nippon. В 1979-м году архитектор переименовал свою мастерскую в Toyo Ito & Associates, Architects.
Кроме Притцеровской премии Тойо Ито был удостоин множества других международных наград, в том числе полученная в 2010-м году 22-я Императорская Премия в честь принца Тикамацу (Praemium Imperiale) в категории Архитектура; в 2006-м году Королевская Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (Royal Gold Medal, RIBA); и в 2002-м году Золотой Лев 8-й Международной выставки Веницианской биеннале (Il Leone d’Oro, 8th Venice Biennale International Exhibition). [...] Тойо Ито стал приглашённым профессором в Токийском, Колумбийском, Калифорнийском университетах, в университетах Лос-Анджелеса, Киото, в Университете искусств Тама (Токио), а в весеннем семестре 2012-го года он преподавал в первой выездной азиатской студии Гарвардского университета Дизайна. [...]
Большинство ранних работ архитектора были небольшими жилыми домами. Одним из первых проектов Тойо Ито в 1971-м году был дом в пригороде Токио. Названный «Алюминиевым домом», он представлял собой структуру из деревянной рамы, обшитую сверху алюминием. В 1976-м году Ито спроектировал дом для своей сестры, которая незадолго до этого потеряла мужа. Дом был назван «Белым U», и вызвал большой интерес к творчеству архитектора. Здание было разобрано в 1997-м году. Как объясняет Ито, в большинстве проектов 1980-х годов он пытался через минималистичные приёмы стереть общепринятое представление об архитектуре, внеся в неё легкость, наполнив её воздухом и ветром.
Архитектор называет Медиатеку
Сендай, построенную в 2001-м году,
одним из ярких моментов в его
карьере. В атласе архитектуры Phaidon
Тойо Ито поясняет: «Медиатека отличается
от обычных общественных зданий во
многих отношениях. В здании, в котором
общеопределяющими функциями
В 2008—2009 годах Тойо Ито читал лекции имени Кеннет Кесслер (Kenneth Kassler Lectures) в Школе Архитектуры Принстонского университета (Princeton University). [Традицию этих лекций в 1966-м году открыл Р. Бакминстер Фуллер (R. Buckminster Fuller) в честь Кеннет Кесслер — прим. ред.]. На одной из лекций Ито раскрыл некоторые свои соображения об архитектуре:
«Природный мир чрезвычайно сложен и изменчив, а его системы жидкие — они появились в воде. В отличие от природного мира архитектура всегда старалась основываться на наиболее стабильной и регулярной системе. Условно скажем, что в двадцатом веке была выработана наиболее стабильная система, основанная на прямоугольной модульной сетке. Эта система стала самой популярной в мире, т.к. позволила создать огромное количество зданий за короткий период времени.
Тем не менее, данная сетка сделала наши города по всему миру однообразными. Можно даже сказать, что она сделала жизнь и работу людей в таких городах тоже однообразными. В ответ на это, в последние десять лет, модифицируя и изменяя эту сетку, я пытался установить взаимоотношения между зданиями и [природной] средой, сделать их ближе». [...]
В 2004-м году в модном районе Омотэсандо в Токио Ито спроектировал здание магазина TOD'S, итальянской компании, специализирующейся на обуви и аксессуарах. Вдохновением для здания послужили деревья. Офис Ито по-своему описывает этот проект:
«Деревья являются естественными объектами, устойчивыми сами по себе, и их форма отражает структурную рациональность. Сетка перекрывающихся силуэтов деревьев также представляет собой рациональную схему распределения усилий. Если адаптировать схему дерева к зданию, то чем выше мы поднимаемся вверх, тем многочисленнее и тоньше становятся стальные ветви, и тем больше становится отверстий для оконных проемов. Аналогично внутренние пространства снизу вверх постепенно меняются, изменяя свою основную функцию.
Отрицая очевидные различия
между простенками и проемами,
линиями и плоскостями, двумерными
и трехмерными объектами, прозрачностью
и непрозрачностью, это здание представляет
собой особый тип абстрактности.
Силуэты деревьев образуют новый
образ стабильной напряженности, создаваемой
взаимодействием смысловой
После оценки мировыми критиками
таких проектов Тойо Ито, как Медиатека
Сендай, в начале 2000-х годов он
стал архитектором мирового уровня, получив
возможность активно
Тем не менее, для Ито возможно
наиболее важным остаётся проектирование
зданий у себя на родине, что было
подчеркнуто последствиями
«Центры помощи не предполагают
ни какой приватности, да и пространства
в них с трудом хватает для
того, чтобы отдохнуть и поспать,
в то время как поспешно построенные
временные места проживания для
пострадавших являются не более чем
рядами пустых коробок: в любом случае
это мрачные условия
Архитектор в данном случае
— один из тех, кто может создать
такие пространства, которые при
скудных возможностях будут немного
более гуманнее, сделают существование
людей немного более
Для Ито при проектировании «Дома-для-всех» встали под сомнение основополагающие принципы современной архитектуры. Он добавляет: «В современную эпоху архитектура оценивается степенью оригинальности. Как результат мы получили то, что отправные точки при проектировании — почему здание строится и для кого оно строится — были забыты. Зоны бедствия, где всё разрушено, позволяют нам вновь взглянуть, с самого начала определить, что в реальности из себя представляет архитектура. «Дом-для-всех» может состоять из множества маленьких зданий, но он формулирует в первую очередь жизненно важный вопрос о том, — даже если забыть про отправные точки — является ли форма архитектуры в современную эпоху смыслом самой архитектуры». [...]