Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:43, реферат
4 октября 1957 г. СССР произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Первый советский спутник позволил впервые измерить плотность верхней атмосферы, получить данные о распространении радиосигналов в ионосфере, отработать вопросы выведения на орбиту, тепловой режим и др. Спутник представлял собой алюминиевую сферу диаметром 58 см и массой 83, 6 кг с четырьмя штыревыми антеннами длинной 2, 4-2, 9 м.
Начало космической эры;
Космическое исследование Венеры;
Практическое использование космоса;
Голоса из космоса;
Космическая метеорология;
Изучение Земли из космоса;
Координатно-временное обеспечение;
Компоновка;
Экипаж корабля "Индевор" STS-88;
Список литературы.
ФГБ оснащен тремя стыковочными агрегатами. Активный гибридный стыковочный агрегат установлен на переднем торцевом шпангоуте ПГО и используется для стыковки со служебным модулем. На заднем торцевом шпангоуте ГА имеется пассивный андрогинный периферийный агрегат стыковки (АПАС), предназначенный для стыковки с герметичным американским адаптером РМА - 1, через который ФГБ будет соединен с модулем Node - 1 "Единство" (Unity).
На ГА находится также пассивный стыковочный агрегат типа "конус". Он установлен перпендикулярно продольной оси ФГБ и предназначен для стыковки с пилотируемыми и грузовыми кораблями и со стыковочно-складским модулем MCC-1/DSM-1. Система энергоснабжения
Система энергоснабжения (СЭС)
ФГБ предназначена для
Первичным источником энергии на ФГБ являются солнечные батареи (СБ). В состав СБ входят две панели. Площадь фотоэлектрических преобразователей на каждой из них составляет 28 кв. м (7 м в длину и 4 м в ширину). Фотоэлектрические ячейки защищены с обеих сторон прозрачным покрытием из стекла и лицевой поверхностью обращены в одну сторону. 90% солнечной энергии улавливается поверхностью батарей, обращенной к Солнцу, и 10% энергии улавливается обратной стороной, что дает возможность использовать солнечный свет, отраженный от Земли. Механизм раскрытия СБ позволяет производить их складывание и повторное раскрытие. В случае отказа электропривода панели СБ могут быть раскрыты или сложены вручную экипажем во время выхода в открытый космос. Системы служебного борта и станционного борта
Функционально бортовые системы ФГБ разделяются на системы служебного борта и системы станционного борта.
Системы служебного борта обеспечивают работу ФГБ во время выведения его на орбиту, автономного полета и частично, когда он находится в связке с другими модулями МКС. В состав систем служебного борта входят:
•система управления (СУ);
•двигательная установка (ДУ);
•система подачи: и перекачки топлива (СпиПТ);
•система управления бортовым комплексом (СУБК);
•система внутреннего освещения (СВО);
•командно-измерительная система (КИС) "Компарус ";
• радиотелеметрическая система БР-9ЦУ- 8;
•радиотелеметрическая система "Сириус-4";
•система электроснабжения (СЭС);
•система ориентации солнечных батарей (СОСБ);
•система обеспечения теплового режима (СОТР);
•система пожарообнаружения и пожаротушения (СПоПТ);
Системы станционного борта предназначены для обеспечения работы ФГБ в составе МКС. В состав станционного борта входят:
•система стыковки (СС);
•система интеграции и сопряжения (СИС);
•система обеспечения газового состава (СОГС);
•система телевидения (СТ);
•система телефонной связи (СТС),
•аппаратура сбора сообщений (АСС);
•бортовая вычислительная система (ВВС);
•оборудование телеоператорного режима управления (ТОРУ) сближением и причаливанием;
•пассивная радиотехническая система сближения и стыковки "Курс-П". Схема полета
ФГБ "Заря" выводится на эллиптическую орбиту ракетой носителем "Протон". Минимальная высота этой орбиты составляет около 180 км, максимальная около 340 км. После отделения от последней ступени ракеты-носителя на ФГБ раскрываются антенны систем "Курс" и "Компарус" и панели СБ, переводятся в рабочий режим соответствующие бортовые системы.
Управление полетом ФГБ осуществляется из российского Центра управления полетами - ЦУП-М (г. Королев Московской обл. ). Причем передача команд возможна как через наземные станции слежения, расположенные на территории России, так и через американский Центр управления полетом - ЦУП-Х (г. Хьюстон, штат Техас), а также через спутники-ретрансляторы.
Во вторые сутки полета ФГБ проводится тестовое включение одного из двух двигателей большой тяги - ДКС. После теста с помощью этого двигателя дается импульс на повышение перигея орбиты до 250 км. На четвертые и пятые сутки включением все того же двигателя формируется круговая орбита высотой около 385 км -так называемая орбита сборки, на которой ФГБ будет ожидать прилета корабля "Спейс - Шаттл" STS-88 с модулем Node-1 "Единство" (Unity). Полет STS-88 предстоит совершить кораблю "Индевор" (Endeavour). На третий день после старта "Индевор" подходит к ФГБ и захватывает его своим манипулятором. Для этого на герметичном адаптере (ГА) ФГБ имеется специальный узел. После механического захвата с помощью манипулятора ФГБ состыковывается с герметичным американским адаптером РМА- 1, который соединен с модулем Node-1. На следующий день двое, а астронавтов выходят в открытый космос для стыковки электроразъемов между ФГБ и РМА-1.
В последующие двое суток производится наддув РМА-1, выравнивание давления в ГА и РМА-1, контроль герметичности стыка между ГА и РМА-1, контроль параметров атмосферы в ФГБ. Затем начинается подготовка к входу экипажа "Индевора" в ФГБ. Выравнивается давление в ГА и в приборно-агрегатном отсеке (ПГО) ФГБ. Астронавты входят сначала в ГА, затем открывают люк в ПГО и переходят туда. Предусматривается проведение телевизионной передачи из ФГБ во время нахождения там экипажа. В тот же день экипаж возвращается в свой корабль, герметично закрыв за собой люки.
Еще примерно сутки продолжается полет первых модулей МКС в связке с кораблем "Индевор", Затем корабль отстыковывается и, совершив облет, возвращается на Землю. МКС в составе ФГБ и Node-1 будет продолжать автономный полет. Ее следующим элементом должен стать служебный модуль, после прихода, которого на МКС уже может постоянно находиться экипаж.
Экипаж корабля "Индевор" STS-88
Для своего первого полета по программе МКС НАСА выделило корабль "Индевор" (Endeavour). Этот полет получил наименование "STS-88".
В экипаж корабля "Индевор" STS-88 включены пять американских астронавтов и один российский космонавт. Командир корабля - Роберт Кабана, пилот - Фредерик Стеркоу, специалисты полета - Нэнси Керри, Джерри Росс, Джеймс Ньюман и Сергей Крикалев (Россия).
Роберт Кабана (Robert Cabana), полковник морской пехоты США, астронавт НАСА. Родился 23 января 1949 года. За время военной службы и работы летчиком-испытателем освоил 33 различных типа самолетов, налетал свыше 5000 часов. В отряде астронавтов с 1985 года. Совершил три космических полета обшей продолжительностью более 353 часов. Дважды был пилотом (STS-41в 1990 году и STS-53 в 1992 году) и один раз командиром (STS-65 в 1994 году). Фредерик Стеркоу (Frederick Sturckow), майор морской пехоты США, астронавт НАСА, Родился 11 августа 1961 года, К качестве летчика-истребителя участвовал в операции "Буря в пустыне" в Ираке в 1990 году, совершил 41 боевой вылет. За время военной службы и работы летчиком-испытателем освоил более 40 различных типов самолетов, налетал свыше 2500 часов. В отряде астронавтов с 1994 года. Нэнси Керри (Nancy С urrie), майор сухопутных войск США, астронавт НАСА. Родилась 29 декабря 1958 года. В отряде астронавтов с 1990 года. Совершила два космических полета обшей продолжительностью более 454 часов. Оба раза была специалистом полета (STS-57 в 1993 году и STS-70 в 1995 году). Джерри Росс (Jerry Ross), полковник военно-воздушных сил США , астронавт НАСА. Родился 20 января 1948 года. В отряде астронавтов с 1980 года . Совершил пять космических полетов общей продолжительностью более 850 часов. Выполнил 4 выхода в открытый космос суммарной длительностью около 23 часов. Во всех пяти полетах участвовал в качестве специалиста (STS-61B в 1985 году, STS-27 в 1988 году, STS-37 в 1991 году, STS-55 в 1993 году и STS-74 в 1995 году). Последний из этих полетов был к станции "Мир" (доставка стыковочною отсека).
Джеймс Ньюман (James Newman), астронавт НАСА. Родился 16 октября 1956 года. В отряде астронавтов с 1990 года. Совершил два космических полета общей продолжительностью более 496 часов. Выполнил один выход в открытый космос длительностью около 7 часов. В обоих полетах участвовал в качестве специалиста (STS-51 в 1993 году и STS-69, а 1995 году).
Сергей Константинович Крикалев, космонавт РКК "Энергия" имени С. П. Королева (Россия). Родился 27 августа 1958 года. Мастер спорта СССР по самолетному спорту. В отряде космонавтов с 1985 года. Совершил три космических полета общей продолжительностью 471 сутки 14 часов 18 минут. Дважды был бортинженером длительных экспедиций на станции "Мир" (в 1988-1989 и 1991-1992 годах), первым из российских космонавтов совершил полет на американском корабле "Спейс шаттл" (STS-60 в 1994 году). В настоящее время является заместителем руководителя полета станции "Мир" и проходит подготовку к длительному полету в качестве бортинженера первой экспедиции на МКС.
Список литературы:
1. Детская Энциклопедия. 2 том. Издательство “Просвещение” Москва 1965 г. 2 О. Г. Газенко, И. Д. Пестров, В. И. Макалов: “Человечество и космос” Москва “Наука” 1987 г.
2. В. П. Глушко “Космонавтика”. Издательство “Советская энциклопедия” 1970 г. 4 Л. А. Гильберг “От самолета к орбитальному комплексу” Москва “Просвещение” 1992 г.
4. Научно- популярный журнал Российской академии наук и Астрономо-геодезического общества “Земля и Вселенная” серия “Космонавтика, астрономия, геофизика” май-июнь 3/97.
5. “Космическая техника” под редакцией К. Гэтланда.
Издательство “Мир”. 1986 г. Москва.
10 "Вега" – Международный проект "Венера – Галлей", Центр Управления Полетом, 1985 г. 11 Энциклопедический Словарь Юного Астронома (сост. Н. П. Ерпылев), Москва, Педагогика, 1986 год.