Ярчайшие звезды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:37, реферат

Краткое описание

Драко́н (лат. Draco), околополярное созвездие Северного полушария неба. Занимает на небе площадь в 1083 квадратных градуса и содержит 210 звезд, видимых невооруженным глазом, из них — 80 звёзд ярче 6m. В Драконе находится северный полюс эклиптики Звезды Тубан (α Dra) была звездой, ближайшей к северному полюсу Мира, в период с 3700 до 1500 до н. э. Благодаря прецессии она снова станет таковой в 21 000 г. н. э. Примерные координаты для поиска: α = 17h, δ = +65.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Ярчайшие звезды……………………………………………………….…4
Поиск на небе……………………………………………………………..7
Интересные объекты……………………………………………………...8
Мифология………………………………………………………………...10
Работа с подвижной картой звездного неба …………………………....21
Данные о наиболее двух ярких звезд созвездия Дракон………………22
Используемая литература…………………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

РЕферат по астрономии.doc

— 402.50 Кб (Скачать файл)

— Ты хочешь сказать, что  Полярная звезда движется по небу?

— Нет, движется не она, это  земная ось подобно гигантскому  волчку описывает в пространстве конус. Полюс мира «гуляет» по шести  созвездиям: Малой Медведице, Цефею, Лебедю, Лире, Геркулесу и Дракону. Когда в очередной раз он подойдет к Полярной звезде будет 27849 год...

— Вот это да!

— Этот великий цикл в 25850 земных лет древние астрономы  называли Годом Платона, а каждый его месяц — эрой. Сегодня не случайно все говорят о наступлении  новой эры. Из-за перемещения Полюса мира изменяют свое положение среди звезд небесный экватор и точка весеннего равноденствия, от которой астрономы отсчитывают небесные координаты. Сейчас она переходит из знака Рыб в знак Водолея. Много перемен произойдет на Земле из-за этого перемещения. Мы сейчас живем в очень интересное время — не только одна эра сменяет другую, еще и наступает новое тысячелетие...

— Это действительно  великое сокровище, если даже земная ось вращается вокруг этого места. Но почему ты говоришь о бессмертии?

— С этим связано много  легенд, и не один народ хранит память о великом подвиге. Вот послушай…

 

Древо с плодами бессмертия

Далеко-далеко, на самом  крайнем западе, там, где встречаются  день и ночь, где завершают свой путь уставшие лошади солнечной колесницы, на склоне Атласских гор растет чудесный сад. Это сад божественной Геры, в нём растет волшебное дерево с золотыми яблоками бессмертия — свадебный подарок Гере от самой Матери-Земли. Раньше его охраняли сёстры-геспериды. Но Гера, узнав, что дочери Атланта, которым она доверила дерево, потихоньку крадут яблоки, послала нового стража — неусыпного дракона Ладона, имеющего сто голов и сто говорящих языков.

По поручению царя Эврисфея Геракл отправляется искать этот сад. Вещий  морской бог Нерей советует Гераклу  не рвать яблок самому, а попросить  об этом Атланта, на время освободив его от непомерного бремени. И вот, явившись в сад Гесперид, Геракл просит Атланта оказать ему любезность и сорвать яблоки. Оказывается, Атлант готов на все что угодно, лишь бы получить небольшую передышку, но боялся Ладона. Геракл убивает дракона. Атлант приносит яблоки, но решает сам отнести их Эврисфею. Тогда Геракл идет на хитрость и просит Атланта лишь ненадолго взвалить на плечи небесный свод, пока он подложит себе под плечи подушку. Легко поддавшись обману, Атлант оставляет яблоки траве, а сам вновь подставил плечи под небосвод, и Геракл свободно отправляется к Эврисфею.

Впрочем, Эврисфей не посмел взять  эти плоды, и Геракл отдал их Афине, а та вернула их Гере. Узнав о  смерти Ладона, Гера долго оплакивала его, а затем решила поместить на звездное небо в виде созвездия Дракона, а вместе с ним и Геракла, достигшего своими подвигами бессмертия.

— Но почему Геракл склонился перед  Драконом на колено?

— Дракон — хранитель великого знания, которого должен достичь герой. Интересно, что самая яркая двойная звезда созвездия Геркулеса называется Рас Альгети, что по-арабски значит «Голова коленопреклоненного».

Сцена победы Геракла над Ладоном  пробуждает ряд воспоминаний: победа Осириса над Тифоном, Аполлона над  Пифоном, Бэлла над Драконом, Сигурта над Фафниром, Георгия над Змеем… Все победители были солнечными богами. Интересно, что там, где говорится о Солнце, упоминается и дракон, символ Мудрости. В Египте источником связи почти всех богов с драконом являлась великая Звезда Дракона — альфа этого созвездия — звезда Тубан («Дракон» по-арабски). С 3500 по 1500 год до н.э. она занимала место Северной Полярной звезды. На неё ориентированы многие храмовые сооружения Египта.

Иерофанты Египта и Вавилона именовали  себя «Сынами Змия-Бога» и «Сынами Дракона». «Я Змий, я Друид», — восклицал друид кельтско-британских областей, ибо Змий и Дракон олицетворяли мудрость, бессмертие и возрождение.

Герой всю свою жизнь посвящает  служению вечной борьбе за торжество  Истины и Духа. Он стремится познать  суть жизнь, всегда сохраняя невидимую связь со своим наставником. Они неразлучны. Овладение истиной и знанием составляет жизненный путь героя-ученика. Это олицетворяют и Геракл, крепко держащий голову Дракона, и святой Георгий, побеждающий Змея. Истина, мудрость, борьба за священное знание и победа — вот что навечно связывает их вместе. Стоит герою победить, достичь сердца Дракона — и он сам становится Драконом, хранителем мудрости.

В традициях большинства народов  Дракон изображается огромным летающим ящером, яростным и неуправляемым. Он воплощает стихийные силы хаоса и мироздания и символизируют четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду (живет в недрах земли или глубинах вод, летает по воздуху и изрыгает огонь). На Востоке принято считать дракона воплощением сил природы: как благостных (дожди), так и разрушительных (тайфуны). Многие традиции говорят, что Дракон — это радуга, ограждающая мир от бурь и невзгод, соединяющая небо и землю.

— На земле Дракон сторожил волшебный сад, где росли яблоки бессмертия. И сейчас, на небе, он по-прежнему является стражем?

— Да, теперь он охраняет рай и дерево, приносящее плоды  вечной жизни. Это космическая неподвижная  ось эклиптики, а яблоки — вечные звезды и божественные планеты. Дракон защищает это Древо Жизни, обвивая его своими кольцами; теперь он бессмертен и вечно бдителен. Интересно, что символом вечности служит как раз изображение Дракона, кусающего свой хвост, а мощная нога Геракла крепко держит его голову, олицетворяя неизбежную победу человеческого духа над необузданными силами природы. Звездные узоры хранят образ великого подвига человека, достигшего самого ценного сокровища жизни.

3). Чаще же принято считать, что в созвездии увековечен дракон (некоторые уверяют, что его звали Колхис или Колчис созвучно с названием страны Колхиды), охранявший золотое руно Овна. Знатоки-драконологи утверждают, что он был рожден из крови Тифона, убитого Зевсом. Его усыпила сонным зельем волшебница Медея, чтобы помочь Ясону похитить драгоценную шкуру. Возможно, Ясон убил дракона, и, скорее всего, сонного.

4) В одиннадцатом подвиге Геракл сталкивается (и, возможно, убивает) стоглавого дракона Ладона, сторожащего яблоки Гесперид.

5) И еще вариант: Кастолийский источник охранял дракон, любимец Ареса, по сути, его ипостась:

Золотым примечательный гребнем.

Очи сверкают огнем; все  тело ядом набухло,

Три дрожат языка; в три  ряда поставлены зубы.

6) У владетеля Сидона – царя Агенора было три сына: Феникс, Килик и Кадм и единственная дочь – прекрасная Европа. Зевс, приняв облик быка похитил девушку. Горько переживал царь Агенор, целыми днями он плакал о любимой дочери. И вот приказал он сыновьям отправиться по свету в поисках сестры и без Европы не возвращаться.

Братья отправились  в путь. Сначала шли они вместе, а на перекрестке их пути разошлись. Младший брат Кадм пошел на запад, везде он расспрашивал о сестре, но ничего не узнал. Так он дошел до далекой страны – Греции и остался там, не осмелившись вернуться домой. Однажды ему посоветовали побывать в Дельфах у знаменитой пророчицы бога Аполлона Пифии. Пифия велела Кадму идти вслед за белой коровой и основать город там, где ляжет корова. Выполнил он указания прорицательницы и остался жить в том месте, где улеглась белая корова. Вдали виднелась гора, а у ее подножия – источник. Послал Кадм своих спутников к источнику за водой. Ушли его товарищи и не вернулись. Взял Кадм меч и копье и пошел искать друзей. Дошел он до пещеры, из которой струился источник хрустально чистой воды. Но около родника был сторож – страшный дракон, оставленный богом войны – Аресом.

Выполз дракон из пещеры, разинул свою страшную пасть. Из глаз его вылетели огненные искры, а на голове сверкал огромный огненный гребень. Блестящая чешуя ослепляла своим  блеском. Стали они сражаться, и  Кадм победил страшного дракона. Набрал он воды из источника и совершил жертвоприношение Зевсу. Потом Кадм заложил город Фивы.

Бог Арес не покинул своего дракона на Земле. Он перенес его  на небо и оставил там его в  виде созвездия Дракона.

7) Возможно, дракон, запечатленный на небе, фигурирует в Персеиде (посланный Посейдоном, хочет пожрать Андромеду), но чаще в этой роли видят Кита.

8) И еще - это дракон Триптолема, первого землепашца, убитый Карнабоном, также оказавшимся на небе в созвездии Стрелец.

9) Во время гигантомахии некий дракон выступал на стороне гигантов против олимпийских богов. Афина зашвырнула его на небо, раскрутив за хвост.

10) Не забудем и змея Пифона, убитого Аполлоном.

11) Между прочим, некоторые рационалисты утверждают, что созвездие названо в честь Афинского законодателя Дракона (того самого, чьи законы - драконовы).

12) Наконец, источники эзотерической направленности утверждают, что Дракон символизирует Асклепия, виртуозного врачевателя и вообще отца медицины. Под это утверждение подводятся некие символические основания, но они далеки как от древней Греции, так и от мифологии.

13) О созвездии Дракона в древнем Вавилоне рассказывали такую легенду.

«Давным-давно, когда  еще не существовало нм Земли, ни неба, а миром правил бог Мардук, страшное чудище Фиамат (Тиамат) творило много бед. Долго боролся с ним Мардук и, наконец, победил чудовище. Из его тела он сотворил Землю, а из шкуры, украшенной бриллиантами, - Небо со звездами. Для того, чтобы ни один бриллиант – звезда – не пропал с неба, бог Мардук оставил на небе вечно бодрствующего Дракона, стерегущего сокровища неба. Извиваясь вокруг полюса, Дракон ежесуточно обходит свои владения».

 

Китайская мифология

Даосская мифология  доносит до нас из глубин древнекитайской истории прекрасные зооморфные образы животных, олицетворяющих разделение небесной сферы на пять небесных дворцов, заполненных символическими фигурами созвездий. В этом разбиении Южный Дворец Неба символизируется Красной Птицей, ассоциируясь с теплом и Солнцем. Северный Дворец - это холод, тьма, тревожный мрак, и он ассоциируется с Черной Черепахой, обвитой Змеей, а иногда - с неким Существом черного цвета (Темная воинственность). Запад - это Белый Тигр. Ну а Дворец Востока на небесной сфере - Зеленый Дракон. Центр же всего мироздания - Центральный Дворец - символизируется Желтым Драконом. Это начало всех начал. История этого Желтого Дракона весьма поучительна.

Изучение астрономической  сути символов Небесных Дворцов эпохи  древнекитайских императоров династий Хань и Чжоу (последние - предшественники эпохи Хань) показало, что переход к новой символике Центрального Дворца Неба произошел где-то в эпоху Чжоу. Каждому из символов Небесных Дворцов приписывался не просто художественный образ мифологического существа - это был и соответствующий астральный символ, фигура на небесной сфере, созвездие, группа звезд, обрисовывающих контур соответствующей фигуры.

Для Желтого Дракона  это, оказывается, фигура известного ныне созвездия Дракона, висящего в самом центре небесной сферы вблизи Полюса Мира и полюса эклиптики. Такая идентификация сразу же объясняет очень многие из мифологических сюжетов Древнего Китая, ранее не поддававшихся никакому разумному осмыслению.

Вот что писал, например, Дерк Бодде, один из видных историков Древнего Китая, об интереснейшей поэме "Тянь Вэнь" ("Вопросы Небу" или "Вопросы Неба"), творении примерно IV века до н.э., явно связанной (даже по названию) с небесными объектами. Характеризуя фрагментарность самой богатой и единственной в своем роде сокровищницы Чжоуского мифологического материала, он выбрал в качестве примера "Тянь Вэнь": "Ее 185 строк представляют собой мифологические намеки, преподнесенные в форме невразумительных загадок. Типичными являются следующие строки: "Где было, чтобы безрогий дракон гулял, посадив на себя медведя?"

Но именно этот эпизод поддается довольно простой и  явной астрономической интерпретации. Такое мифопоэтическое описание обязано своим происхождением тесному  соседству на небесной сфере двух выдающихся созвездий - Дракона и Большой Медведицы. Их мифологическое живописание в разных формах оказалось широко распространенным во всех частях Евразии. Вот что пишет об этом римский поэт и полководец I в. н.э. Цезарь Германик в своей авторизованной версии поэмы Арата "Феномены" (275 г. до н.э.), также посвященной небесным светилам и созвездиям: "Змей громадный меж них, струящимся водам подобный, в кольца свиваясь, скользит, изгибаясь податливым телом. Всюду извивы его. Над Геликою хвост простирает Чудище, оборотясь к Киносуре чешуйчатым брюхом".

Змеем здесь, понятно, назван Дракон, символ созвездия Дракона. Киносура - это Малая Медведица, а Гелика - созвездие Большой Медведицы. Из строк Германика явствует, что  именно на спине Большой Медведицы  и находится Дракон. Созвездие Дракона было особенно важным для древних китайцев. Именно вдоль его хвоста двигался Полюс Мира на небесной сфере в течение около 3 тысяч лет в эпоху легендарных первых императоров Китая и последующих династий. Полюс Мира был для китайцев основой для фиксирования точек начала сезонов на небесной сфере.

Это значит, что появление  этих точек (точнее, находящихся рядом  с ними звезд) в определенный момент года на рассвете или закате возвещало  наступление ожидаемого сезона. Важнейшая  задача наблюдения таких событий и фиксирования необходимых звезд была обязанностью специальных придворных чиновников императора. Это были историограф, астролог и астроном двора императора, как правило, совмещавшиеся в одной персоне. Только высокообразованному человеку были под силу такие сложные функции, как разработка и ведение гражданского календаря, регулирование разнообразных хозяйственных и политических дат по наблюдениям звездного неба.

Информация о работе Ярчайшие звезды