Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 16:45, реферат
Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и количестве человеческих жертв.
В данном реферате мы рассмотрим подробнее каждый вид, выделим основные причины, вызывающие эти чрезвычайные ситуации, и приведем примеры.
Введение 3
Классификация аварий и катастроф 4
Транспортные аварии (катастрофы) 4
Аварии (катастрофы) на железнодорожном транспорте 4
Пример. 5
Аварии на водном транспорте 5
Пример. 5
Авиационные аварии и катастрофы 6
Пример. 6
Автомобильные аварии и катастрофы 6
Пример. 7
Пожары, взрывы, угрозы взрывов 7
Пример. 8
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (АХОВ) 8
Пример. 8
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) 9
Пример. 9
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) 10
Пример. 10
Внезапное обрушение зданий, сооружений 11
Пример. 11
Аварии на электроэнергетических системах 11
Пример. 12
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения 12
Пример 13
Аварии на очистных сооружениях (ОС) 13
Пример. 14
Гидродинамические аварии 14
Пример. 15
Заключение 16
Библиографический список 17
Интернет-ресурсы 17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Безопасности и защиты в ЧС
Реферат по дисциплине БЖД
на тему:
Аварии и катастрофы (промышленные, транспортные, коммунальные и др.). Причины, виды, примеры
Выполнил: студентка группы №Р-221
Клещева Юлия Викторовна
Руководитель: преподаватель Цыбенко
Евгений Иванович
Санкт-Петербург
2013 г.
Оглавление
Введение 3
Классификация аварий и катастроф 4
Транспортные аварии (катастрофы) 4
Аварии (катастрофы) на железнодорожном транспорте 4
Пример. 5
Аварии на водном транспорте 5
Пример. 5
Авиационные аварии и катастрофы 6
Пример. 6
Автомобильные аварии и катастрофы 6
Пример. 7
Пожары, взрывы, угрозы взрывов 7
Пример. 8
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (АХОВ) 8
Пример. 8
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ) 9
Пример. 9
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) 10
Пример. 10
Внезапное обрушение зданий, сооружений 11
Пример. 11
Аварии на электроэнергетических системах 11
Пример. 12
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения 12
Пример 13
Аварии на очистных сооружениях (ОС) 13
Пример. 14
Гидродинамические аварии 14
Пример. 15
Заключение 16
Библиографический список 17
Интернет-ресурсы 17
Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертвами, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жизнедеятельности.
Для предотвращения ущерба, необходимо уделять внимание тщательному изучению этих явлений. Очень часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному: кто аварией, кто катастрофой. Действительно, резких и строго очерченных границ и различий между ними вроде бы и не существует. Главным критерием является тяжесть потерь и наличие человеческих жертв. Что же такое авария и катастрофа, в чем их основное различие?
Для начала, стоит привести наиболее точные определения этих понятий. Итак, авария — 1) неожиданный выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, сооружения и т. п. во время выполнения рабочих функций, движения; 2) опасное техногенное происшествие, создающее на определенной территории или объекте угрозу жизни, здоровью и имуществу людей и могущее приводить к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, гибели и нарушению здоровья людей, а также причинение ущерба окружающей природной среде; 3) разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ. Как правило, при авариях восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.1
Катастрофа – событие (авария, стихийное бедствие и др.) с трагическими последствиями. К катастрофам относят событие, в результате которого погибло не менее 100 чел., не менее 400 получили ранения, не менее 35 тыс. чел. были эвакуированы и не менее 70 тыс. чел. остались без источников питьевой воды.2
Таким образом, главный критерий
в различии аварий и катастроф
заключается в тяжести
В данном реферате мы рассмотрим подробнее каждый вид, выделим основные причины, вызывающие эти чрезвычайные ситуации, и приведем примеры.
Специалисты разделяют аварии и катастрофы на 10 типов по объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения:
В свою очередь, каждый тип аварий (катастроф) подразделяют на отдельные виды. 3
Аварии (катастрофы) на железнодорожном транспорте
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Пример. 12 января 2013 г. В Иркутской области в крупной железнодорожной аварии погибли два человека. Сегодня утром на перегоне Утулик - Слюдянка сломался один из вагонов поезда с углём. Это произошло на полном ходу, поэтому часть состава (20 из 60 вагонов) сошли с рельсов, и опрокинулась на соседний путь. По нему навстречу товарному ехал локомотив, произошло столкновение. Машинист и помощник маневрового тепловоза погибли.5
Аварии на водном транспорте
Различают аварии (катастрофы) речных и морских грузовых и пассажирских судов.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.6
К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник гражданской обороны. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин. К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Пример. На Волге, в акватории Саратова, 18 августа 2011 года речной буксир столкнулся с катером "Прогресс". 1 человек погиб, еще один пострадал.
По словам одного их свидетелей происшествия, возле острова Тайвань, примерно в 200 метрах от берега, буксир-толкач РБТ-85 неожиданно свернул со своего пути и стал приближаться к весельному безмоторному катеру "Прогресс", в котором ловили рыбу двое рыбаков. Рыбакам пришлось выпрыгнуть из катера – одного из них спасти не удалось, второго вскоре подобрало следовавшее на небольшом расстоянии от буксира очистительное судно. Буксир ушел с места ЧП.7
Авиационные аварии и катастрофы
Различают авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах и вне аэропортов, населенных пунктов.
При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние. Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.8
Пример. 29 апреля 2013 года произошла авиакатастрофа на базе Баграм в Афганистане во время взлета. На борту самолета находились восемь членов экипажа, выжить никому не удалось. Версия теракта властями не подтверждается, хотя представители Талибана уже заявили, что это их люди сбили Боинг. По некоторым данным, перед катастрофой экипаж успел сообщить о смещении груза в трюме самолета.9
Автомобильные аварии и катастрофы
Различают аварии (катастрофы) на автодорогах и аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях.
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности. Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.
Пример. В ДТП под Вологдой 28 марта 2013 года погибли шесть взрослых, из них четверо — петербуржцы. Это два водителя автобуса и два человека, сопровождавшие группу детдомовцев. 21 ребенок ранен, дети госпитализированы. Одна девочка находится в крайне тяжелом состоянии. В региональном ГИБДД уже восстановили картину аварии. Водитель автомобиля ВАЗ при выполнении обгона допустил столкновение со встречным автомобилем - «Сканией». Грузовик с полуприцепом потерял управление и выехал на встречную полосу, где совершил лобовое столкновение с автобусом «Hyundai».10
Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.). Если в технологическом процессе применяют горючие вещества и существует возможность их контакта с воздухом, то опасность пожара и взрыва может возникнуть как внутри аппаратуры, так и вне ее, в помещении и на открытых площадках. Так, большую опасность представляют аппараты, емкости и резервуары с горючими жидкостями, так как они не бывают заполнены до предела и в пространстве над уровнем жидкости образуется паровоздушная взрывоопасная смесь. Причиной взрыва или пожара может послужить наличие в помещении горючей пыли и волокон. Пожары могут возникнуть от электроустановок, в которых присутствуют нагревающиеся проводники электрического тока и горючее вещество (изоляция этих проводников). При коротких замыканиях электрические проводники быстро разогреваются до высоких температур.12
Пример. 19 апреля 2013 года на шестом этаже жилого дома на Широкой улице в Москве на балконе взорвались газовые баллоны, после чего вспыхнули две квартиры. В результате пожара погибли три человека, еще 17 человек, в том числе четверо детей, получили ранения различной степени тяжести. Общая площадь пожара составила 200 кв м. Силой взрыва снесло балкон и панель, выбиты стекла, повреждены несколько машин. О случившемся в оперативные службы сообщили очевидцы, причем не только жильцы горящего дома, но и соседних зданий. У многих обратившихся за помощью к врачам — стрессовое состояние, сообщили медики. В пункте временного размещения с жильцами дома работают психологи. Сообщают, что у пожарных возникла проблема в устранении пожара из-за большого количества припаркованных машин, из-за которых было сложно проехать технике.13