Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:37, доклад
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Ликвидация аварийных ситуаций и крушения при перевозке опасных грузов
Аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июне
в Башкортостане произошла
В октябре 1988 г. на станции
Свердловск-Сортировочная при
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Соблюдая правила перевозок можно значительно сократить число аварий.
1.1. Настоящие Правила
1.2. Настоящие Правила определяют
меры безопасности и порядок
ликвидации аварийных ситуаций
с опасными грузами при
1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
1.4. Действия работников
1.5. Основные формы проявления
транспортной опасности грузов,
а также конкретные меры
Аварийная карточка содержит:
указания по применению средств индивидуальной защиты;
необходимые указания по действиям при аварийной ситуации:
- общего характера;
- при утечке, разливе и россыпи;
- при пожаре;
указания по нейтрализации;
указания по мерам первой помощи.
Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.
Необходимые для ликвидации аварийной ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.
Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках и в п. 5.9 настоящих Правил.
Указания по врачебной помощи предусмотрены
в Медицинских аварийных
1.6. Алфавитный указатель (
Если по какой-либо причине точное
наименование груза установить не удалось,
но известен номер ООН груза, то номер
аварийной карточки следует искать
по прил. 4.2 к настоящим Правилам.
При отсутствии наименования и номера
ООН груза следует
1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:
а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;
б) установить возможность и условия дальнейшего следования грузов и при необходимости совместно с локомотивной бригадой принять меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению доступа посторонних лиц в опасную зону;
в) после осмотра места
г) по прибытии на место аварийной
ситуации аварийно-восстановительных
и пожарных подразделений сообщить
их руководителям о состоянии
груза, подвижного состава и мерах
безопасности при ведении аварийно-
Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при выполнении работ с указанными грузами или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с сопровождающими их проводниками или специалистами и при их участии.
1.8. Восстановительные и пожарные
поезда железных дорог к месту
происшествия направляются в
порядке, действующем на
1.9. Для ликвидации последствий
аварийных ситуаций с опасными
грузами привлекаются силы и
средства грузоотправителя (грузополучателя),
которые после получения
1.10. При возникновении аварийных
ситуаций с опасными грузами
управления (отделения) железных
дорог привлекают в
Управления железных дорог в пределах своего региона заблаговременно определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих аварийные службы или соответствующих специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных ситуаций с которыми эти предприятия могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной администрацией по представлению управлений железных дорог.
Кроме того, к ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.
Порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о наличии
1.11. Министерства, ведомства, перечисленные
в приложении 8 к настоящим Правилам,
а также другие министерства,
ведомства, подведомственные
По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной службы по организации безопасной транспортировки и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский аппарат данного министерства, ведомства или организации.
1.12. Порядок проведения основных
мероприятий по нейтрализации
и дегазации приведен в
Обеспечение нейтрализующими веществами
подразделений, участвующих в ликвидации
последствий аварии, производится предприятиями-
2.1. К перевозке опасных грузов
допускаются локомотивные
При возникновении аварийных
Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии), количество опасного груза в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.
После передачи сообщения об аварийной ситуации локомотивная бригада принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в аварийной карточке на данный опасный груз.
2.2. При получении от машиниста
сообщения об аварийной
2.3. При отсутствии перевозочных
документов номер аварийной
2.4. К принятию неотложных мер
могут быть привлечены
2.5. Поездной диспетчер, получив
сообщение об аварийной